Путеводная звёздочка

О праздновании дня памяти святой блаженной Матроны Анемнясевской, жившей в Рязанской губернии

Новости Москвы 
0
1078
Время на чтение 9 минут

В минувший понедельник, 17 июля, в Рязанской епархии отмечался день кончины блаженной Матроны Анемнясевской, (Матроны Григорьевны Беляковой, родившейся в Касимовском уезде, Рязанской губернии). В 1999 году она была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году прославлена для общецерковного почитания.

Село Анемнясево, в котором родилась блаженная Матрона (1864-1936 гг.), находится в Касимовском районе Рязанской области, в древнем мещерском лесу. Старожилы про название своего села рассказывают такое предание. Давным-давно жил в этой местности разбойник. Он был немой, а звали его Няса. За его шайкой охотились отряды полиции. Однажды окружили они разбойничью шайку и всех переловили. Но главарь шайки, Няса, сумел выбраться из окружения. Укрылся он в глухом месте, построил избушку и стал в ней жить и грехи замаливать. Со временем и другие люди стали строить себе жилища около немого Нясы. Так появилась деревушка, которую от слов «немой Няса» первоначально называли Немнясево, а потом - Анемнясево.

Прошли-протекли столетия и основанное разбойником поселение освятилось именем блаженной Матроны, известной ныне всей православной России. Впрочем, почему ныне? К ней притекали верующие из разных уголков России и при жизни и после того, как в Анемнясево построили часовню в ее память. Интересно, что практически сразу же после постройки эта часовня была вся в записках от почитателей блаженной Матроны. Записки эти во множестве вставлялись в зазоры обшивки часовни. Свершавший в ней молебны протоиерей Серафим Правдолюбов брал эти записки и прочитывал, поскольку там были имена на поминовение о здравии. «Умилительно читать эти записки, – говорит отец Серафим. - Они похожи на теплые письма близкому человеку. Ну, например, «Матронушка, дорогая, у нас все хорошо. Я вышла замуж и родила ребеночка. Спасибо тебе родная, что ты устроила мою судьбу». Такие живые эти записки, такие похожие на письма… Значит человек приезжает сюда, к Матронушке, просит у неё помощи, потом уезжает, получает просимое и опять приезжает, чтобы отблагодарить. И пишет, как будто общается с Матроной, мол, спасибо тебе, у меня все хорошо».

Традиция обращаться к Матронушке в письменной форме не случайна. Еще при ее жизни вереницы людей ежедневно тянулись к блаженной испросить помощи в тех или иных нуждах. А те, кто не имел возможности побывать у Матронушки лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них или же передавали записочки через своих знакомых.

В Анемнясевской часовне есть солидная тетрадь записей современных свидетельств благодатной помощи блаженной Матроны. Но и эти записи больше похожи на письма. Приведем только некоторые из них: «Матронушка, родная, благодарю тебя, что помогла моему сыну Артему. По твоим молитвам он попал в хорошие войска, хорошо отслужил и вернулся домой живым и невредимым»; «Спасибо тебе, Матронушка. Мне Господь здоровьица послал. А еще извещаю тебя, что мой квартирный вопрос решился»; «Даже не знаем, как благодарить тебя Матронушка за наше семейное счастье. Ведь у нас, которых врачи бездетными признали, по молитвам к тебе сыночек родился. Благослови, матушка, на зачатие второго ребенка. Илья и Мария».

Может кто-то в ответ на такие признания пожмет плечами и почтет это за слишком вольное обращение к блаженной. Некоторые даже считают, что к святым надо обращаться только с церковной молитвой. Но что такое молитва? По сути это разговор, беседа. Святитель Феофан Затворник очень даже ценил молитвы-беседы, как непосредственное общение с Богом и со святыми и даже рекомендовал молиться иногда своими словами. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Москве протоиерей Сергий Правдолюбов, премного потрудившийся для прославления Матроны в лике святых, также молится ей в форме беседы. «Я считаю блаженную Матрону очень близким человеком, – говорит отец Сергий, - и когда молюсь ей о помощи, то говорю: «Матронушка, ну, ты же знаешь, что мой дедушка и мой папа к тебе ходили и даже по одному делу были с тобой арестованы. Ты уж помоги мне, походатайствуй за меня пред Богом».

Конечно же надо читать и церковную молитву блаженной Матроне и акафист. Но ведь как бывает? Когда человеку плохо, он не берется за книжку, а кричит. Никакая подсказка ему не требуется. Так и в отношении к Матронушке. Обратись к ней да своими словами да попроси о помощи. Разве она не услышит? Столько прихожан нашего храма получили от нее благодатную помощь, что если их поставить вплотную друг к другу, то в храме свободного места не останется».

