Одним из первых предметов, изучаемых в стенах духовных училищ и семинарий (теперь по болонской системе – на бакалавриате), является катехизис. Эта дисциплина изучается по одноименной книге митрополита Филарета (Дроздова), которая не претерпевала изменений более ста лет. В данном катехизисе содержатся основы православного вероучения, изложенные в виде вопросов и ответов, подкрепленных цитатами Священного Писания. Материал излагается на основе изъяснения Символа Веры, молитвы «Отче наш», заповедей блаженства и десяти заповедей. Катехизис представлен в двух редакциях: краткой и пространной. Поскольку Церковь Христова является богочеловеческим организмом, имеющим как небесную (божественную), так и земную (человеческую) составляющие, то в катехизисе в полной мере раскрыты обе природы Церкви, причем первая была взята за основу.
Православный катехизис предлагается для изучения каждому христианину, особенно его краткая редакция, но на практике его использование чаще всего ограничивается в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений. Большинство христиан для изучения основ православного вероучения отдают предпочтение книге протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий», которая несмотря на больший по сравнению с пространным катехизисом объем стала более популярной среди мирян благодаря простоте изложения и доступности для понимания по сравнению с цитатно-догматическим стилем катехизиса. Таким образом у катехизиса и Закона Божьего сформировались различные целевые аудитории.
Недавно Синодальной библейско-богословской комиссией по благословению Патриарха Кирилла для общецерковного обсуждения был выложен
проект нового катехизиса, который по своей структуре кардинально отличается от катехизиса митрополита Филарета. Текст нового катехизиса представлен в виде шести частей с предисловием:
1. Основы православного вероучения.
2. Основы канонического устройства и литургической жизни.
3. Основы православного нравственного учения.
4. Основы социальной концепции РПЦ.
5. Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека.
6. Основные принципы отношения РПЦ к инославию.
Общий объем катехизиса значительно возрос и превысил пространный катехизис митрополита Филарета, при этом потерял присущий катехизисам вопросно-ответный стиль изложения. Если у пространного катехизиса существуетего краткая редакция, то для нового катехизиса с его еще большим объемом тем более уместно разработать сокращенную редакцию.
Само название «катехизис» представлено в западной латинской традиции, а не восточной православной «катихизис». Подобным образом и включение богословия как науки в государственную высшую аттестационную систему прописано в западном стиле – теология. Адаптация духовного образования под сомнительные западные стандарты (болонская система) также вызывает ряд вопросов у специалистов.
Несмотря на обилие цитат из Священного Писания и святых отцов при анализе содержания заметно смещение акцента от внутреннего содержания веры к внешнему описанию, изложение православного вероучения сводится к рациональному хрестоматийному описанию нравственных норм, а Церковь рассматривается как религиозный институт, контактирующий с окружающим миром и обществом. Также заметно определенное замалчивание и сглаживание полемических вопросов веры. Подобная концепция изложения, а также упоминание «согласно … вероучению» более свойственны современным светским учебным пособиям, в которых проповедуется толерантность (безразличие к истине) и изучается Православие как одна из многих религий.
Весь текст катехизиса вызывает множество нареканий. Если собрать многочисленные замечания и суммировать различные отзывы на проект катехизиса, то они значительно превысят объем катехизиса, текст которого тяжело читать даже лицам, имеющим богословское образование. А что говорить про оглашаемых, которым требуется краткое, но простое и точное изложение основ православной веры?
В главе «Мир» дни творения и шесть дней взяты в кавычки. В святоотеческой традиции толкования Библии нет сомнений, что Бог сотворил мир за шесть дней. А в новом катехизисе заметна попытка адаптировать православное вероучение под околонаучную эволюционную теорию сотворения мира в течение миллионов лет.
В главе «Человек» в разделе про грехопадение отсутствует важная информация о принципиальном отличии православного понимания первородного греха и последствий грехопадения, и, соответственно, спасения от католического и протестантского, о чем, например, хорошо изложил архимандрит (будущий Патриарх) Сергий (Страгородский) в своей диссертации «Православное учение о спасении».
