29 марта исполняется 75 лет со дня рождения Высокопреосвященнейшего Михаила (Донскова), архиепископа Медонского, викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Редакция РНЛ сердечно поздравляет владыку с юбилеем, желает ему многая и благая лета, помощи Божией, успехов в трудах во благо Церкви, а также благодарит за многолетнее сотрудничество.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Медонского Михаила с 75-летием со дня рождения, сообщает Седмица.ru.
«Ваше Высокопреосвященство! Примите сердечные поздравления с 75-летием со дня рождения вкупе с молитвенными пожеланиями доброго здравия, мира и неоскудевающей о Господе нашем Иисусе радости. Небесный Отец, глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, сподобил Вас многие годы предстоять Своему жертвеннику и совершать великое Таинство Таинств — Святую Евхаристию. Трудясь на месте своего служения, Вы заботились об утверждении чад церковных в вере и благочестии, прилагали попечение об обращении современников к познанию Того, Кто есть путь и Истина и жизнь (Ин. 14:6), наставляли молодое поколение в истинах Православия», - подчеркнул Его Святейшество.
«Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Предстагельством Пречистой Девы Марии да обновит Милостивый Спаситель Ваши душевные и телесные силы для дальнейшего служения во славу Его пресвятого имени. Многая и благая Вам лета», - заключил Патриарх Кирилл.
Своими воспоминаниями о встречах с владыкой Михаилом делится Виктория Медунина, пресс-секретарь Фонда «Духовное наследие апостола Павла»:
До последнего времени правящего архиепископа Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Конечно, всем, кто знает этого удивительного владыку и человека, хочется, чтобы в эти дни он услышал слова благодарности многих и многих пасомых им в разных странах и даже континентах, где бывал этот неутомимый проповедник Слова Божия и стойкий воин Христов.
Неоднократно в своей жизни мне приходилось быть свидетелем удивительных событий, если не важнейших, то очень важных судьбоносных в нашем земном мире. И всегда Господь для исполнения Своего Промысла выдвигал, казалось бы, из небытия или неведения людей для исполнения Своей Воли. К таким людям – воинам Христовым, избранникам Божиим относится и архиепископ Михаил (Донсков). Именно он из архиереев Русской Православной Церкви Заграницей стал одним из исполнителей великого торжества Православия – воссоединения нашего разорванного историческим лихолетьем народа и восстановления церковного единства. Я не преувеличиваю величия и значительности для жизни нашего народа Божия усилий этого архипастыря. Он поднял и пронес свой Крест, возложенный на него Спасителем. Достойно и верно. О чем и свидетельствую. Это только часть того, что мне пришлось видеть.
Наше знакомство с владыкой Михаилом, тогда епископом Бостонским, произошло в день памяти праведного Иоанна Кронштадского 2 января 2004 года в храме Царственных страстотерпцев в имении В.П. Мелехова под Подольском. Нас познакомил тогда издатель, а ныне митрофорный протоиерей Владимир Полторак. Его издательство «Родник» издавало редчайшие и важнейшие для русской духовной жизни книги: «Символику Христианского искусства» великого реставратора А.Н. Овчинникова, двухтомник Воспоминаний князя Н.Д. Жевахова, воспоминания генерала В.Н. Воейкова «С Царем и без Царя», стихи и прозу поэтессы Нины Карташевой «Порфира и виссон». Этим книгам владыка Михаил, как заядлый библиофил, был очень рад. Как и книгам, изданием которых занималось наше Историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», в котором несколько лет я была вице-президентом и директором Всероссийского духовно-просветительского форума «Глинские чтения» - первого общественного объединения православных педагогов.
В тот день знакомства владыка с радостью принял в дар книги «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», «Глинский патерик», «Историю Глинской пустыни» одного из выдающихся глинских старцев схиархимандрита Иоанна (Маслова, +1991). В начале 2000 года «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» был присвоен Министерством образования России гриф как книге для учителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Это было впервые в истории современной России, когда книга, изданная по благословению Издательского совета РПЦ, была признана учебником в светской школе. Это было время активных поисков и широкой патриотической и духовной работы. Уже Рождественские образовательные чтения шагнули в Кремлевский Дворец съездов, собирая тысячи учителей со всех практически епархий. Но, к сожалению, в начале нашего знакомства владыка Михаил, прирожденный педагог и воспитатель молодежи, не знал, что такое мощное педагогическое движение существует. Мы пригласили его принять участие хотя бы в торжественном открытии Рождественских чтений в конце января 2004 года. Он с радостью и настороженностью принял наше приглашение. На следующее воскресенье мы привезли ему пригласительный билет. Оглядываясь назад, в быстро пролетевшие 14 лет, мы уже забываем те обстоятельства, в которых мы жили и какими не простыми были отношения с Русской Зарубежной Церковью. Трудно забыть ошеломленное выражение лица владыки Михаила, когда мы его завели в Кремлевский Дворец съездов, украшенный выставками, кишмя кишащий 6 тысячами участников. Да и тема чтений была определена, как «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Владыка был растерян. Он этого не ожидал никак.
