Собор представлял собой достаточно сложное явление

О решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг.

Протодиакон Владимир Василик 
0
05.05.2017 1313
Вчера, 4 мая, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, о программе юбилейных мероприятий (журнал № 26), сообщает Патриархия.ru.

Организационный комитет был образован решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал № 104). В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил «Общий план юбилейных мероприятий» и «План юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях». Планы мероприятий включают проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральными станут богослужебные торжества 28 августа — в день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 28 августа, 18 ноября — в день 100-летия избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол и 4 декабря — в день Патриаршей интронизации святителя Тихона.

Участники заседания одобрили работу Организационного комитета и поручили митрополиту Варсонофию представить отчет о состоявшихся торжествах на последнем заседании Священного Синода в текущем году.

Синод постановил включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917-1918 гг.

Члены Священного Синода постановили просить Святейшего Патриарха, в случае канонизации в будущем тех или иных членов Поместного Собора, давать подобающие указания о дополнении вышеприведенного списка.

Синодальной богослужебной комиссии предложено представить на рассмотрение Священного Синода не позднее 15 июля с.г. тексты тропаря, кондака и величания святым Отцам Поместного Собора Церкви Русской.

Также принято решение составить особую службу святым, а до времени составления таковой отправлять Отцам Поместнаго Собора службу Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, указанную в Минее за 25 января. 

Постановление Синода прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:

Конечно, необходимо почтить память новомучеников и исповедников российских, участвовавших в Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако сам Собор представлял собой достаточно сложное явление. В нем присутствовали разные элементы, в том числе революционные и радикальные, временами предлагавшие совершенно несусветные вещи, которые могли просто уничтожить Русскую Православную Церковь. Например, всерьёз предлагался женатый епископат, полная русификация и реформирования Богослужения. Выдвигались самые пылкие модернистские проекты, которые могли уничтожить нашу Церковь.

Что касается практики, то, насколько я помню, до сих пор в Русской Православной Церкви не провозглашалась память каких-либо церковных соборов. В истории было много серьёзных соборов, которые способствовали процветанию Церкви и проводились святыми мужами. Например, Собор 1274 года, который принял «Кормчую книгу» святого Саввы Сербского, Стоглавый Собор, или ряд важных соборов XVII века, которые оградили Церковь от латинства, протестантства и старообрядчества.

Что касается практики Вселенской Церкви, то прославлялись поместные соборы, имеющие важное догматическое значение. Например, Собор 536 года, который ниспроверг ересь монофизитов. Но, честно говоря, я не помню, чтобы его членов соборно прославляли именно в лике святых. Это своего рода инновация, не имеющая аналогов. К чему она приведёт? Посмотрим. Если церковный народ примет её всем сердцем и будет почитать с такой же радостью и воодушевлением, как отцов Первого Вселенского Собора или Седьмого Вселенского Собора, то, значит, эта инициатива полезная и духовная. Ну, а если нет, то нет. 

В данном случае, должен с сокрушением сердца сказать, что почитание новомучеников и исповедников российских в нашем народе не особо развито. Может, должно пройти время, может быть, недостаточно известных информационных усилий, а может быть в силу того, что мы, к сожалению, живем не так, как жили они, то люди, видя известное несоответствие, остаются сердцем холодными к почитанию подвига новомучеников и исповедников российских. 

Опять-таки, к сожалению, на это дело нанизывается политика, которая закрывает многим очи на действительный подвиг новомучеников, на их святость, бескорыстие и самоотверженность, любовь к Богу и смирение.

Дай Бог, чтобы духовный горизонт нашего народа и нашей Церкви в этом плане расчистился, и мы воздали бы новомученикам и исповедникам российским должные почести, которые исходили бы из духа церковного, а не от дымного надмения духа мира сего.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

45. Ксении на 39

В Нижегородской митрополии тоже несколько владык, а у нас все тот же митрополит остался. Думаете, он стал ближе к верующему народу? Не обольщайтесь "разукрупнением". Лучше посмотрите, кого сейчас поставляют в еписпопы и в каком количестве. Хорошо ли это, не вам судить ... Пока еще не епископ: http://www.patriarchia.ru/db/text/4017069.html

М.Е. / 21.05.2017 13:14

44. Ответ на 43., Lucia:

. И вот тогда у Вас будет все точно "хорошо". Говорят, когда придет антихрист, будет не не просто хорошо, а еще лучше.