В главе «Устройство РПЦ» в разделе про Патриарха справедливо указано, что он является «первым среди равных». Однако далее говорится, что он «имеет ряд исключительных прав» в отношении других епархий. Упоминания об исключительных правах Патриарха отсутствуют в Уставе РПЦ, эта идея чужда Православию, основанному на соборности, но свойственна духу папизма в католицизме. В титуле Патриарха сначала указана его кафедра – город
Москва, епископом которой он является, а затем указано, что он является предстоятелем «всея Руси». В таком же порядке следует излагать в катехизисе информацию о Патриархе.
В главе «Закон и благодать» написано: «Богочеловек Иисус Христос не отменил Богооткровенный ветхозаветный закон, но усовершенствовал и дополнил его».
Данная формулировка предлагает рассматривать Новый Завет как дополнение к Ветхому. Но такое толкование является повторением древней ереси иудействующих, осужденной еще в первые века христианства, а в середине второго тысячелетия осужденная и у нас в России как ересь жидовствующих.
Святитель Иоанн Златоуст в своих словах против распявших Христа иудеев смело обличал их богоотступничество. В наше время митрополит Антоний (Мельников) в своем открытом письме «Постовой сионизма» грамотно изложил тему отношения Православия к безблагодатному талмудическому иудаизму, не имеющему общего с ветхозаветным иудаизмом.
В новом катехизисе очень кратко и поверхностно изложена важная тема раскола 1054 года, причем мелким текстом в абзаце про первенство чести. Стоило бы значительно подробней изложить тему отпадения католицизма от Православия и последующие за тем многочисленные искажения и нововведения в католицизме, со временем приведшие к обособлению от католицизма огромного количества христиан и появлению различных протестантских сект.
Святоотеческое наследие и соборное мнение Церкви однозначно рассматривает католицизм как ересь, особенно это стало очевидным после I и II Ватиканских соборов.
В качестве последних трех частей были включены соответствующие документы, принятые на Архиерейских Соборах. Вводить подобные документы в состав катехизиса в полном объеме явно излишне, особенно с учетом того, что их обсуждение не допускается. Нет необходимости увеличивать объем катехизиса содержанием, невостребованным при оглашении, а если все же включать, то только в сокращенном конспективном изложении. В предисловии к катехизису сказано, что данный документ предназначается в том числе для подготовки к Таинству Крещения, но в таком объеме катехизис будет явно непригоден для использования по декларируемому назначению.
Документ «Основы социальной концепции РПЦ», принятый еще в 2000 году, также, как проект нового катехизиса, целесообразно представить для всеобщего обсуждения с целью доработки и внесения дополнений. Например, в нем отсутствует раздел, посвященный православной оценке современной модели экономики. В 2015 году Комиссия Межсоборного присутствия под председательством митрополита Ювеналия восполнила этот пробел и разработала соответствующий документ «Церковь и экономика в условиях глобализации», дающий православную оценку идеологии неолиберального глобализма и осуждающий ростовщичество(не путать с подложным документом в протестантском духе «Экономика в условиях глобализации: православный этический взгляд»). Этот документ следовало бы рассмотреть и включить в сокращенном варианте в состав катехизиса как дополнение к основам социальной концепции.
В конце документа об отношении к инославию строго осуждаются те, кто критикует экуменический диалог, тем самым подрывая авторитет церковного начальства. Но семена соблазна среди православных христиан сеют не столько критики экуменизма, сколько активные участники экуменических диалогов, чьи слова и деяния порой противоречат святоотеческому отношению к инославию и соборному мнению Церкви, что вызывает обоснованные опасения у православных христиан. Причем экуменические диалоги часто ведутся в тайне не только от мирян, но и от духовенства, в том числе и от епископата.
Справедливости ради стоит упомянуть хотя бы о Всеправославном совещании 1948 года, на котором представители всех Поместных Православных Церквей однозначно осудили католицизм и отказались от участия в экуменическом движении, о чем сейчас не любят вспоминать сторонники экуменических диалогов.