Во время второй нашей встречи, когда мы с отцом Владимиром передавали владыке приглашение как Почетному гостю на Рождественские чтения, владыка за чаем рассказал нам, как он впервые посетил Россию, будучи студентом. И, что по Божией воле, находясь в Москве, в Замоскворечье он оказался у ворот тогда еще закрытой Марфо-Мариинской обители. Чувствуя необычность места, он спросил проходившую пожилую женщину, где он находится; та на ухо ему сказала, что это знаменитая Марфо-Мариинская обитель, и торопливо ушла. Сказал, что в Нью-Йорке, в Знаменском Синодальном соборе РПЦЗ находится десница святой мученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Разговор коснулся того, что теперь, в начале 2000-х, начинает возрождаться Марфо-Мариинская обитель, что там уже стоит памятник святой княгине Елисавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова. Того Клыкова, чья работа – памятник святому страстотерпцу Императору Николаю Второму стоит с 1998 года возле храма Царственных страстотерпцев в Мелихово, где мы и сидим и ведем беседу. И словно Ангел пролетел. Или Царственные страстотерпцы нам шепнули. И мы начали говорить владыке Михаилу, что в Россию надо привезти мощи святой мученицы Елисаветы Феодоровны. Владыка был категоричен. Он сказал, что это невозможно никогда. На наш вопрос: «Почему?». Владыка очень твердо ответил: «Потому что не святыни ходят к людям, а люди к святыням». Мы начали ему приводить примеры принесения святыни с Афона. Летом 2003 года состоялось принесение с Афона стопы Всехвального апостола Андрея Первозванного. И наш Фонд святого апостола Андрея Первозванного был инициатором принесения этой святыни в Россию, Белоруссию и
Украину. Миллионы людей тогда поклонились святыне. Владыка был не преклонен. Мы стали его уговаривать, что мы доложим руководству Фонда о написании прошения к Синоду РПЦЗ о принесении святыни в пределы Русской Православной Церкви. На любое возможное время. Стопа апостола Андрея Первозванного пребывала месяц. Может быть, на месяц, на неделю? Владыка ничего на наши вопрошения не отвечал. Но через неделю после Божественной Литургии принял из наших рук письмо от имени Президента Фонда Александра Владимировича Мельника на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра с просьбой на Священном Синоде РПЦЗ рассмотреть возможность принесения частицы мощей свщ.мученицы Елисаветы в Россию. И не сказал ничего. Вернее, сказал, что он передаст это письмо митрополиту Лавру. Вскоре он познакомился с руководством фонда, которое состоялось в Государственном выставочном зале «Новый манеж» на выставке картин академика живописи Дмитрия Белюкина. На ней присутствовал президент Фонда Александр Мельник и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Символично, что на этой выставке в феврале 2004 года было представлено масштабное полотно Дмитрия Белюкина «Исход. Крым, 1920». На одном из таких кораблей, изображенных на картине, оставлял Россию совсем юный казак станицы Зотовской Хоперского округа отец будущего владыки Василий Донсков. Как оказалось навсегда.
Удивительными людьми были родители будущего архипастыря. Через мытарства эмиграции прошла их семья. Более трех лет донской казак Василий Донсков был в Турции, где тяжким трудом мог себе заработать только не пропитание помидорами. Добравшись до Чехословакии, стал учиться в Сельскохозяйственной Академии.
Мама владыки – чешка по национальности, стала верной женой и матерью троих сыновей донскому казаку Василию. Многие из Чехословакии эмигранты оказались в Париже. Там в 1943 году родился младший сын Семен, будущий владыка. Семья была глубоко верующей, и с малых лет дети прислуживали в храме. Первую исповедь у семилетнего Семиона принял прибывший в Париж владыка Иоанн Шанхайский.
