Митрополит Иоанн (Снычёв): каким он был

К 90-летию со дня рождения знаменитого Петербургского владыки

0
1490
Время на чтение 4 минуты
9 октября исполнилось бы 90 лет приснопоминаемому митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву), отошедшему в вечность 2 ноября 1995 года. 

Митрополит Иоанн стал знаковой фигурой для первой половины «лихих 90-х», когда он занял вторую по значению кафедру в Русской Православной Церкви. Его статьи и книги, его выступления в СМИ и проповеди перед народом ознаменовали новое качество церковно-общественных и церковно-государственных отношений. Многое из того, о чём писал и говорил Владыка, к чему он призывал, сегодня стало, как принято говорить, мейнстримом общественной жизни. 

Прошло уже больше 20 лет со дня кончины митрополита Иоанна, но он не забыт церковным народом. Причем, не забыт не только и не столько как проповедник и автор книг, хотя его книги продолжают издаваться и продаваться, но как пастырь, как старец-молитвенник, можно даже сказать, как духовный вождь русского народа в то смутное время. 

Я не был близко знаком с Владыкой, хотя состоял членом пресс-службы митрополита Иоанна. Правда, и сама пресс-служба, которую организовал Константин Душенов, не была узаконена, имела скорее неформальной характер. Я участвовал в подготовке некоторых материалов для Владыки, но при этом скорее наблюдал за его деятельностью со стороны. Более того, в самый разгар его общественной активности, в начале 1994 года я по житейским обстоятельствам вынужден был уехать из Санкт-Петербурга в далёкий Владивосток... А потом приехал только на могилу Владыки.

Но почему-то так случилось, что меня призвал Владыка к тому, чтобы уже после его кончины активно участвовать в сохранении памяти о нем. Именно мы с директором издательства «Царское Дело» Сергеем Астаховым были организаторами вечеров памяти митрополита Иоанна, которые проходили к 10, 15 и 20-летию со дня его кончины.

И вот еще одна памятная дата - 90 лет со дня рождения...

Митрополит Иоанн не забыт не только нами - его почитателями и хранителями памяти о нем. Не забыт он также и его врагами и недоброжелателями. Наглядное свидетельство тому - безуспешные попытки православной общественности установить памятник владыке в Санкт-Петербурге (были проблемы и с установкой памятника в Самаре). Сначала мы получали откровенно хамские отписки от чиновников, - мол, его взгляды были националистическими, его фигура неоднозначно воспринимается в обществе и т.п. Потом, когда такое писать стало неприлично, в чиновничьих отписках начали приводить формальные причины невозможности установки памятника, - мол, согласно городскому закону должно пройти 30 лет после кончины человека, чтобы ему можно было установить памятник. Странное дело, никто не вспомнил про этот закон, когда устанавливали памятник Анатолию Собчаку или называли сквер в память Галины Старовойтовой, - на них сии ограничения, оказывается, не распространяются. Видимо, потому что они свои для многих людей во власти. А вот к митрополиту Иоанну отношение - «по всей строгости закона». 

До сих пор для либеральной части истеблишмента Владыка - кость в горле. Они хотят поскорее забыть о нём, а потому всякая попытка увековечить его память встречается в штыки. Впрочем, и у церковных либералов столь же неприязненное отношение к нашему Владыке, - либерализм везде одинаков.

Слава Богу, изменилось отношение к памяти митрополита Иоанна со стороны новых церковных властей города. Митрополит Варсонофий, который очень тепло относится к своему предшественнику на кафедре, дал уже своё благословение на установку памятника. А в прежние времена даже вечера памяти мы проводили почти полуподпольно... Даст Бог, после благословения правящего архиерея дело с памятником сдвинется.

