В Калязине Тверской области состоялась очередная краеведческая конференция «1917–2017: век минувший... Исторические реалии». Мероприятие является итогом годовой работы молодёжного экспедиционно-поискового проекта «По пути времени…», который в феврале 2017 года стал одним из трёх финалистов второго Всероссийского конкурса «Область добра», проводимого Фондом святителя Василия Великого при поддержке Совета Федерации РФ и Русской Православной Церкви.
Такую высокую оценку среди более 150 проектов из 60 регионов страны «Путники» («По пути времени…») получили не случайно. Поисковая экспедиция - одна из наиболее сложных форм работы с молодёжью, как показывает практика организации. Наряду с педагогическими задачами вовлечения детей в активную деятельность, в том числе на стадии работы с музейными документами, с архивами, обучения их методике поиска, с каждым годом усложняется задача проведения самих походов по району в связи с повышенными требованиями к безопасности. Как отметила на конференции С.В. Мокрова, директор Краеведческого музея имени И.Ф. Никольского, автор проекта, здесь большую помощь «Путники» получают от Администрации Калязинского района и ее отдела образования.
Однако форма экспедиции, включающая общение со старожилами, сопоставление материалов о районе и былых событиях с настоящим населённых пунктов - жилых и забытых, - ещё и самая увлекательная. И сегодня итоговая конференция уже приобрела статус научно-исследовательской, а география участников позволяет называть её межрегиональной.
Символично, что итоговая Конференция проходит в здании Калязинского колледжа имени Николая Михайловича Полежаева - на средства которого было основано это старейшее профессиональное учебное заведение Калязина, в зале, где установлен его бюст. Словно научно-исторические доклады слушает сам меценат, уроженец и бывший городской голова Калязина, основатель крупной хлеботорговой фирмы, действительный статский советник, потомственный почётный гражданин. Колледж поддерживает традиции и выступает со-организатором конференции.
«Итоги работы проекта в сезоне 2017 г.» путники продемонстрировали в форме видеоролика, а также представили новый, шестой по счёту, сборник докладов конференции (2015-16 гг). Далее прозвучали доклады, касающиеся истории соседствующих Калязинского и Кашинского края, Тверской, Ярославской земли, Сергиева Посада и Талдома Московской области.
Основной темой, затронутой в ряде докладов, стал «1917-2017: век минувший... Исторические реалии». И первым состоялся премьерный показ исторического документального фильма «Послание к потомкам. К 100-летию революции в Калязине» (автор Сергей Козлов, при участии Сергея Круглова, Светланы Мокровой). 50 лет назад в Парке Победы была заложена колба с посланием к нам, живущим в 2017 году. Фильм раскрывает подробности переломного революционного момента истории 1917 года в Калязине через уникальные документы и воспоминания очевидцев, и никого из зрителей не оставил равнодушным к той трагедии, которая произошла с Россией 100 лет назад.
Далее слово было предоставлено Главе Калязинского района К.Г. Ильину. После приветствия организаторов и участников конференции, Константин Геннадьевич выступил с докладом «Не в силе Бог, а в правде!», в котором сделал акцент на «информационной войне». Этот термин хорошо понятен современникам. Однако аналогичные приёмы тонкой клеветы в изворотливом сочетании с наглой ложью на Россию и её правителей применялись против нас Западом многократно и в прошлые века.
Пример тому - многочисленная и многократно размноженная клевета на Государя Николая Второго и его семью, способствовавшая, наряду с другими причинами, обрушению, казалось бы бурно развивавшейся и прираставшей населением Российской Империи.
Последствия этой народной смуты 1917-го мы, возможно, всё ещё продолжаем испытывать в 21 веке. Но в тысячелетней истории государства Российского и это не впервые. В своём докладе Константин Геннадьевич обратился к событиям Смуты века 17-го, которая была преодолена, чем наши предки явили показательный пример.
Ведь Смута 17 века - это также желание западных стран остановить бурно развивающееся и крепнущее, огромное по территории православное Русское государство, самостоятельное от влияния Римского Папы. И это такая же информационная война против первого русского царя Иоанна Васильевича IV, также падение нравов во всех слоях общества, предательство народом законной власти...
В докладе приведены доводы честных историков, разоблачающих ложь на российскую историю и на двух выдающихся русских государей. Потому что вопреки попыткам доказать русскому народу, что история наша ничтожна, а правители бездарны, сквозь века правда только яснее проступает для потомков, с уважением относящихся к Отечеству.
Смута 17 века была преодолена восстановлением духовно-нравственной жизни, объединением народа вокруг сильного национального лидера. И какой бы сложной сегодня ни была внешнеполитическая ситуация, нас поддерживают слова ещё одного выдающегося правителя, великого князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде!»
Участники согласились, что по охвату мыслей и системности, выводам по историческим ошибкам, которые нельзя повторять, доклад Константина Геннадьевича весьма ценен. Мы предоставим этот доклад для всех читателей.