Во время одной из наших бесед владыка Михаил рассказал мне удивительный случай, который, как мне кажется, является самой лучшей характеристикой характеров, благородства, смелости и мужества родителей маленького тогда совсем будущего владыки.
Во время оккупации Франции фашистами семья казака Василия Донскова жила с малолетними детьми в маленьком доме с подполом в Париже. В этом подполе несколько лет Василий с супругой укрывали еврейскую семью. Однажды отец владыки пошел в парикмахерскую, где была небольшая очередь. В парикмахерскую пришел немецкий офицер и хотел сесть в кресло без очереди. И Василий его не пропустил. Тот спросил строптивого казака, где он живет и как его фамилия. Тот сказал, но не пропустил фашиста. На следующий день из военной комендатуры прибыл военный посыльный с вызовом Василия Донскова к коменданту Парижа. Того не оказалось в этот момент дома, тогда жена вызываемого Анна, мать троих малолетних детей, сказала, что пойдет вместо мужа. И пошла. Ее принял комендант – немецкий офицер, рассказал, что произошло накануне в парикмахерской ужасное событие, и сказал, что ее мужа ждет суровое наказание за оскорбление и сопротивление офицеру верхмахта. Он пригласил к себе кабинет этого офицера. Тот все подтвердил. И вот наша Аннушка идет к этому офицеру и на чешском языке очень эмоционально говорит с возмущением, что какой позор для чеха носить форму фашистов. Как он мог опозорить так себя и своих родителей. Да еще вести себя среди мирных граждан как настоящий фашист! Тот отвечает ей пораженно на чешском языке. Комендант оторопело наблюдает и отправляет офицера. После чего говорит ей, что он во всем разобрался, что офицер будет наказан и направляется на восточный фронт. Что к ее мужу претензий нет. Попросил ее пропуск, отметил. И сказал, что он просит ее следующий раз быть осторожнее, потому что многие офицеры вермахта знают чешский язык. Аннушка ушла и долго никому о том , что случилось не говорила. Потом через много лет как-то вспомнила между делом.
В такой замечательной семье воспитывался владыка.
Тогда на выставке в «Новом манеже», в феврале 2004 года трудно было нам представить, участниками каких событий мы станем вскоре.
В апреле 2004 года, в Великую субботу делегация Фонда Андрея Первозванного вылетела в Иерусалим, стала свидетельницей схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня и принесла Его в Храм Христа Спасителя к Пасхальной службе. От Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго возглавлял делегацию епископ Дмитровский Александр, ныне митрополит Брянский и Севский. В составе нашей группы был и епископ Бостонский Михаил. По прилету в Москву Благодатный Огонь был доставлен им в Храм Царственных страстотерпцев в Подольске.
Для меня эта Пасха стала большим испытанием. Прямо на Светлой седмице умер мой супруг Анатолий. Во время его отпевания в храме приехал епископ Михаил. Священник, который свершал таинство отпевания, растерялся, увидев владыку, и предложил ему возглавить. Владыка деликатно предложил продолжать. И стал в сторонке. Но на кладбище он шел впереди нас по апрельской хляби, потом отслужил Заупокойную Литию. После опускания гроба взял у гробовщиков лопату и начал засыпать могилу. До сих пор, вспоминая этот день, вижу еще раскрытую могилу и высокого сильного владыку, поднявшегося на холм свежей земли, и слышу звуки от падающих на крышку гроба комьев. Владыка продолжал закапывать до конца и даже помог оформить горбик над могилой. По-отечески говорил с моими осиротевшими дочерьми-подростками и стал для них дорогим человеком на всю жизнь. Я же перед ним всегда в долгу.
Во второй половине апреля владыка отправился в Нью-Йорк на заседание Священного Синода, где должны были рассмотреть и нашу просьбу. Перед отъездом мы обсуждали и волновались. Дословно владыка говорил следующее. Что лично он поддержит наше прошение. Но у них в Синоде решение принимается не большинством голосов, а абсолютным большинством, воздержавшихся быть не может. И что он предполагает, что будут голоса против. На том и расстались. Мы с нетерпением ждали новостей с Нью-Йорка. И свершилось чудо! Все члены Синода проголосовали положительно. За Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром оставили право определить время и сроки принесения. Синодом также было определено, что в пределы Русской Православной Церкви будет принесено две святыни. Ковчег с десницей священномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, находящейся в Нью-Йорке, и ларец, сделанный из досок гробов, в которых в Иерусалим прибыли святые мощи сщмц. Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. В ларце должны находиться частицы их мощей, отделенные от мощей святых, находящихся в монастыре Марии и Магдалины в Иерусалиме. Святыни из Иерусалима должны быть принесены в Москву.
