В последние дни в узких кругах специалистов весьма широкого профиля возобладали тревожно-приподнятые настроения: наконец-то одновременно с выходом США из иранской ядерной сделки начались боевые столкновения в Сирии между Израилем и Ираном. А, значит, наши военные там оказались как бы под перекрестным огнем. В общем, пришел бесславный конец нашей сирийской авантюре.
Наиболее, пожалуй, четко такую позицию высказал Григорий Явлинский, чья статья «Иранская ловушка» была размещена на сайте «Эха
Москвы». В ней говорится прямо:
- Нетаньяху в Москве пытался убедить Путина отказаться от союзничества с государством, в XXI веке угрожающим уничтожением другому государству. Проблема, однако, в том, что не быть союзником Ирана — значит уйти из Сирии. Ну или еще вариант — радикально изменить политику и договариваться с американцами (что не предусматривает сохранения Асада). В любом другом случае Иран и Асад будут затаскивать Россию все глубже в капкан.
Короче, влип Путин, а с ним и вся России. И не важно, что представления уже постаревшего без применения на практике своих либеральных взглядов главного «яблочника» далеки от реальности. Что, Нетаньяху наивный простачок, чтобы «убеждать Путина отказаться от союзничества» с Ираном? Нет, конечно. Путин не девица, а израильский премьер-министр не жених. Да нет его как такового – этого самого союзничества. А есть тактические взаимодействия в борьбе с терроризмом в Сирии. Точно так же, как и наши добрые отношения с Израилем не означают, что мы с ним союзники во всем. Поэтому бессмысленны уговоры какие-то, а тем более, ультиматумы.
Да, обстановка в Сирии обостряется, переходя на новый опасный виток уже семь лет незаживающего конфликта. Но никто – ни Иран, ни Израиль – не заинтересован в столкновениях там с Россией. И евреи, и персы понимают, что запал новой войны вовсе не в руках Москвы. Более того, обе непримиримые стороны даже заинтересованы, о чем уже появились первые комментарии из Тель-Авива, в России и ее возможной посреднической деятельности. Ведь не к Вашингтону же им апеллировать в сложившихся условиях. Там однозначно встали на сторону Израиля и объявили себя новым непримиримым врагом Тегерана. Короче, не нас загнали в угол, не наша вина в новой очень вероятной ближневосточной бойне.
А вот чего и как добивается Трамп и чего он добьется – это сегодня главные вопросы. На них и пытаются найти ответы мировые СМИ. Прежде всего, они отмечают, что Трамп резким волевым движением взорвал остатки пусть и хрупкого, во многом условного, равновесия на Ближнем Востоке. Отсюда и полная растерянность его европейских союзников. Десятки изданий цитируют слова министра иностранных дел Франции Жана-Ив Ле Дриана, заявившего, что, несмотря на решение президента США выйти из сделки по Иранскому атому, соглашение 2015 года продолжает действовать, и хоронить этот документ рано.
А министр финансов и экономики Франции Брюно Ле Мэр выразился еще жестче:
- Международное влияние санкций делает США экономическим полицейским планеты, это не приемлемо.
Корреспондент Би-би-си по вопросам обороны и дипломатии Джонатан Маркус отмечает:
- Трамп охарактеризовал сделку (заключенную в 2015 году) в весьма резких и при этом явно ошибочных терминах - раскритиковав соглашение за то, что оно не касалось тех вещей, которых оно и не должно было касаться. Но «неудобной правдой» для Дональда Трампа остается то, что все это время сделка по иранскому атому действительно работала. Есть серьезные опасения, что такая позиция Вашингтона может привести к новой региональной войне на Ближнем Востоке, которая будет иметь катастрофические последствия.
Все ведущие мировые издания отмечают, что действия американских санкций против Ирана будут возобновлены в срок до полугода (от 90 до 180 дней). Так заявили в Министерстве финансов США. В частности, с 6 августа вновь будут действовать ограничения на покупку долларов иранским правительством, возобновятся ограничения на торговлю Ирана золотом и другими драгоценными металлами, покупку или продажу алюминия, стали, угля, программного обеспечения для промышленных производств. Кроме того, снова вводятся ограничения на транзакции для покупки и продажи иранского реала и на операции с суверенным долгом Ирана. США отзовут разрешение на импорт иранских ковров и продовольствия, и введут санкции против иранского автопрома.
Широко цитируются в СМИ и слова президента Ирана Хасана Роухани:
- Решение Трампа — это начало психологической войны против Ирана, но такое психологическое оружие не окажет влияния на наш героический народ!
Известный американский обозреватель Фарид Закария в «Вашингтон Пост» подчеркивает:
- Трамп доказал, что иранские сторонники жесткой линии оказались правы.