Однако помимо продолжающегося неприятия фигуры митрополита Иоанна либералами в рясах и в штатском есть и другая угроза для памяти Владыки, исходящая, как ни парадоксально, с противоположной стороны - из патриотического лагеря. С либералами всё понятно, да и их господство стремительно уходит. А вот другая, патриотическая, угроза куда более опасна сегодня. Суть ее в попытках политизации фигуры приснопамятного Петербургского архипастыря. Здесь митрополита Иоанна пытаются представить как эдакого «революционного митрополита», как «борца с режимом», как «обличителя-златоуста» пороков политического строя. Порой в этом смысле противопоставляются фигуры Святейшего Патриарха Алексия II и Санкт-Петербургского митрополита Иоанна, - мол, первый был конформистом и соглашателем с власть предержащими - Ельциным и Ко, а второй - безстрашным обличителем проамериканского ельцинского режима. И это в условиях, когда мы знаем, ЧТО сделал для Церкви Патриарх Алексий в «лихие 90-е»!

Эта политизация фигуры митрополита Иоанна, использование его имени для целей политической борьбы не так безобидны. Ибо это не только исторически недостоверно (не был Патриарх Алексий конформистом, а митрополит Иоанн не был в оппозиции Святейшему, - чушь это), но и практически вредно. Вредно, как для его памяти, так и для его церковного прославления. Сегодня уже есть множество свидетельств о чудесах, совершенных по молитвам к Петербургскому святителю, о молитвенном заступничестве владыки Иоанна. Поэтому вполне правомерно может быть поставлен вопрос о канонизации митрополита Иоанна. Однако именно политизация фигуры Владыки этому мешает, поскольку заталкивает его в маргинальное пространство, что делает невозможным даже саму постановку вопроса о церковном прославлении.

Пытаясь по мере сил противодействовать этой пагубной тенденции, мы решили отметить 90-летие со дня рождения митрополита Иоанна серией материалов на тему «Каким он был в действительности, митрополит Иоанн (Снычев)». На страницах РНЛ выступят люди, хорошо знавшие владыку, священнослужители, рукоположенные им в священный сан, миряне - духовные чада Владыки и общественные деятели, работавшие под его началом, общавшиеся с ним. В этим воспоминаниях и размышлениях предстанет подлинный митрополит Иоанн - архипастырь-молитвенник, смиренный труженик на духовной ниве, своей безграничной любовью объединявший вокруг себя пожилых и молодых, мужчин и женщин, людей разных чинов и званий. Проповедовавший единство, а не разделение и борьбу, вещавший о любви, а не о политике...

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Re: Митрополит Иоанн (Снычёв): каким он был

Он любил песни Зыкиной о Волге. его любимый западный певец какой-то Христен ривз
Ник Ликашин / 05.10.2017, 01:32

11. Ответ на 10., Галина Старикова:

Нет - нет, тогда Душенов был пацаном. Книга "Самодержавие Духа" - это его, он корректировал текст, но, только за эту книгу ручаюсь
Ник Ликашин / 05.10.2017, 01:01

10. Ответ на 9., Lucia:

настоятели тех храмов, где в церковных лавках не продают книг Владыки,Я как раз говорю о магазинах, а не о лавках. И там, как раз очень строгие люди. Например, Антония Сурожского на их прилавках вы не встретите. А также Осипова и Шмемана. А что касается Душенова, то его стиль так ясно различим, что даже текстовыделителя не нужно.

Неужели есть такие магазины? На полном серьезе прошу адрес! Хочется узнать кто владелец. Ну, если это не церковная лавка, значит частный магазин, а чей? Ведь благословение должно быть. Вот мы меня заинтриговали! Что же касается основного вопроса нашего разговора,то такой метод ведь не нов, чтобы подорвать доверие, очернить праведника, все средства хороши, старо, как мир. Нам вот только, верующим православным людям не стоит в этом участвовать. Надеюсь, что когда произойдет прославление Владыки в лике святых, то все эти наветы канут в небытие.

