США и Россия должны сделать все, чтобы восстановить взаимное доверие. Об этом заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон по итогам переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым, заявил, что «мы должны сделать все, чтобы восстановить доверие между нашими странами и приостановить их (отношений) деградацию». Об этом сообщает ТАСС.
«Для того чтобы мы разрешили те вопросы, которые являются важными для всех нас, мы согласились создать рабочую группу по разрешению тех вопросов, которые требуют незамедлительного решения и стабилизации для того, чтобы перейти к разрешению более длительных и сложных вопросов», - сказал он.
«Текущее состояние дел вместе с взаимоотношениями находится на очень низком уровне, и уровень доверия также находится на очень низкой точке, - отметил он. - Две ядерные державы не могут находится в таком состоянии».
Перспективы деятельности рабочей группы России и США проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:
Насчет несовпадения национальных интересов России и США я бы был поосторожнее. Сейчас выясняется, что многие аналитики просто не знают истории в силу специфики образования и в нашей стране и в Америке в последнее десятилетие. В самые кардинальные моменты нашей истории, мировой и национальной, как ни странно, но Россия и США были союзниками. Во время Второй мировой войны Россия и США были союзниками. Кто почитает переговоры на конференциях «Большой тройки» - Сталин, Рузвельт, Черчилль, то увидит, что, казалось бы, интересы Америки и СССР не совпадали, Англии и американские всегда совпадают, и эти два лидера западных стран должны были на этих конференциях теснить руководителя Советского Союза. Но нет, был и не один пример, когда Рузвельт поддерживал Сталина против Черчилля, а Сталин поддерживал Рузвельта. Даже на этих переговорах интересы Советского Союза и США иногда совпадали, а с интересами Великобритании иногда нет. И вообще три этих лидера сумели договориться.
Я тоже ученик советской школы. Меня поразил такой пример - главнокомандующего американскими войсками во время Корейской войны 50-53 года, сейчас говорят о новой корейской войне, генерала Макартура в Советском Союзе, как только не клеймили. Но я с удивлением узнал факт, что в 1945 году, когда скончался президент Рузвельт и к власти пришел вице-президент Трумэн, который стал президентом США, он отдал Макартуру приказ занять Курильские острова в августе 1945 года. И американские военные отказались выполнить приказ президента, сказав, что русские - это наши боевые товарищи и по решениям Потсдамской и Ялтинской конференций эти территории отходят к ним, а высадка американского десанта на острова означает боевые действия между Советским Союзом и США. В Первой мировой войне наши страны тоже были союзниками. Во время Гражданской войны в Америке Россия направляла эскадру в Сан-Франциско и поддерживала правительство Линкольна. Во время войны за независимость она совпала с правлением Екатерины II, Россия была одной из первых стран, которая признала США. Я привел несколько моментов из переломных исторических периодов, где интересы наших стран совпадали.
Хотя, конечно, наши страны геополитически разделены - наши геополитические интересы не совпадают, наши страны не имеют серьезных экономических связей и традиций экономических связей. Мне кажется, что сейчас просто происходит смена цивилизаций, цивилизационного типа развития. Меняется технологический уклад, то есть мы переходим к экономике 4.0, к электронной экономике и электронному обществу. Глобализация, которую поддерживали те же США, сейчас уступает место протекционизму и регионализации. Мы видим, что сама парадигма общества потребления, появившаяся в 50-60-е годы, когда люди стремились все больше покупать, лучше жить, уходит. Сейчас реальные доходы в развитых странах падают. Общество потребления уже достигло такого предела, что в реальных условиях с реальными ресурсами больше уже невозможно добиться большего потребления даже для богатых стран. Если весь мир начнет потреблять по стереотипам золотого миллиарда, наступит катастрофа. Мы видим, что демократические ценности тоже подвергаются эрозии. Демократически избранный президент США не устраивает половину американского общества, даже большую половину. И впервые прошли протесты за многие десятилетия. Речь идет чуть ли не о гражданской войне.