Печальным страницам истории столетней давности посвятил доклад и Архимандрит Макарий (Веретенников), Троице-Сергиева Лавра. В докладе «Подвиг Троицкого архимандрита Кронида» он рассказал о закрытии 20 апреля 1920 года главной обители России, о вскрытии святых мощей Игумена Земли Русской (не смотря на собранные 5 тысяч подписей верующих), об изгнании монахов и продолжении ими духовной жизни под окормлением последнего перед закрытием архимандрита Кронида - вплоть до его расстрела 10 декабря 1937 года, 80 лет назад. Радость прославления в лике новомучеников его, известного как мудрого, высоко духовного человека (что показали и годы его служения после закрытия Троице-Сергиевой Лавры), соперничает с горечью. На примере славной обители Заступника Земли Русской мы видим величину трагедии, когда в русском народе истреблялись лучшие, выдающиеся люди, не только в научной, интеллектуальной и технологической сфере, но и цвет духовенства.
Однако сам старец Кронид верил в возрождение православия в русском народе. Как, в частности, говорил ещё на праздновании 500-летия со дня смерти преподобного Сергия Радонежского Василий Осипович Ключевский в 1892 году об одном из отличительных признаков великого народа - способности подниматься на ноги после падения. Для этого необходимо нравственное возрождение, а оно сделает возможным и возрождение политическое, так как «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Архимандрит Макарий (Веретенников) обратил внимание на то, что Промысел Божий о России не оставил её и в трудный 20 век. Русская Церковь восприняла православие от греков в 10 веке, и потому не имела опыта мученичества, однако в полной мере перенесла его в веке 20-м.
Разным сторонам истории начала века были посвящены исследования доктора исторических наук, профессора кафедры политической истории ф-та гос. управления МГУ им. М.В. Ломоносова Я.В. Леонтьева (доклад
«Как и за что судили калязинских левых эсеров в 1918 году» был зачитан из-за невозможностью автора приехать в этом году лично), внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова (
«К вопросу о состоянии промышленности Калязина в 1930-х гг.», г. Калязин), студенток 4 курса исторического факультета ТвГУ М.В.Карповой и Е.П.Студеникиной (
«Археологические исследования на строительстве канала Москва-Волга в 1930-х гг.», г. Тверь), и другие. Краевед Н.В. Овчинникова из г. Тверь в докладе
«Калязинское низшее механико-техническое училище им. Н.М. Полежаева в годы Первой мировой войны 1914-1917» рассказала, как учащиеся старших классов и преподаватели трудились в несколько смен для фронта.
А С.Н. Круглов из г. Калязина в докладе
«Работа уездных ЧК (Калязин-Кашин) в первые годы становления Советской власти» рассказал с документальными примерами, как с целью изъятия «излишков» продуктов питания и предметов первой необходимости чрезвычайным комитетам на местах была дана такая власть, которой не было даже у помещиков. Без суда и следствия приговаривать к любому наказанию, расстреливать на месте, не имея никаких доказательств. Так, «с простотой и легкостью», по слову
Ленина, молодое государство обустраивало жизнь без всех административных органов «ненавистного царского режима».
Одновременно во всех районах, по подробной инструкции, не дававшей никакой возможности укрыть для себя хоть какое-то пропитание многодетным крестьянским семьям, изъятие производилось 25 февраля 2019 года без перерыва. Подлежащие изъятию продукты бывший собственник должен был продолжать хранить, не имея права использовать (за исключением минимальной «нормы»), а то, что попытались скрыть - конфисковалось полностью.
Эту систему обысков и конфискаций большевики широко использовали и в последующие годы. Возникали многочисленные справедливые протесты людей - а выбор был умереть от голода или от большевиков. И все возражения нещадно подавлялись. ВЧК - это не трибунал и не суд, все несогласные с политикой военного коммунизма уничтожались. Сохранилась видеозапись, на которой Дмитрий Макарьевич Пономарёв (28.09.1921 - 18.01.2012), ныне Почётный гражданин Калязинского района, делится детскими воспоминаниями, как однажды стал с другими мальчишками свидетелем страшного расстрела. Другие оказавшие малейшее сопротивление изъятию подлежали заключению в концлагерь. Был такой образован и на старинной улочке Калязина Московской (ныне Маркса), что спускается к колокольне в Волгу. В тесноте и антисанитарных условиях начался мор, так что часть заключённых пришлось освобождать.
Сергей Николаевич предложил юному поколению сравнить настоящее представление о правах человека и неприкосновенности личности и собственности - с введённым большевиками режимом уничтожения собственного народа в 1917 году.
Ряд докладов был традиционно посвящён истории Кашинско-Калязинского края в лицах.
Активный участник ежегодной конференции Н.С. Беллюстин (г. Нижний Новгород) совместно с Т.Н. Дёминой (г. Москва) подготовил доклад «У берегов великой Волги ветви священнослужителей Белюстиных (Корчевские и Хотчинские): родственники или однофамильцы?».