9. Ответ на 8., Галина Старикова:

настоятели тех храмов, где в церковных лавках не продают книг Владыки,

Я как раз говорю о магазинах, а не о лавках. И там, как раз очень строгие люди. Например, Антония Сурожского на их прилавках вы не встретите. А также Осипова и Шмемана. А что касается Душенова, то его стиль так ясно различим, что даже текстовыделителя не нужно.
Lucia / 03.10.2017, 12:42

8. Ответ на 7., Lucia:

как раз и есть клевета. Владыке не в чем оправдываться. Владыке оправдываться не в чем. А вот люди, которые написали за него, вполне могут внести ясность, это было бы лишь добросовестно с их стороны. Например, некоторые православные книжные магазины не имеют этих книг, именно по этой причине - продавцы прямо говорят, что не могут продавать книги, чье авторство под сомнением.

Да, продавцы православных магазинов и церковных лавок, это, несомненно, "акулы Православия". Простите за такой термин. Но это сказала не для того, чтобы кого-то обидеть. Работала сама там несколько лет,поэтому говорю как бы "изнутри". Но речь не об этом. Я не знаю исключений из этого правила : настоятели тех храмов, где в церковных лавках не продают книг Владыки, всегда очень либеральных взглядов, и именно они дают своим продавцам такие установки. При желании можете сами это проверить. А люди, которые работали с Владыкой, в частности Константин Душенов, не раз уже вносили ясность по этому вопросу. Но тут дело опять же в нас самих. Взгляды Константина не совпадают с моими, поэтому я ему не верю. Так ведь? Но тут уже ничего не сделаешь, выбор всегда за самим человеком. Помоги нам Господи! Отче Иоанне, моли Бога о нас!

7. Ответ на 6., Галина Старикова:

как раз и есть клевета. Владыке не в чем оправдываться.

Владыке оправдываться не в чем. А вот люди, которые написали за него, вполне могут внести ясность, это было бы лишь добросовестно с их стороны. Например, некоторые православные книжные магазины не имеют этих книг, именно по этой причине - продавцы прямо говорят, что не могут продавать книги, чье авторство под сомнением.
Lucia / 03.10.2017, 06:47

6. Ответ на 2., Lucia:

"...нелишне вспомнить и о том, что книги, опубликованные как принадлежащие перу покойного митрополита, по большей части не были им написаны." Ваше утверждение, а это именно утверждение, а не предположение, как раз и есть клевета. Владыке не в чем оправдываться. На эту тему уже разворачивалась на форуме горячая дискуссия. У тех, чьи взгляды на отдельные вехи и личности нашей истории не совпадают со взглядами, изложенными в книгах Владыки, в ход пошло все, вплоть до инсинуаций о неадекватности Владыки, старенький мол, подсунули, а он и подписался. Что называется : приехали. А ведь все только потому, что мы уверены в своей правоте, нам совершенно невозможно представить себе, что мы ошибаемся в своей оценке исторических личностей. Нам гораздо легче обвинить кого угодно и в чем угодно, но остаться при своем.Увы, мы все таковы. Мне тоже очень не нравится, когда авторитет такого великого молитвенника и настоящего Пастыря используют в политических целях, но также мне очень не нравится, когда из-за несогласия с его взглядами, выдумывают или повторяют всякую нелепицу. Поэтому и не смогла смолчать на Ваш пост. Помилуй нас Господи молитвами святителя Иоанна!

5. Re: Митрополит Иоанн (Снычёв): каким он был

Он не лгал, не отмалчивася, не говорил полуправды...
Сант / 02.10.2017, 20:20

4. Re: Митрополит Иоанн (Снычёв): каким он был

Лично знаю людей пришедших к Богу через книги м. Ионна, один из них стал священником. Царствие Небесное!
Блинов / 02.10.2017, 09:41

3. Re: Митрополит Иоанн (Снычёв): каким он был

Верю, что, несмотря ни на что, не за горами тот день, когда приснопамятный владыко Иоанн будет прославлен нашей Церковью. Его труды, его наследие- это источник живой воды для Русского народа.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Выдавливать из себя по капле Запад
Размышления по поводу одного законопроекта и информационной политики государственных СМИ
13.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Нужна ли нам мобилизация общества?
Верховный главнокомандующий думает в этом вопросе на два шага вперёд
06.12.2024
О договорах и «договорняках»
Как нам относиться к предлагающемуся мирному плану и прекращению войны на Украине
05.12.2024
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04