Почему князь Владимир – русский Константин

Размышления в год 1030-летия Крещения Руси

0
1259
Время на чтение 5 минут
Наши знания о Крещения Руси основаны главным образом на летописных рассказах из «Повести временных лет». Однако если воспринимать текст летописи буквально и без должного критического восприятия, то картина событий, связанных с Крещением Руси, претерпевает значительное упрощение, переходящее в ошибку. «Повесть временных лет» по стилю и по смыслу представляет собой продолжение библейской истории народов Земли на примере отдельно взятого русского (славянского) народа, и относиться к ней нужно соответствующим образом, делая скидку на применяемые автором эпитеты, аллегории и иносказания. Например, когда летописец говорит о 800 наложницах князя Владимира, он тем самым уподобляет его царю Соломону, у которого число жён и наложниц тоже исчислялось сотнями. А в истории крещения княгини Ольги есть отчётливый парафраз с библейской легендой о посещении того же царя Соломона «царицей южной». Помимо этого, чтобы возвеличить в глазах читателей личность как князя Владимира, так и важность события, произошедшего в 988 г., автор летописи намеренно омрачает период, предшествующий этому событию, принижая как самого князя, так и весь русских народ, представляя население Руси поголовно дикими и дремучими язычниками-изуверами. Согласно ПВЛ Также, по-видимому. Нужно критически относиться и к легенде «о выборе веры», которая является, скорее всего, более поздней вставкой в ПВЛ, поскольку в ней восточное православное христианство и западное католичество представлены как две разные религии, в то время как до церковного раскола 1054 г. оставалось ещё более полувека.

Опираясь на данные исторических источников, как прямых, так и косвенных, можно сделать вывод, что к концу 10 века на Руси уже существовала достаточно крепкая и влиятельная христианская община. Наиболее яркий пример тому – крещение княгини Ольги - главы только-только сформированного тогда русского государства.

Рассмотрим историю христианизации Руси, опираясь не только на «Повесть временных лет», но и на иные источники.

В 80-е гг. 10 века Византийскую империю поразил мятеж, во главе которого встали военачальники Варда Склир и Варда Фока. Из-под контроля центральной власти Константинополя вышла вся азиатская часть Империи Ромеев, а также южное побережье Крыма. В столь критической ситуации императору Василию II в борьбе с мятежниками пришлось обратиться к киевскому князю Владимиру. В 987 г. был составлен договор, согласно которому:

1. Князь Владимир оказывает военную помощь императору Василию, отправляя в Константинополь несколько тысяч русских воинов.

2. Князь Владимир крестится сам и делает христианство государственной религией Руси

3. Сестра византийского императора (если быть точным, то сестра двух императоров, т.к. соправителем Василия II был его брат Константин) Анна выходит замуж за князя Владимира.

Было также решено, что русы предпримут военные действия в Крыму против Херсонеса, признавшего власть мятежников.

В целях исполнения одного из пунктов договора, для распространения и укрепления христианской веры было решено создать (или даже воссоздать) отдельную русскую епархию, подчиненную патриарху Константинополя. Византийская сторона взялась организовать ее, а русский правитель гарантировал ее охрану и обещал создать и обеспечивать условия, необходимые для ее деятельности.

Совсем в ином свете предстаёт легенда о взятии князем Владимиром Корсуни (Херсонеса). Согласно Повести временных лет, князь Владимир, раздосадованный отказом Анны выйти за него замуж, «пошел с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе». Однако, «Корсунская легенда» упускает из виду действительные причины действий Руси против Херсонеса и представляет этот город как то избранное место, в котором совершались все важные церемонии. Но зато, реконструируя историю тех лет, легенда записывает подробности осады и захвата города, которые все еще были свежи в памяти в XI столетии, а также повествует о роли этого города в христианизации Руси. Трофеи - священные реликвии, предметы церковного обихода, иконы - все это срочно требуемое для возводимых на Руси храмов было вывезено на север, как, впрочем, и значительное число херсонесских священников, отправившихся туда, вероятнее всего, не по своей воле.

Военные действия русов против Херсонеса опирались на соглашение 987 года, которое отражало сущность одной из статей договора Игоря с Византией 944 года, ставящей условием, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии.

В «Корсунской легенде» есть эпизод, когда один из осаждённых посылает в стан осаждающих стрелу с запиской, в которой рассказано, как можно заставить город сдаться, перекрыв водопровод. «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Вероятно, пославший стрелу был противником мятежников и сторонником императора Василия и своим поступкам оказал помощь русским воинам, выступавшим в данной ситуации как воины-наёмники законного императора.

Стоит заметить, что процесс христинанизации восточных славян начался задолго до князя Владимира. В 866 году в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам, патриарх Фотий писал: «Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриархата. В последующие 100 с лишним лет христианская община на Руси медленно, но верно росла и крепла, большинство же населения Руси продолжала пребывать в язычестве. В договоре князя Игоря с Византией 944 г. часть русской дружины клянётся Перуном, другая часть – храмом святого Илии, т.е. часть воинов руссов уже были христианами; в 957 г. в Константинополе была крещена княгиня Ольга. В 983 году в Киеве жребий быть принесенным в жертву языческим идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам, сказав: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня!” Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии крестившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь – во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Она получила название Десятинной, так как князь Владимир давал на ее содержание десятую часть своих доходов). По мнению Л.Н. Гумилёва именно христианская община Киева стояла за убийством Святослава печенегами, поскольку опасалась, что за свой неудачный поход на Дунай он подвергнет репрессиям киевских христиан, подобно тому, как были перебиты воины-христиане из его дружины вскоре после ухода с Дуная.

Митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати» говорит о князе Владимире так: «Подобный Великому Константину, равный ему умом, равно христолюбивый, равно чтущий служителей Его». Император Константин, издав так называемый «Миланский эдикт» в 313 г., узаконил исповедание христианства в Римской империи. Т.е. сравнивая Владимира с императором Константином, митрополит Илларион определяет князя Владимира не как человека, «крестившего Русь», а как человека, легализовавшего христианство на Руси и упразднившего языческий культ.

Источники: Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 годах). Андрей Поппэ. 


Денис Лунёв, г. Пермь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Лунёв
Нельзя врать по четыре раза на одной странице
Нашу культуру спасут только самые радикальные чистки
02.09.2022
Азербайджан между Персами и Турками
Возможна ли война между шиитским Ираном и шиитским Азербайджаном?
04.08.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
«Православие наднационально…»
О служении в Тувинской епархии
25.08.2021
Третий Рим – особое служение Удерживающего
О предназначении России и возможном переносе её столицы
16.08.2021
Все статьи Денис Лунёв
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07