Через месяц, в мае того года состоялся в Россию частный визит митрополита Лавра. В Мелехово под Подольском замечательным майским днем состоялась встреча Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра и президента Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного А.В. Мельника. Руководил переговорным процессом епископ Бостонский Михаил. Встреча, запланированная минут на 10-15, продлилась несколько часов. Перед началом разговора владыка Лавр внимательно и пристально посмотрел всем нам в глаза и благословил нас. Были определены сроки – 7 месяцев. Сопровождать святыни благословлено безотлучно, кроме прибытия на заседания Синода, епископу Бостонскому Михаилу и рабочей группе. Принесение мощей было запланировано на двадцатые числа июля 2004 года из Иерусалима в Москву.
Принесение мощей священномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в пределы Русской Православной церкви стало настоящим национальным событием. В течение семи месяцев им поклонялись в разных уголках России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. 74 епархии. Как Божия милость воспринимался духовный порыв миллионов людей, которые встречали святыню, куда бы она ни прибывала. Ночью, ранним утром, в стужу, в дождь стояли млад и стар. Стояла эта святая молящаяся очередь, освещенная огоньками свечей, встречая святыню на вокзалах, в аэропортах, возле больших соборов и малых храмов, в домах престарелых, тюрьмах. На полустанках, мимо которых пролетал наш храм-вагон. Перед нею парадным шагом с развернутыми знаменами проходили воинские части в выцветших от забайкальского зноя гимнастерках. От нее засветилось неземным счастьем лицо мальчика-инвалида, который мог только ползком передвигаться в крошечном манеже почти заброшенного дома-интерната детей-инвалидов в селе Валдгейм Еврейской автономной области. Его из-за отсутствия необходимого кресла-каталки не смогли воспитатели отнести в актовый зал детского дома, в который почти невесомым ручейком в праздничных одеждах и бантах одетых по такому случаю шли деточки, которые могли ходить. Приложившись к святыне, они прижимали к себе маленькие иконки и что-то им шептали. А подросток Александр из-за тяжелого врожденного увечья сидел в детском манеже. И вдруг свершилось невозможное. Его коснулась святая десница великой милостивицы княгини Елисаветы. После того, как все воспитанники детского дома приложились, владыка Михаил поднял ковчег и стал обходить все палаты, где были лежачие деточки. Подходил к каждому увечному ребенку, благословлял, прикладывал и оставлял в изголовье иконку. Подошел и к Александру. Спросил, как его зовут. – Александр!
Мальчик как мог своей изувеченной ручкой перекрестился, приложился к святыни, взял и прижал к себе иконку. Лицо его преобразилось. На нем сияли очи. И он сказал: « Я за вас молиться буду». Мы не смогли сдержать слез.
Владыка Михаил все месяцы принесения святыни был с ней неотлучно. Увидел Россию от Чукотки до Калининграда. И Россия увидела его и полюбила.