Но что действительно недопустимо, так это использовать справедливую критику экуменизма как предлог для призывов к расколу в Церкви.
Односторонняя подача информации, размытие четкого православного вероучения, излишняя толерантность вызывают подозрение, что задачей катехизиса является не оглашение, а кодификация православного вероучения (отказ от «устаревших» норм и декларация нового стандарта) и постепенная адаптация сознания православного христианина к современным экуменическим тенденциям, противоречащим святоотеческому учению и преданию Церкви. Уже опубликованы многочисленные отзывы священников, богословов, преподавателей духовных ВУЗов и мирян о проекте нового катехизиса, среди которых не встречаются положительные.
В целом катехизис перегружен информацией, при этом не хватает точного и недвусмысленного описания всей полноты православного вероучения, присутствует определенная однобокость в подборе и изложении материала, отсутствует полемическая составляющая при некотором экуменическом уклоне. Оптимальным видится состав катехизиса из четырех частей:
1. Основы православного вероучения.
2. Основы канонического устройстваи литургической жизни.
3. Основы православного нравственного учения.
4. Церковь и мир (конспективное изложений остальных документов).
Главным вопросом остается целеполагание нового катехизиса – чем была вызвана необходимость разработки нового вероучительного документа. Очевидно, что невозможно в Православии что-либо изменить или добавить – все необходимое изложено в Евангелии и раскрыто в творениях святых отцов, воплотивших Евангелие в своей жизни.
Единственной причиной составления новых вероучительных документов является появление и распространениеновых ересей и искажений православного вероучения, требующих дать соборный ответ Церкви. Одним из таким современных вызовов Православию является экуменизм. Однако новый катехизис не только не встает на защиту Православия, но наоборот целенаправленно обходит молчанием важные полемические вопросы и в некотором смысле пытается адаптировать православное вероучение под новые экуменические веяния. Тысячу лет назад преп.Иоанн Дамаскин написал «Точное изложение православной веры». Новый катехизис по своей сути является «неточным изложением православной веры».
Исторически жанр катехизиса в Православии предполагает полемический характер и вопросно-ответную форму и только в католицизме является пространной символической книгой. По мнению ряда исследователей по своему составу документ более всего похож на католический катехизис 1992 года и компендиум 2005 года. Отсюда возникает закономерный вопрос и некоторое опасение – не являются ли постепенно продвигаемые в настоящее время реформы духовного образования и кодификация православного вероучения стремлением к унификации христианства под общий околохристианский знаменатель западной теологии в духе экуменизма?
Очень хочется надеяться, что будут приняты во внимание и учтены многочисленные отзывы и проект нового катехизиса будет значительно доработан, а лучше полностью пересмотрен. Но даже после необходимых правок и доработок данный документ, несмотря на большую проделанную составителями работу, не может претендовать на статус основного вероучительного документа – его применение целесообразнов качестве вспомогательного пособия для катехизаторов и миссионеров. А для преподавания в духовных учебных заведениях лучшим решением будет оставить проверенный временем катехизис митрополита Филарета.
Положительным результатом всестороннего обсуждения проекта нового катехизиса является единодушие верных чад Русской Православной Церкви в оценке данного документа, к которой, надеемся, в полной мере прислушается священноначалие. Также позитивным последствием обсуждения проекта нового катехизиса можно считать усилившийся интерес православных христиан к более глубокому изучению святоотеческого наследия и православных вероучительных документов, в частности катехизиса митрополита Филарета, с текстом которого до настоящего времени далеко не все православные христиане были знакомы.
Протоиерей Максим Колесник, церковный историк, настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских, выпускник МДАиС, Аспирантуры ОВЦС, ОЦАД
6. Re: Неточное изложение православной веры
5. Ответ на 4., М.Яблоков:
4. Ответ на 3., Сант:
3. Re: Неточное изложение православной веры
2. Re: Неточное изложение православной веры
1. Re: Неточное изложение православной веры