«Зимний Никола»

Игорь Евсин об интересных фактах из жизни святителя Николая Чудотворца

Игорь Евсин 
0
20.12.2017 653
19 декабря мы отпраздновали день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно, родился будущий святитель, Божий Угодник Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть - Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью.

Однако почитается он и в Католической церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята… Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству.

Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

Кроме того, в жизни святого Николая Мирликийского оспаривался тот знаменитый факт, что в 325 году в Никее, на Первом Вселенском Соборе (где приняли Символ веры) он ударил еретика Ария по щеке. И хотя вскоре после того Собора случай этот вошел в признанное каноническое житие святителя, однако в церковной истории имелись профессора, что оспаривали данный факт. Но в основном такие профессора появлялись на Западе. Однако и в России появлялись критика «заушения Ария». Одним из них стал весьма авторитетный церковный историк - член-корреспондент Императорской Академии наук профессор церковной истории Болотов Василий (1853 г. — 1900 г.). В конце девятнадцатого века Болотов в своем монографическом труде по истории Древней Церкви утверждал, что ни в одном из преданий о Никейском соборе, даже с претензией на историчность, в числе его участников не упоминается имя Николая, епископа Мирликийского.

А были и такие профессора, которые полагали, что святитель был кротким и потому никак не мог человека ударить. Например, доктор богословия священник Ливерий Воронов (1914 г. -1995 г.) писал о том, что «заушение» нельзя признавать оттого, что оно состоит в противоречии с совершенным нравственным обликом великого Святителя, и с Правилами святых апостолов. Однако отец Ливерий отмечал и другое. По его словам, Православная Церковь совсем не сомневается в факте соборного суда над святителем. Но если не было «заушения», то какого же суда? Проведя свой анализ лексики церковных песнопений, священник Воронов высказал версию, что святитель Николай глубоко оскорбил высокообразованного Ария, обозвав того «безумствующим».

Интересно и то, что факт пресловутого удара Ария Николаем Чудотворцем и факт суда над святителем отсутствуют в написанном в X веке житии, которое написал Симеон Метафраст, а также в житии, опубликованном в Четьях-минеях. Не описывает данное событие в Великих Четьях-минеях и святитель Макарий. Впервые случай «заушения» появляется только в XVII веке в Житиях святых митрополита св. Димитрия Ростовского.

Ныне из авторитетных исторических источников стало достоверно известно то, что случай этот был в действительности. О нем в своей книге «Сокровище» свидетельствует грек Дамаскин Студит, что в XVI в. являлся митрополитом Артским и Навпактским.

В заключение хочется привести еще один интересный факт. В католической традиции есть такое действие - на Рождество вывешивать у окошек носки с дарами от Санта Клауса. Эта традиция происходит из сказания, как св. Николай подбрасывал в окошко трем девицам приданое на свадьбу — золотые монеты в небольших мешочках, а по преданию католиков, это не мешочки были, а носочки. Таким образом и появился обычай вывешивать на Рождество «носочки Санта-Клауса».

Можно написать и про то, какие же детективные истории бывали с мощами св. Николая. Например, в 792 году турки их хотели выкрасть из Ликии (где они первоначально находились). Взломали они гробницу святителя, да ошиблись. Оказалось, что это погребение другого святителя. Тогда на море туркам в устрашение страшная буря поднялась и разбила почти все их корабли.

Был и другой подобный случай. В 1087 году венецианские и барийские купцы-католики тоже хотели выкрасть мощи Николая из турецкой Ликии, чтобы перевезти их в Италию в город Бари. Тогда они пытались стороживших святые мощи монахов подкупить, но они с гневом отказались. Разъяренная купеческая охрана схватила этих монахов и связала. Гробницу взломали, взяли мощи и перенесли их на судно. Но монахи сумели освободиться и рассказали горожанам о том, что мощи святителя похищены. Народ погнался за похитителями, однако было поздно, суда похитителей были уже далеко в море.

В Бари корабли прибыли 8 мая 1087 г. и радостная весть сразу же облетела город. 9 мая святые мощи с почетом, торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Православные Ликии смирились с этим, посчитав этот случай Божиим Промыслом. Кроме того, и сам св. Николай пожелал пребывать в Бари своими мощами, потому что их перенесение сопровождалось многими чудесами и исцелениями безнадежно больных. Все это, конечно же, взгревало к Угоднику Божию еще большее благоговение.

Однако святитель и родную Ликию не оставил. Получилось так, что из гробницы были выбраны не все части мощей. Многие из них остались на месте старого погребения. Сегодня они хранятся в Турции, в церкви имени святого Николая Мирликийского.

Игорь Евсин, писатель, г. Рязань
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игорь Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Евсин
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41