Как сообщалось, опрос, проведенный среди 600 врачей-специалистов (урологов, хирургов, эндокринологов, ревматологов и фармацевтов) в 40 регионах, почти половина российских врачей - против запрета суррогатного материнства, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на «Московский Комсомолец».
При этом 53% респондентов не смогли определиться по поводу этого вопроса, а 9% четко поддерживают запрет. Доля медиков, выступающих за запрет, выше в регионах (44%), чем в Москве (28%).
По мнению противников суррогатного материнства, в этой области нет четких законодательных норм и много спорных моментов (18%), это противоречит религиозным взглядам и неэтично (18%), нужно усыновлять детей-сирот (16%), это слишком дорого (8%).
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, профессор, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов:
В опросе играют роль три фактора.
Первый. Каков процент мужчин и женщин среди респондентов.
Второй. Каков процент среди опрошенных акушеров-гинекологов, педиатров, а также других врачей.
Третий: Возраст.
Об этих трех факторах ничего не сообщается, поэтому нельзя сказать, что опрос является полностью репрезентативным.
Кроме того, имеет значение регион, где работает врач. Например, в Санкт-Петербурге находится множество больниц с репродуктивными технологиями. А в регионах, где нет республиканского центра, для врачей не актуален вопрос суррогатного материнства. Для них важно, чтобы были медикаменты в наличии и т.д.
Поэтому сложно анализировать предоставленную выборку, неоднородный социальный срез. Я наблюдаю погрешность именно в сборе информации.
В медицинском сообществе преобладают три различных мнения по поводу суррогатного материнства. Часть врачей считают, что можно использовать суррогатную технологию, а другая часть медиков - нет. Третьи не могут ответить на этот вопрос. Поэтому вполне объяснимо, что 53% опрошенных не смогли определиться со своим отношением по этому вопросу, потому что они не имеют опоры на социальную доктрину религии. Кто имеет религиозную опору, тот осуждает репродуктивные технологии. Православные христиане опираются на постановление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в котором чётко сказано, что суррогатное материнство не допустимо. Вопрос репродуктивных технологий относится к области биомедицинской этики, которая тесно связана с религией. Вероучение является основой трактовки появляющихся медицинских технологий. Без опоры на религию, технологии можно по-разному трактовать и подвести под соответствующую идею «нравственную базу».
Например, в Австралии есть философы, которые считают, что допустима эвтаназия, после которой органы умершего пересадят другому человеку. Но если взглянуть на эту идею через призму религиозного верования, то мы поймем, что никто не имеет права так распоряжаться жизнью человека.
Когда мы говорим о суррогатном материнстве, то опираемся на заповедь Божию «Не прелюбодействуй».
Ныне в обществе остро стоят вопросы биомедицинской этики, потому что моральная сторона новых медицинских технологий вступает в противоречие с религиозными верованиями человека. «Социальная концепция Русской Православной Церкви» твердо стоит на заповедях Божиих и отвечает, в том числе на вопрос, что делать бесплодным людям?
Бесплодие бывает медицинского и духовного характера. Для разрешения медицинского бесплодия существуют соответствующие операции, которые позволяют сделать проходимыми маточные трубы и способствовать зачатию ребенка.
Но есть и духовные причины бесплодия. К нам приходят в храм и обращаются в группу поддержки семьи при нашем Обществе православных врачей Санкт-Петербурга, где мы разбираем духовные причины бесплодия. После их устранения часть женщин беременеют, а до этого они не могли забеременеть 5-10 лет и никакие медицинские технологии не помогали. После покаяния и анализа родовых духовных нагрузок Господь дает дитя. Поэтому для зачатия людям надо потрудиться в медицинском и духовном плане.
«Социальная концепция Русской Православной Церкви» говорит, что если после всех попыток супругам не удалось зачать ребенка, то бесплодие надо воспринять как сугубый крест, наложенный на семью Самим Господом. Деторождение - не абсолютная цель брака, но если воспитание детей для мужа и жены является одним из главных смыслов жизни, то супруги могут взять на воспитание ребеночка из детского дома. Таким образом дети не останутся без родительского попечения и вкусят радость семейной жизни. Детки очень нуждаются в опеки и любви! Господь попускает такой крест супругам, чтобы таким образом они могли послужить деткам-сиротам.
Бывают и такие случаи: супруги предприняли все медицинские и духовные попытки забеременеть, но все тщетно, тогда они усыновляют ребеночка-сироту. И в это время наступает неожиданная беременность женщины! Хотя не было никаких шансов. Господь ждал, пока супруги примут решение принять на воспитание ребеночка из детдома, чтобы открыть чрево матери, доселе неспособной забеременеть. Это поучительные истории для всех нас.