В этой же газете помещен материал, говорящий о том, что, скорее всего, вводя в действие свой разрушительный план «А» президент США вряд ли имел и имеет план «Б», просчитывающий все ходы и возможные последствия своих действий. Неясно, как он будет реагировать, если Тегеран предпочтет борьбу и жертвы, а не уступки под угрозами санкционного давления, на что Трамп явно рассчитывает.
Многие отмечают, что Трамп надеется (явно беспочвенно) сломать не только иранское руководство, но и остальных подписантов «ядерной сделки» - Россию, Великобританию, Китай, Францию и Германию. Европейские партнеры США это решение Вашингтона пока поддержать отказались.
Карл Бильдт, бывший премьер-министр Швеции очень жестко оценил решение президента США выйти из соглашения:
- Своим решением по иранскому соглашению Трамп объявляет войну Европе, - написал он в своем блоге и тут же добавил «нас, европейцев, никакой океан от Ближнего Востока не отделяет, на нас все это влияет напрямую — совсем иначе, чем на Белый дом».
Немецкая «Tagesspiegel» вынуждена констатировать:
- Европейским компаниям грозят штрафные меры, если они будут продолжать сотрудничать с иранскими фирмами. Тегеран планирует уже в ближайшие недели вернуться к обогащению урана, если до этого не будут достигнуты договоренности с Германией, Францией и Великобританией относительно новых условий.
Оценивая худшие последствия решения Трампа Кеннет Рапоза в «Форбс» (США) небезосновательно полагает:
- Самый радикальный вариант — это выход Ирана из договора о нераспространении ядерного оружия и высылка иностранных наблюдателей. Оценки разнятся, но Иран способен создать атомную бомбу приблизительно за год или даже меньше, если судить по существующим у него запасам урана.
А Джеральд Сеиб из «The Wall Street Journal» (США) делает неутешительный вывод:
- Решение президента Дональда Трампа выйти из ядерной сделки, которую заключил с Ираном его предшественник, является большой авантюрой, вероятно, пока что самой большой за все время его президентства.
Как предполагает в своем обзоре мировой реакции на действия Трампа американский журнал «Foreign Policy», резкое обострение на Ближнем Востоке аукнется также и на Востоке Дальнем:
- Дональд Трамп делает ставку и на то, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, с которым он намерен встретиться через несколько недель, сделает из его заявлений вывод, необходимый для президента. Вывод о том, что сделка наподобие иранской, которая означает не закрытие ядерной программы Пхеньяна, а лишь замедляет ее реализацию, не будет считаться достаточной. Есть опасность того, что Северная Корея сделает другой вывод — о том, что в вопросе выполнения условий сделок, заключенных ее лидерами, рассчитывать на США нельзя.
Даже в Израиле не наблюдается сплошной эйфории по поводу последнего решения Трампа. Неслучайно «Haaretz» замечает с сомнением:
- Выход США из ядерного соглашения с Ираном — «благодаря доказательствам, предоставленным Нетаньяху» — может нанести удар по отношениям Израиля с западными союзниками. Этот шаг угрожает как всему миру, так и самому Израилю.
Вряд ли там стремятся сгореть в пожаре новой войны – надо ведь в следующем году еще и Евровидение проводить. Да и вообще, прежде чем куда-то войти, они привыкли думать о том, как выйти. Ряд изданий, прежде всего, европейских, видят в резком движении Трампа, как ни странно, перспективы новых возможностей для России. Так, Русская служба Би-би-си приходит к выводу:
- В связи с тем, что односторонний выход США из соглашения никого в Европе не обрадовал, теоретически у Москвы открывается возможность возобновить взаимодействие с европейскими столицами, пусть и по узкому кругу вопросов. Россия и так обвешана санкциями, в том числе американскими, как новогодняя елка. Поэтому возможным американским экономическим давлением могут пренебречь.
К тому же, как отмечают СМИ, Тегеран тоже постарается пробить намеченную изоляцию через Китай, Индию и, конечно, Россию.
Польская «Газета Выборча» (Gazeta Wyborcza), как и многие другие издания, говорит о негативных последствиях и многих проигравших от решения президента США:
- Но есть кто-то, кто выигрывает при любом раскладе. Кто-то, для кого рост цен на нефть, ослабление международной позиции США и экономические войны на Западе — прекрасная музыка для ушей. Это Россия.
Понятно, что в последних словах звучит неприкрытая русофобия, но, согласимся, в доводах польского издания есть свой резон. Когда-то Конфуций, надо отметить, вовсе не знакомый с Дональдом Трампом, мудро заметил:
- Не мешайте дураку совершать ошибки.
А, может, пора, не мудрствуя лукаво, вспомнить иные, часто употребляемые слова: берегите спички от детей, то есть Трампа, много жизней тогда спасем. Но не будем злорадствовать по поводу того, что ему захотелось вдруг сломать шею ради величия Америки. И тем более паниковать по поводу того, что Россия уже всё и всем проиграла.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
1. Re: Капкан, да не нам