Владыка был неутомим. Мог не спать сутками. Мы, сопровождавшие святыню как члены рабочей группы, поражались тому, что он был везде своим родным человеком. Удивительных встреч было много. Но об одной расскажу отдельно. Это произошло в Курганской епархии. В ней мы оказались неожиданно. После посещения Екатеринбурга мы прибыли в Пермь, откуда должны были вылететь на Украину. Но из-за сложной обстановки в этой стране принесение святыни было отменено, и мы вернулись на Урал – в Курганскую область. Октябрь месяц, после Покрова, который засыпал в пути снегом наш храм-вагон. Поздно ночью прибываем в Курган. Весь вокзал заполнен тысячами людей с горящими свечами и удивительной теплой просто пасхальной ночью и радостью. Курганцы подарили нам возможность поклониться великой святыне – Чимеевской иконе Божией Матери. Владыка Михаил мечтал посетить родину основателя Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина (Капустина) – село Батурино. Оно было в стороне от маршрута, который предложили нам курганцы. Оставив группу, вдвоем с водителем мы поехали в это далекое место. Дорога была тяжелой. Село было заброшенным, как и храм, в котором служили многие поколения предков создателя Русской Палестины. По осенней хляби мы дошли до храма. Он стоял как старый забытый всеми воин-инвалид. На маковке светился крест. Начали бродить вокруг храма, зашли внутрь. И где-то высоко под куполом храма Преображения Господня услышали звуки пилы. Работавший, увидев нас, спустился. Это был настоятель храма отец Сергий Кривых. Тут же на развалах трудилась и его матушка. Их было только двое. Поразили руки священника в кровавых мозолях. Владыка с благодарностью благословил подвижников. Потом достал свой кошелек и отдал батюшке все, что в нем было. Такими храмами и подвижниками при них Россия поднимается к небу. Много потрудился в Батурино отец Сергий. Привез в храм со Святой Земли частицы мощей священномучениц Елисаветы и Варвары, достучался до Императорского Православного Палестинского общества, которое даже благотворительный фонд создали, вспомнили о 200-летии со дня рождения великого подвижника архимандрита Антонина (Капустина) в 2017 году. Даже Святейший Патриарх Кирилл посетил Батурино и Батуринскую Святыню в канун 200-летия рождения праведника и открыл небольшой памятник основателю Русской Палестины. Но Святейшего Патриарха в Батурино возле возрождавшейся святыни и бюста архимандрита Антонина (Капустина) встречал уже новый настоятель храма, а не отец Сергий Кривых, который посвятил восстановлению храма и приведения его в Божеский вид более двадцати лет. Его отправили в отпуск. Длительный.
Во время пребывания святыни было много удивительных и промыслительных встреч и событий, которые оргкомитет не мог ни придумать, ни предугадать. Так 6 октября 2004 года во время пребывания святыни в Екатеринбургской епархии мы оказались на Ганиной яме. Как потом мы узнали в Верхотурье, что именно в этот день 1918 года все убиенные с великой княгиней были подняты в один день из Синяхинской шахты и в храме святой Екатерины и отпеты. В этот день, когда мы выехали из Екатеринбурга со святынями на Ганину Яму, была ужасная непогода. Казалось, что все плакало. Так продолжалось до тех пор, пока на Ганиной Яме перед установленными святынями владыка Михаил не отслужил молебен. Заиграла радуга и засияло солнце.
Принесение святынь и их сретение с православным людом стало предвестником грядущего воссоединения. Но для его свершения потребовался еще и МОМЕНТ ИСТИНЫ, и он настал в Смоленске у митрополита Кирилла, ныне нашего Патриарха.
Удивительно, что в Смоленск мы прибыли 25 декабря накануне юбилея – 26 декабря отмечалось 20-летие назначение архиепископа Кирилла на древнюю Смоленскую кафедру . Прибытие в Смоленск было не простым. Владыка Кирилл возглавлял ОВЦС Русской Православной Церкви. Отношение с РПЦЗ было не простым. Владыка Кирилл встретил нас в древнем кафедральном соборе, заполненном тысячами людей. Сказал слово, потом владыка Михаил. Все было по протоколу. Но на следующий день мы были приглашены в гости к владыке Кириллу узким кругом. Дом владыки был очень скромным. Он рассказал о непростых годах пребывания в Смоленске, коснулись и драматических событий 1993 года. И тут владыка Михаил спросил митрополита Кирилла, какую позицию занимала Русская Православная Церковь в момент противостояния и братского кровопролития в Москве в конце сентября-начале октября 1993 года. Владыка Кирилл рассказал о тех огромных усилиях, которые предприняла РПЦ, чтобы избежать кровопролития, о переговорах в Даниловом монастыре, о принесении из Третьяковской иконы Владимирской Божией Матери в Богоявленский собор, о том, как в ночь с 3 на 4 октября их ввели в заблуждение, что расстрела Белого Дома не будет и отправили по домам. И устроили бойню. У Святейшего Алексия II случился инфаркт. Епископ Михаил слушал все очень внимательно, а за тем сказал: « У нас были иные сведения».
