Как сообщалось, 11 мая в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В частности, Первосвятитель посетовал, что «сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.
Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов».
О затронутой проблеме рассуждает в интервью «Русской народной линии» член правления Патриаршей литературной премии, известный писатель, автор нескольких детских книг, лауреат Патриаршей премии за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов:
Патриаршая премия, в том числе занимается популяризацией литературы. Церковь в течение семи лет поднимает проблемы писателей в лице Предстоятеля и Священного Синода. Мы уже неоднократно говорили, что ничего не изменится, пока не будет сформулирована государственная идеология, а государство не обратит внимания на литературу. На идеологию, поддерживаемую большинством жителей России, работают все виды искусств. Но бывает, что писатели работают и против идеологии. Вспомним, как либеральное сообщество России не признавало Николая Васильевича Гоголя, когда он стал писать о духовности. Та же участь постигла многих других великих писателей. Уваров выразил идеологию в триаде - «Православие, Самодержавие, Народность». Приверженцы этой идеи были ретроградами в глазах либеральной интеллигенции.
Ныне многие издательства, особенно церковные, следят за полиграфией и качеством книг. Я доволен, как мои книги печатает издание Сретенского монастыря. Приятно в руках держать книгу, выполненную в прекрасном дизайне. Православные издательства прекрасно понимают, что книга должна быть красиво оформлена, чтобы ее было не стыдно подарить.
Святейший Патриарх Кирилл выступил в противовес нынешней господствующей идеологии прибыли и потребления. Я уже неоднократно говорил, что вакуума не бывает. Но теперь государство пытается сформулировать идеологию, зиждущуюся на любви к Родине и к труду на благо ближних. К сожалению, начиная с 90-х гг., мы живем под гнетом потребительской идеологии, при царстве дикого капитализма. Ныне насаждается идеология потребления - потребляй, потребляй и потребляй! Запад нам навязывает сию идею, на которую работает вся система глобализации. Наши олигархи с радостью подхватили идеологию потребления, которая навязывается нам через телевидение, радио и прессу. Я понимаю, что реклама - двигатель торговли, но нельзя так проявлять навязчивость! Идет глобальная обработка наших граждан, нам внушается мысль, что человек должен иметь все прелести внешней жизни! Но не бывает, чтобы человек был счастлив из-за приобретений. Напомню притчу о богаче: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16-21).
Нас заставляют забыть о душе, желая превратить человека в потребителя красиво упакованного, но не качественного товара. Срок работы бытовых предметов только год-два, а затем человеку вновь необходимо совершать покупку. Человека превращают в белку, которая беспрестанно крутится в колесе. Насадители потребительской идеологии добились своих целей. Потребительство распространяется как зараза. В супермаркетах люди как безумные бегают с переполненными тележками среди красиво разложенных товаров и продуктов. Бедные граждане, взирая на роскошную потребительскую жизнь, берут кредиты в микрофинансовых организациях и попадают в ловушку. Ко мне часто приходят на исповедь и плачут, что не могут погасить задолжность. Людей окончательно порабощают.
Государство должно защитить свой народ. Я вижу, что в правительстве предпринимаются попытки защитить простых людей, но пока нет целенаправленной политики в области литературы. И книжный бизнес работает на потребление низкопробной литературы, которую прочитал в поезде и выбросил. Как правило, подобные романчики и детективчики печатаются на дешевой газетной бумаге. Это чтиво для убийства времени, это не литература для души. Она, как жвачка, которую жуешь, а в желудок ничего не попадает.
Но врагам никогда не удастся истребить культуру чтения. Всегда люди будут тянуться к прекрасному и вечному. Мне как писателю часто приходится ездить по городам России, поэтому могу смело подтвердить, что везде, где бы я ни был, есть книголюбы. Но таковых меньшинство. Если о Советском Союзе говорили как о самой читающей стране в мире, то теперь Россия потеряла этот престижный статус. Чтение вытеснили легкие развлечения, шоу и западные фильмы. В советское время серию книг меняли на однокомнатную квартиру. Разве можно сейчас такое представить? У советских людей была жажда к чтению.
Раньше люди массово читали книги, а теперь чтение стало занятием меньшинства. Я счастлив, что вырос, когда телевидение носило не развлекательную функцию, а познавательную. Нас согревала и воспитывала замечательная русская, советская и зарубежная литература. К сожалению, если провести опрос среди молодежи, то редко встретишь человека, прочитавшего «Трех мушкетеров».
Едва ли государство услышало призыв Святейшего Патриарха. Но услышали все мы. Посыл дан интересующимся людям. Мне известно, что многие государственные мужи задумываются о проблеме литературы. В год литературы прошли мероприятия, которые кардинально не изменили ситуацию. Все зависело от позиции региональных губернаторов и министров культуры и от тех, кто составлял программы. Наша самарская писательская организация предложила прекрасную программу «Года литературы», но ее отвергли. К сожалению, ныне не прислушиваются к Союзу писателей России.
Могут ли современные писатели стать властителями дум? Все будет зависеть от того, куда повернет Россия. Если мы будем продолжать укреплять Отечество и почитать державность и патриотизм, то люди будут читать книги, воспитывающие благородство душ, солидарность и нравственные христианские основы. Общество нужно воспитывать, чтобы оно возжелало читать серьезную литературу. Я вновь возвращаюсь к тому, с чего начал - необходимо утвердить высоконравственную идеологию. Эти идеи, витающие в воздухе, нужно утвердить и четко им следовать. Об идеологии говорит Президент и другие ответственные лица. Нужно оформить государственную программу и работать! Мы, писатели, готовы.
42. Ответ на 40., Анна де Бейль:
41. Re: Могут ли современные писатели стать властителями дум?
40. Re: Могут ли современные писатели стать властителями дум?
39. Ответ на 37., Анна де Бейль:
38. Ответ на 34., Потомок подданных Императора Николая II:
37. Ответ на 33., Анна де Бейль:
36. Ответ на 32., Lucia:
35. Ответ на 33., Анна де Бейль:
34. Ответ на 25., вода:
33. Ответ на 18., Андрей Карпов: