Почему государство готовит дефицитных специалистов для заграницы?

Социолог Екатерина Добренькова поддерживает обязательную «отработку» по специальности, но с некоторыми «но»

Как сообщалось, депутат Госдумы Сергей Вострецов («Единая Россия») внес в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий внедрить механизм, который позволит «решать вопросы по трудоустройству выпускников вузов». Как пишет «Коммерсант», парламентарий предлагает ввести обязательную «отработку» для всех выпускников-бюджетников в государственных организациях или органах власти не менее четырех лет. Если трудоустраиваться в госструктуры бывший студент не намерен, он «будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения».

В ходе дискуссии о законопроекте превалировали три точки зрения.

Первая. Человек кузнец своего счастья (либеральная).

Вторая. Надо обязать государство заниматься распределением вакансий для выпускников вузов при желании самих соискателей работы (средняя).

Третья. Государство обязано заниматься распределением вакансий, а выпускники бюджетных факультетов не имеют права отказываться от государственного распределения (жесткая).

Законодательную инициативу депутата прокомментировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:

Я склоняюсь к третьей точки зрения, однако есть много «но». Деньги, потраченные государством на обучение студента, должны быть отработаны на пользу страны. Иначе мы сталкиваемся с неравномерной ситуацией. Одни, окончив вуз, работают по специальности, а остальные учащиеся уезжают за рубеж или работают не по профессии. Неправильно, когда государство тратит деньги впустую, особенно это касается гуманитарных специальностей, юристов, экономистов. Студенты благополучно оканчивают вуз, но не работают по профессии. Зачем государство тратит деньги, если выпускники не работают по полученной специальности?!

Выпускники технических специальностей: физики, химики, айтишники, биологи, микробиологи востребованы на рынке труда. Но большая часть из них покидает страну. Неправильно и возмутительно, когда государство на деньги налогоплательщиков готовит востребованных специалистов для заграницы. Подобная тенденция красноречиво свидетельствует о неразумном подходе государства к системе образования. Никто не заботиться, для чего мы тратим деньги, кого мы готовим?

Но возникает еще одна проблема: куда распределять выпускников? Всем очевидно, что неправильно, когда студенты не работают по специальности или уезжают за границу, но остро встает вопрос: куда распределять? В Советском Союзе была развита система промышленности, производства, науки, образования, медицины, поэтому не было проблемы при распределении выпускников в сельскую местность и города. А куда теперь распределять инженеров, физиков, химиков? У нас отстает высокоточное научное производство. Кроме Академии наук, у нас очень скудное научное производство. К тому же зарплаты несоизмеримы с предложением иностранных компаний. Если государство стремится к подготовке высококлассных специалистов, нужно создать все условия для выпускников, предложить им достойную зарплату, сопоставимую с иностранными заработками. Российскому айтишнику платят в десять раз меньше, чем за рубежом.

Есть еще один путь: государство может определить взаимовыгодное сотрудничество  с частными компаниями, где также присутствует дефицит определенных специалистов. В этом случае частная компания могла бы компенсировать государству обучение студента. В нашей действительности этот вариант был бы ближе к истине.

Министерство образования должно подписывать соглашения с базовыми предприятиями в рамках ведомств. Если каждый вуз самостоятельно будет искать место распределения для своих выпускников, то не факт, что будут найдены рабочие места. Вуз может только договариваться, но не может обязать работодателя принимать к себе на работу бывших студентов. Государство должно выбрать приоритетные направления, куда выпускник имеет право идти без подписания договора с вузом. Мы подготавливаем агрономов, зоотехников, ветеринаров, но куда они идут? В действующих сельхозпредприятиях работает только 2-3% выпускников специализированных учебных учреждений. Где остальные? Выпускники идут в частные, как правило, иностранные компании, торгующие удобрениями, химикатами или же лечат собачек-кошечек в ветклиниках, а не коров-овец на сельхозпредприятиях. Нужно определить, куда можно, а куда нельзя идти выпускнику вуза. Государство должно обозначить приоритетные направления для развития различных сфер.

В медицине творится безобразие. Мы выпускаем множество врачей, но в регионах сложилась катастрофическая ситуация. В провинции жизненно необходимо перераспределение выпускников. Государство тратит почти десять лет на подготовку высококвалифицированного медицинского персонала, а затем выпускники медвузов оказываются неизвестно где! Людей некому лечить. Нужно срочно решать проблему региональных кадров. Региональная медицина пребывает в катастрофическом состоянии - скоро люди начнут умирать, если уже не умирают от не имения квалифицированных кадров. Кто из врачей поедет работать в село за 10-15 тысяч рублей? Необходимо создавать адекватные условия для врачей. Человек должен быть готов отработать затраченные на него деньги государством. Отработал? Иди в частную клинику. Или верни государству деньги и иди, куда хочешь. 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Re: Почему государство готовит дефицитных специалистов для заграницы?

Рыбин, в Москве и близлежащих регионах, а также "на северах" почвоведы востребованы.

рудовский / 23.04.2018

5. стаж

Средний сын окончил в 2017 бюджет, он- почвовед. Вакансии есть, 5 мест в России, но все отказались брать сына, т.к. у него нет стажа работы по специальности, а им всем пятерым нужен работник с опытом. Итог- сын работает не по специальности. Как быть?

Рыбин / 23.04.2018

4. Re: Почему государство готовит дефицитных специалистов для заграницы?

Что касается врачей, то распределение тут уже выглядит вполне реально (об этом идут довольно конкретные разговоры), и понятно - государство тут является крупнейшим работодателем. Что касается других специальностей, то там ситуация другая. Во-первых, государство только косвенно участвует в планировании студентов той или иной специальности... Количество бюджетных мест определяется, с одной стороны, историей (сколько было раньше), с другой - спросом (конкурсом). Потребность тут - вообще не фактор. Во-вторых. что касается фундаментальных дисциплин, то специалистов по ним надо готовить независимо от потребности - просто, чтобы не терялась школа подготовки соответствующих кадров. Сохранение умения обучать физика или математика важнее, чем то, что потраченные деньги уплывут за рубеж... Т.е. тут студентов должно быть СИСТЕМНО БОЛЬШЕ, чем рабочих мест. Собственно говоря, когда рабочих мест меньше, чем выпускников, это в определённой степени хорошо. Это создает конкуренцию, заставляет студентов лучше учиться и искать возможность трудоустройства ещё во время учёбы. Гарантированное распределение способствует умножению троечников. Проблема в другом: наши рабочие места не являются достаточно привлекательными. За бугром мёд слаще. Т.е. проблему надо решать с другого конца - не через распределение, а через увеличение финансирования отечественной науки, через создание хороших рабочих мест здесь. Также возможно введение образовательного налога при выезде за рубеж. Вернее, не так. Бесплатное образование отменить. Ввести государственные субсидии на обучение. И по условиям контракта на получение субсидии студент обязан вернуть средства при выезде за рубеж (возможно - поэтапно в течение срока, эквивалентному сроку обучения).

3. Ответ на 2., Андрей Козлов:

Давно следует вернуться к системе рапределения выпускников, может и не очень давно, но уже пора.

Та система распределения выпускников, которая была в СССР, была встроена в существовавшую тогда социальную и экономическую системы. Какого лешего в буржуазной РФ должны существовать такие же правила (а ведь ещё ведут речь об удвоении срока, т.е., до 6 лет)? Вначале пусть вернут существовавшие тогда социальные гарантии.

2. Автор права:

Давно следует вернуться к системе рапределения выпускников, может и не очень давно, но уже пора. Это наше напутствие перед 7 мая. Вопрос сложный, требует, конечно, колоссальной проработки по всем местам и весям страны, но пора Правительству начинать его решение в постановке этой задачи автором статьи и всеми иными здоровыми силами России.

1. Re: Почему государство готовит дефицитных специалистов для заграницы?

Нужно определить, куда можно, а куда нельзя идти выпускнику вуза. (c) Да люди без вас разберутся, куда им можно, а куда нельзя.

рудовский / 23.04.2018
Екатерина Добренькова:
Поможет ли коронавирус России сделать рывок?
Актуальные размышления о негативных и положительных последствиях нынешней напасти
06.04.2020
Сможет ли ФСБ вырвать бизнес из тисков криминала?
О призыве Президента России очистить от преступных схем стратегически важные отрасли экономики и предпринимательства
21.02.2020
«Регуляторная гильотина» - очередная профанация или прорыв?
О диалоге председателя правительства и министра финансов о сокращении числа надзорных органов в ходе так называемой регуляторной гильотины
04.12.2019
Справедлива ли «регуляторная гильотина»?
Власть переложит на общественность вину за недостатки разрабатываемого контрольно-надзорного регулирования
29.10.2019
Искали бедность, а нашли нищету
Согласно опросу Левада-центра, 40% граждан живут не более чем на 12,5 тысяч рублей в месяц
01.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Ковид-кризис, мир и мы
Новый комментарий от Пётр
2020-08-08 15:24
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-08-08 14:58
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от
2020-08-08 14:55
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-08-08 13:54
«Внеконфессиональный богослов» Давыдов уволен из МДА
Новый комментарий от рБ Борис
2020-08-08 13:31