У меня стойкое убеждение, что именно в Смоленске, перед чудотворной иконой Смоленской «Одигитрия» и началось воссоединение, которое завершилось подписанием Акта 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя. А на следующий день, 18 мая, впервые в новейшей истории представитель РПЦЗ – епископ Бостонский Михаил служил Литургию и молебен пред Владимирской иконой Божией Матери в храме Николая Чудотворца в Толмачах и освятил список иконы Богородицы Державной. Эта «Державная» в день рождения Императора-Страстотерпца Николая II 19 мая 2007 года прибыла во Владивосток возглавила начало самого длинного непрерывного крестного хода Владивосток-
Москва, открывавшего удивительную народную программу «Под Звездой Богородицы». 8 июня 2008 года крестные ходы из Владивостока, Якутска, Барнаула, Иерусалима, Афона, Сант-Петербурга, Ростова-на-Дону, Архангельска, сойдясь в Коломенском перед чудотворной иконой Богородицы «Державная», завершили массовым народным шествием, которого, наверное, никогда не видела столица, в Храме Христа Спасителя. После воссоединения РПЦ и РПЦЗ в августе 2007 года икона Богородицы «Державная», которая стала символом, что Матерь Божия не оставила Россию, впервые посетила православные приходы в Европе, Северной и Южной Америке. И началось это все с Женевы, куда доставил икону Богородицы «Державная» епископ Михаил.
Особые слова признательности владыке за то, что когда в 2010 году скончалась настоятельница Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря игумения Елисавета (Беляева), которая не только восстановила знаменитую обитель, но была мироносицей великой идеи Москва-Третий Рим, архиепископ Михаил фактически поднял эту тему. Книга о матушке Елисавете (Беляевой), изданная по благословению митрополита Псковского Евсевия открывается статьей владыки Михаила.
Это только малая толика того, что сделал и делает этот замечательный архипастырь. И везде, где он бывает, начинают светиться от счастья люди, которых окрыляет неутомимый владыко Михаил. Воин Христов.
Многая и благая лета, дорогой владыко, наш наставник и собрат!
Биографическая справка:
Архиепископ Михаил (Донсков) родился 29 марта 1943 г. в Париже в семье донского казака станицы Зотовской, Хоперского округа, Василия Семеновича Донскова (1898-1986). Крещен епископом Матфеем.
Образование получил во Франции, окончил 10-классную Русскую школу А.М. Осоргиной. С 7 лет прислуживал в алтаре. С 1951 г. участвовал в церковном хоре юношеских лагерей, а с 1960 г. служил псаломщиком и регентом.
В 1965-1966 гг. проходил военную службу, находился в санитарных частях.
Полученный в 1966 г. Diplome de Moniteur de Colonies de Vacances позволил вести педагогическую деятельность в юношеских православных лагерях, в которых сам участвовал с 1950 г. Школу инструктора и впоследствии руководителя «Витязей» (НОВ) прошел непосредственно при основателе НОВ.
В 1959-1966 гг. руководил лагерями витязей во Франции (летом и весной) и в Австрии (зимой). В 1994-1995 гг. руководил двумя лагерями в России, на Дону. Одновременно с 1969 г. работал в госпиталях Парижа и его окрестностях в реанимационном и детском отделениях, а с 1978 г., наряду со службой, преподавал в госпиталях и медицинских школах.
В 1979 г. архиепископом Антонием (Бартошевичем; †1993) поставлен во чтецы, в 1980 г. — во иподиаконы. В 1981 г. архиепископом Антонием рукоположен во диакона, в 1991 г. — во иерея.
С 1991 г. — духовник Парижского округа НОВ. В 1995 г. награжден серебряной медалью за более чем 25 лет служения в госпиталях.
В 1996 г., в Светлый пяток, митрополитом Виталием (Устиновым) пострижен в монашество, в Фомино воскресенье возведен в сан игумена.
12 июля 1996 г. хиротонисан во епископа Торонтского, викария Монреальской и Канадской епархии Русской Зарубежной Церкви.
Решением Архиерейского Синода РПЦЗ в мае 2006 г. назначен на Женевскую и Западно-Европейскую кафедру.
9 декабря 2011 г. возведен в сан архиепископа.
Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 13 сентября 2017 г. временно освобожден (с 28 сентября) от управления Западно-Европейской епархией.
Решением Архиерейского Синода РПЦЗ, который проходил в Москве в начале декабря 2017 г., назначен викарием Западно-Европейской епархии с титулом «Медонский».
Виктория Медунина
Сестры Спасо-Елиазаровского монастыря
Святая Земля. На Фаворе
На развалинах храма Ирода
Масленица. Архиепископ Михаил в гостях у Т.И. Куликовой
Владивосток
Дорогой Спасителя
Наследники по прямой
25 июля 2004 года. Вынос мощей священномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны из монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме. Епископ Бостонский Михаил с мощами