Есть такая народная традиция – в благодарность за получение просимого приносить в храм драгоценности – золотые кольца, цепочки, крестики, которые вешают на иконе того святого, к которому обращались с просьбой о помощи. В храм Живоначальной Троицы к иконе блаженной Матроны Анемнясевской приносят искусно изготовленных… бабочек. Делается это в память того, что в детстве Матронушка любила ловить бабочек. «Посажу их, бывало, на окошко и не выпускаю, - этим только и грешна была…» - вспоминала сама блаженная.

«Я, конечно, не думаю, что надо так делать, - считает отец Сергий Правдолюбов. – В таком проявлении благодарности нет необходимости. Но с другой стороны люди таким образом проявляют свою искренность, свое по-человечески теплое, благодарное отношение к блаженной. Что ж здесь плохого? Пусть будет и такая форма благодарности, как приношение Матронушке бабочек, на которых она очень любила смотреть».

А при жизни, по воспоминаниям старожилов села Анемнясево, Матронушке в благодарность приносили лакомства – конфеты, пряники, печенье. Как ребенку… Впрочем, она и была ребенком. С восьми лет у нее прекратился рост, она совершенно перестала передвигаться и до конца жизни оставалась маленькой, как восьмилетняя девочка. Платьице Матронушки, закрывавшее ее до ступней, было всего 90 сантиметров в длину. И вот к этой-то, остановившейся в своем внешнем развитии девочке, сотни людей приходили со своими нуждами, скорбями и болезнями. Приходили не только жители окрестных мест, но и из дальних уголков необъятной России. Уроженка деревни Анемнясево Нина Степановна Тареева со слов своей матери говорила, что мимо окон их дома к Матроне постоянно шел поток людей. Порой все посетить Матронушку за день не успевали и просились к ним переночевать.

Народ шел к Анемнясевской блаженной наслышанный о чудесах, происходивших по ее молитвам. Одни шли за исцелением от болезней, другие с духовными вопросами, третьи за простым житейским советом. Матронушка вникала в проблему каждого посетителя, кого-то при тяжёлых обстоятельствах жизни ободряла и утешала, кого-то призывала к раскаянию за содеянные грехи, кого-то учила и наставляла. И каждому давала полезный совет, как быть в той или иной житейской ситуации. Духовник блаженной Матроны священномученик Александр Орлов свидетельствовал: «Я бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам».

Это поразительно! Только подумайте – к кому шли натруженные мужчины, женщины и убеленные сединами старики и старушки? К девице, так и не познавшей взрослой жизни, и никогда не сталкивавшейся практически с теми проблемами, которые возникают на жизненном пути. К девице, которая бы не понаслышке знала о сложностях житейских и семейных отношений. К больной, парализованной девице, которая не могла даже привстать и с трудом шевелила своими маленькими ручками. И тем не менее именно она, больная, парализованная Матронушка, не познавшая опыта взрослой жизни, оставшаяся ребенком, давала своим посетителям «мудрые советы по всем жизненным вопросам» в зависимости от тех условий и обстоятельств, среди которых жил тот или иной ее посетитель. Разве это не поразительно?! Не знаю, найдется ли еще такой пример в истории человечества. Пример того, что человек, с детства прикованный к одру, знал бы все обстоятельства взрослой жизни. Знал так, словно переживал их лично, познал на собственном опыте и потому мог разбираться во всех тонкостях каждодневного человеческого бытия…

Мало того, что Матронушка учила своих посетителей, как жить, как быть, что надо делать в тех или иных ситуациях, она еще и учила всех духовной жизни! И священников, и монахов учила! Священник Пятницкой церкви, в приход которой входило Анемнясево, священномученик Александр Орлов, прямо говорил, что он жил по ее советам и других призывал к этому.

Вот какова сила Божией благодати! Благодаря ей, Матрона своим внутренним, духовным взором прозревала жизнь каждого из своих посетителей и давала необходимый совет. Именно такой совет, который соответствовал жизни вопрошавшего, его практическим житейским нуждам, его духовной настроенности.

Вообще она охотно, с любовью принимала тех, кто приходил к ней именно с духовными вопросами. На духовные темы она могла говорить долго и со знанием предмета. А это еще более поразительно! Познать тонкости житейских дел Матронушка хоть как-то могла от своих посетителей. А вот рассуждать о духовной жизни, да так, чтобы к ней за советом обращались священники, блаженная могла научиться только от Бога. От Него же, от Подателя всяческого, Матрона научилась молиться. Никогда не читавшая ни Евангелия, ни молитвослова, ни акафистника, Анемнясевская блаженная наизусть знала и молитвы, и многие акафисты, и церковные песнопения. Известно, что по ее молитвам свершались чудеса. Люди исцелялись как от неизлечимых телесных болезней, так от болезней духовных. Но нам надо знать и другое. Никакой святой ничего не может свершить без Божьего произволения. Потому не всегда могла Матронушка исцелять своими молитвами.