Рай на земле строят, что большевики, что современные обновленцы, модернисты и экуменимты с миссионэрским уклоном. Ересь хилиазма давно проклята.

М.Яблоков / 21.05.2017 02:03

43. Ответ на 40., М.Яблоков:

. И вот тогда у Вас будет все точно "хорошо".

Говорят, когда придет антихрист, будет не не просто хорошо, а еще лучше.

Lucia / 20.05.2017 21:37

42. Ответ на 41., Ксения Балакина:

Никогда в Синодальный период не было плясок в храмах и светских песен. Такого и быть тогда не могло. Это стало плодом безбожной революции, и делали это большевики. А сейчас современные христиане-неофиты тоже самое делают. Чувствуете общность, матушка? Никакой близости архиереев к пастве не будет. Там совсем другие цели. Разделяй и властвуй.

М.Яблоков / 20.05.2017 18:02

41. Ответ на 40., М.Яблоков:

Синодальный период принес красный плод спасительного сеяния - Новомучеников и Исповедников Российских. А современный период агрессивного неофитства и сверхчастого причащенства приводит к пляскам и песням в сакральном месте молитвы - в храме.

Новомученики и исповедники – это один плод Синодального периода, а другой – песни и пляски в поруганных храмах. В нашем, например, Майминском храме Святаго Духа после его закрытия был клуб, и туда ходили жители села петь и плясать(((

Но на этом не закончится (если судить по РКЦ, они уже все это проходили). Ждите возрождения харизматики. И вот тогда у Вас будет все точно "хорошо". Все язычники обрятятся ко Христу и будет на земле рай...

Михаил, мне кажется, мои сообщения начали Вас раздражать. Возможно, мне просто пора остановиться. Простите, если что не так… У меня душа болит и переворачивается от некоторых моментов церковной жизни. Но в разукрупнении епархий, самом по себе, я, действительно, зла не вижу, более того, этот процесс должен был послужить оживлению церковной жизни и близости Архиерея к своей пастве - это я и обозначила. Христос воскресе! И - с Днем памяти святого апостола Иоанна Богослова.

40. Ответ на 39., Ксения Балакина:

Синодальный период принес красный плод спасительного сеяния - Новомучеников и Исповедников Российских. А современный период агрессивного неофитства и сверхчастого причащенства приводит к пляскам и песням в сакральном месте молитвы - в храме. Но на этом не закончится (если судить по РКЦ, они уже все это проходили). Ждите возрождения харизматики. И вот тогда у Вас будет все точно "хорошо". Все язычники обрятятся ко Христу и будет на земле рай...

М.Яблоков / 20.05.2017 13:14

39. Ответ на 37., М.Яблоков:

Матушка, для чего Вы приводите чисто протестантский аргумент? Типа в первых веках было лучше.

Неправильно ) Я вообще не говорила хуже-лучше. Я обозначила ту мысль, что такой вариант был и работал вполне успешно. При этом количество епископов «на душу населения» было в два раза выше, чем на сегодняшний день в России. Поэтому мысль о «профанации епископского сана» на мой взгляд, некорректна.

а после Дух Святой через святых отцов установил другие формы.

Установил? Или попустил? Всегда ли можно судить однозначно? Например, Синодальный период был установлением или попущением?

А нам было передано от Новомучеников.

Скорее – от Синодального, безпатриаршего периода. Ибо в период гонений речь могла идти только о хотя бы сохранении того, что было.

Тысячу лет на Руси не было такой проблемы,

А кто сказал, что не было? Например, из той же истории Алтайской духовной миссии (мне это ближе) очень хорошо видно, как тормозилось дело проповеди именно из-за больших расстояний и долгих ожиданий вердиктов от духовных и светских властей. Процесс разукрупнения епархий начался еще при Святейшем Патириархе Алексии. Мы, например, изначально входили в Новосибирскую епархию, потом в 1994 году была выделена Барнаульско-Алтайская и сразу пошли разговоры о самостоятельной Горноалтайской, которая и была образована в 2013 году. И я Вам скажу, что конкретно у нас изменения произошли в лучшую сторону – ускорилось решение многих вопросов, Владыка много ездит по епархии, много служит, лично вникает во многие вопросы и процессы. Пока у нас все хорошо. Поэтому, по логике вещей, хорошо может быть везде (не только у нас). А если где-то «не хорошо», то это следствие совершенно других вещей, лежащих совершенно в иной плоскости.