2 декабря 2017 года исполнилось полвека со дня смерти А.Н. Макарова, выдающегося литературного критика, нашего земляка, друга В.П. Астафьева. Новые сведения к его биографии подготовила краевед Л.В. Кудряшова (ветеранский клуб «Земляки», д. Чигирево, Калязинский район).
О другом нашем земляке, духовном подвижнике, собирал сведения иеромонах Иов Салиулин (ПСТГУ г. Москва), которые обобщил в докладе «Преп. Василиск (Гаврилов) и Калязин монастырь». Митрополит Василиск Гаврилов (1740-1824) родился в деревне, которой ныне не существует, позднее жил в деревне Иванищи близ Калязина, у автора есть предположения, что крестили его в Троицком Макарьевом монастыре, где насельники службу ставили выше трудов, и где ему запали в душу и определили жизненный путь звучавшие там проникновенные проповеди.
Доклад «История посещения Кашина и Калязина шведами в XVII–XXI веках», который подготовила к. филол. н., педагог дополнительного образования «Дома детского творчества» г. Кашина О.А.Никитина, направлен на осмысление истории в перспективе развития международных отношений. Ольга Александровна рассказала о визите шведской делегации в Кашин в 2017 и предшествующие годы. Тема связана с ещё одним межрегиональным молодёжным научно-поисковым проектом - «Под княжеским стягом», который рассказывает о преодолении Смуты 17 века, в частности, о победах Полководца Михаила Скопина-Шуйского, об участии в освобождении русской земли от польско-литовских интервентов и шведского войска под предводительством Делагарди.
Также исследования отразили участие наших земляков в Великой Отечественной войне. А.Н. Зубанов руководитель группы археологов отряда «Путник» (г. Талдом) рассказал про «Первые дни войны (Талдом–Калязин)», прозвучали доклады работников библиотечной системы Калязинского района «Они прошли по той войне…» (И.Ю. Кондратьева), «Курицын А.А. - жизнь ветерана» (Е.В. Корсукова).
Тема войны неисчерпаема, что доказывают всё новые открытия. Краеведами из Сергиева-Посада за короткий срок с сентября по декабрь 2017 года были открыты новые страницы, объединяющие не только два наши города, но и весь русский мир. В докладе
«Возвращение. Имя героя - гимназии. А.И. Алексеев» (подготовили Л.Ф. Сухова, зав. библиотекой МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»; М.А. Резванова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; учитель обществознания МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада» ) речь шла о человеке, который родился в Калязинском районе (ныне д.Селищи Нерльского поселения), жил и учился в Сергиевом Посаде (школа тогда находилась в здании знаменитого ныне музея игрушки), а героически погиб 10.01.1944г. при форсировании Днепра. Это Александр Иванович Алексеев. Сведения о командире, под командованием которого рота мужественно противостояла врагу в неравной схватке, были собраны усилиями авторов с помощью литературы, присланной единомышленниками из городов Новосибирска, Перми. Важную часть недостающих материалов прислали сотрудники университета и музея из
Украины, где имя героя не забыто, живо и в памяти ныне живущих людей, и пока ещё увековечено в топонимике. В Калязине герой Советского Союза Александр Иванович Алексеев - в ряду Аллеи славы в Парке Победы, причём его фотография здесь, по признанию докладчиков, наиболее чёткая и передающая молодость и задор бойца, которому всего 21 год. Звание же школе № 5 г. Сергиева Посада (ныне гимназия) было присуждено ещё в 70-е годы, но было утрачено. Благодаря докладчикам справедливость сергиево-посадцы намерены восстановить.
Исследователи того периода делают выводы о Великой Отечественной войне не только как о огромной беде, пришедшей на нашу землю. Приходит печальное понимание, что именно страшная война, столь тяжёлое испытание, поставила многое по местам. Из глубины человеческого падения народ шагнул на высоту подвига. Вместо стремления к иллюзорному всемирному братву и построения рая на земле для одних людей за счёт других, провозглашённых революцией 1917 года, русский народ вернулся на пути своей истории. В трагические дни войны вновь из глубин пробился истинно народный дух любви к родной земле, способность насмерть стоять за неё, за своих детей против превосходящих сил противника, следовать евангельской заповеди и отдавать за ближнего саму жизнь, когда это требуется. Самопожертвование как высший подвиг, к которому может быть призван христианин, проявилось с огромной силой и на фронте, и в осаждённом Ленинграде, и в тылу, о чём свидетельствуют и военные годы в Калязине.
В заключение участники конференции собрались для общей фотографии. А тему столетия трагических событий 1917 года в России продолжил показ документального фильма «Послание к потомкам. К 100-летию революции в Калязине» Сергея Николаевича Козлова в районном Доме культуры для всех желающих 19 февраля. Это очередное приглашение к осмыслению минувшего и путей, по которым возможно движение России вперёд.
Мария Вербина, публицист