Протоиерей Александр Куропаткин говорил об этом так: «Вот был такой случай. Ходила к Матроне моя мама Анастасия Егоровна. Тогда, в годы гражданской войны, в нашу деревню Култуки (Рязанской области, Клепиковского района – И.Е.) вернулся мой дядя Филипп, воевавший сначала на стороне Белой армии, а потом Красной. Приехал он после тяжелого ранения, практически умирающим. И вот моя мама из Култуков через Иванково, Ветчаны и Малахово, наверное, по прямой дороге на Анемнясево, ходила к Матроне, чтобы попросить ее помолиться о здравии своего брата. Она была женщиной верующей, и сама молилась о нем и Матрону просила. Но к сожалению, блаженная не смогла ей помочь. Филипп умер. Этот случай примечателен и назидателен. О чем он нам говорит? О том, что даже святые люди, творящие молитвой чудеса, не всегда и не всем могут помочь. Не надо забывать, что они не боги, что они являются только проводниками творящей чудеса Божией силы. Среди некоторых людей есть такое предубеждение, что если очень усердно просить о помощи того или иного святого, по молитвам к которому творятся чудеса, то он обязательно поможет. Но так бывает не всегда. Потому, даже не получая просимое, верующий человек должен понимать, что на все воля Божия, изменить которую не могут своими молитвами даже самые великие святые. Но почитание святых и не должно быть основано только на чудесах. Главное в их подвижнической жизни, что они приводили людей к Богу, научали жить по Евангельским заповедям и наставляли на путь, ведущий в Царствие Небесное».

Собственно, даже и чудеса, которые случались по молитвам блаженной Матроны, имели целью приводить людей к Богу. «Приводить людей к Богу это, пожалуй, было самое главное в жизни Матронушки, – считает отец Серафим Правдолюбов. - Она это делала при жизни, она продолжает делать это и сейчас. Иногда человек, когда что-то хорошее происходит, на что он уже и не рассчитывает, не надеется, говорит: «А Бог-то есть…» Вот и чудеса Матроны - они ведь человека к Богу ведут, и после ее чудес люди говорят: «А Бог-то есть…» Все чудеса Матроны свершаются именно для этого - приблизить человека к Богу. Но это не сама она помогает, это она действует, как проводник всемогущей Божией силы. И на кого изольется эта сила, а на кого нет, решает конечно же не она. Все решает Господь».

Много помогавшая другим людям, сама Матронушка несла тяжелый крест страданий. По сути, вся ее жизнь была мученичеством. Однако не само по себе мученичество является определяющим ее жизнь. Что подразумевается под этим, можно понять на следующем примере.

В Касимовской епархии в храме святого мученика Диомида есть примечательная икона двух блаженных Матрон – Московской и Анемнясевской. А в центре этой иконы изображена Новоникитская икона Божией Матери, на которой Богомладенец Христос держит Крест, как символ страданий. Крест изображен не полностью, потому что главная мысль Новоникитской иконы не страдания Христа, а Его благословение и помощь нам в несении наших крестов. Потому, в конечном счете, на иконе двух блаженных Матрон центром является благословляющая рука Богомладенца. Таким образом этот образ говорит о необходимости терпеливо проносить по жизни свой крест, помня о том, что в его несении людям помогает Сам Господь и святые Божии угодники, среди которых светлой путеводной звездочкой сияет нам святая блаженная Матрона Анемнясевская, всем родная, всем близкая Матронушка.

Да еще как сияет! Аж до Татарстана ее свет доходит. Вот какую примечательную запись я прочитал в находящейся в Анемнясевской часовне тетради для посетителей: «Я приехала из Татарской республики, из Казани, потому что Матронушка приснилась мне и сказала приехать и помолиться. Благодарим Бога и святую матушку Матрону за то, что дала знать о себе и привела в гости». Как же это по-русски, по-православному! Как хорошо! Ведь человек приехал не за чудесами, не за исцелением от какой-либо болезни, не за тем, чтобы попросить что-то, и даже не за тем, чтобы поблагодарить за что-то. Приехал, чтобы соприкоснуться со святостью. А как по-простому, как по-человечески произошло это соприкосновение! Матрона позвала в гости женщину из Татарстана, та приехала, помолилась и уехала с великим благодарением Богу. Закончить же свое небольшое вступление хочу еще одной очень и очень важной записью, которую говорит о благодатном воздействии Матронушкиной святости на целые поколения. «8 мая 2016 года. Благодарю святую блаженную матушку Матрону, что помогла моему прадеду Владимиру из деревни Норино и излечила его от болезни. Это было очень давно при ее жизни. Правнук Павел».

Замечательная, вдохновляющая запись! Будет жить, будет верить, будет стоять неколебимо православная Россия, пока будут в ней благодарные «правнуки Павлы», чтущие святость своего народа. 

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22