38. Ответ на 37., М.Яблоков:

Матушка, для чего Вы приводите чисто протестантский аргумент? Типа в первых веках было лучше. Для того времени - да, а после Дух Святой через святых отцов установил другие формы. Вы знаете что такое континуитет (непрерывность) Предания? Предание передется от одного поколения христиан другому без перескоков и возврата. А нам было передано от Новомучеников. Со втоторй мыслью тоже не согласен. Тысячу лет на Руси не было такой проблемы, а, условно говоря, через 1001 год внезапно появились!.. Революция в Церкви происходит, а Вы не понимаете этого или не хотите понимать, что гораздо хуже.

Да и не знают они ничего. Все жалуются, что все равно на прием не попасть. Да и без толку.

Lucia / 19.05.2017 15:37

37. Ответ на 36., Ксения Балакина:

Матушка, для чего Вы приводите чисто протестантский аргумент? Типа в первых веках было лучше. Для того времени - да, а после Дух Святой через святых отцов установил другие формы. Вы знаете что такое континуитет (непрерывность) Предания? Предание передется от одного поколения христиан другому без перескоков и возврата. А нам было передано от Новомучеников. Со втоторй мыслью тоже не согласен. Тысячу лет на Руси не было такой проблемы, а, условно говоря, через 1001 год внезапно появились!.. Революция в Церкви происходит, а Вы не понимаете этого или не хотите понимать, что гораздо хуже.

М.Яблоков / 19.05.2017 09:33

36. Ответ на 31., М.Яблоков:

Матушка, причем тут Греция? ... У Греции уже содомские браки узаконили. Нам такого не надо.

Матушка, причем тут Греция?... У Греции уже содомские браки узаконили. Нам такого не надо.

Греция Вам не нравится ... А как Вы относитесь ко времени Первого Вселенского Собора? Тогда епископы были во всех городах и на Востоке насчитывалось около 1000 епископских кафедр. Если опять же пересчитать по населению и площади, то сегодня в России нужно более 500 епископов. Чем плох опыт 4 века? И второе. "Архиерей должен знать всех своих священников, он должен знать, чем они дышат, какое у них настроение, какое у них положение в семье, какое у них образование. Он должен точно знать, что происходит в каждом приходе: есть ли там какое-то развитие или нет, служит ли священник ревностно или, простите, больше всего о деньгах думает, восстанавливаются храмы или нет, собирается молодежь или нет, совершаются дела благотворительности или нет, издаются приходские издания или нет — каждый архиерей должен всё это знать и видеть" Вы согласны с этой мыслью? И с тем, что реально это осуществить в условиях огромной епархии (100-150-200 приходов) невозможно?

Протодиакон Владимир Василик
Чего испугался Песков?
Безответственное заявление Мединского о великоросских землях в бывших советских республиках может расстроить российско-казахстанские отношения
05.04.2021
Сто лет борьбы и трудов
К столетию участника Таллинского перехода и обороны Ленинграда
18.03.2021
«Проповедь страдает узостью и партийностью»
Архиепископ Гродненский Артемий как преемник апостолов мог бы благословить подчиняться Лукашенко
17.03.2021
Анатолию Степанову — 60!
Поздравляем главного редактора "Русской народной линии"
11.03.2021
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
06.04.2021 18:45
Русский Христианский социализм – драгоценный трофей каббалистов?
Новый комментарий от Русский танкист
06.04.2021 18:31
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Vladislav
06.04.2021 18:04
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Апографъ
06.04.2021 17:57
Украинские корифеи языкознания
Новый комментарий от az
06.04.2021 17:09
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Андрей Козлов
06.04.2021 14:28
«Встань и иди» – кредо Элины Быстрицкой
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.04.2021 14:01