И в России ощущается усталость от постсоветского развития. Как говорится - невозможность быстрого и эффективного осуществления структурных реформ. После резкого падения уровня жизни в 90-е годы наступил очень существенный подъем в 2001-2007 гг., а сейчас мы видим, что рост прекратился, правительство прогнозирует 1-2% как выдающийся успех на следующие годы. Президент это не поддерживает, говорит, что нужно выше мирового уровня.
Естественно, что хаос в экономике и политике, смена цивилизаций порождают смятение в умах. Общественное сознание достаточно расстроено и дезориентировано. В крупнейшей и богатейшей стране мира, обладающей самым большим военным потенциалом, к власти пришел человек, который никогда профессионально не занимался политикой.
Я помню мой друг, профессор чикагского университета Ричард Фаркус выступал у нас в университете в 1993 году и говорил: мы следим за российской политикой и сейчас у вас в политику пришли одни непрофессионалы. Мы даже такую модель сделали, что на улицы огромного города выехало много автомобилей, за рулем которых сидят люди, которые никогда не читали правил дорожного движения, никогда не проходили курс обучения. Мы проводили опрос среди ваших политиков, одни даже не видели в глаза учебника политологии. Они занимались чем угодно до политики.
Так и сейчас за штурвалом управления крупнейшей державы мира сидит человек, который не читал правил дорожного движения, который не проходил никаких курсов обучения. И вот его выпустили в город на огромнейшем грузовике. Раз - шарах по Сирии. Чего? Как? А мне захотелось. А нам не понравилась Сирия, поэтому можем по ней ударить. Сейчас уже среди западных стран началась паника, потому что России не нравится Украина. По той же логике она может ударить по украинской армии. Ну не нравится ей, они плохо себя ведут, применяют плохие запретные средства вооружения. Да и сами западные европейцы растерялись, потому что кто в следующий раз не понравится? А вдруг политика Германии не понравится? И идея санкций против России была заблокирована.
Поэтому сейчас создается рабочая группа, которая постарается систематизировать те проблемы, которые существуют между Америкой и Россией. Каким образом какие проблемы можно решать? Здесь даже речь идет о том, что не то чтобы решить эти проблемы, а, по крайней мере, обозначить их как системные. Что если существует такая-то проблема, нельзя «Томагавками» стрелять, существует такая-то проблема, нельзя «Першингами» стрелять, а надо создать подгруппу, которая будет вести переговоры. Может быть, надо подключать международные организации.
Ныне мир замер в ожидании: как это пойдет? Как водитель мощного американского грузовика-государства будет по-прежнему управлять без лицензии, не читая правил. Девушка, дочка скажет: «Ну-ка папа, поверни направо». «Да, пожалуйста». Бах. Авария. Либо он все-таки пригласит профессионалов, пересядет на соседнее сиденье. Управлять автомобилем будут профессионалы - группа профессионалов, которых подберут Рекс Тиллерсон, Сергей Лавров. Но это не значит, что решения, которые будут принимать профессионалы, могут воплотиться в жизнь. Потому что ныне царит хаос в общественном сознании, хаос в сознании политических элит.
Единственное, что обнадеживает, в этих условиях все-таки сохраняется тенденция к поддержанию порядка, к упорядочению ситуации. Группа Лавров-Тиллерсон создается не для того, чтобы решить проблемы, а для того, чтобы хотя бы не скатиться в пропасть.
Во время Карибского кризиса свои воспоминания министр обороны США Роберт Макнамара назвал «На ощупь пробираясь к пропасти». Я читал его книгу. У него в воспоминаниях есть, когда в самой острой фазе Карибского или Кубинского кризиса, как называют в Америке, уже целые сутки шли совещания в Белом доме. И вдруг президент Кеннеди вышел на балкон и стал долго смотреть на заходящее солнце. Один из министров спросил: «Господин президент, чего вы прервали совещание?». Он говорит: «Посмотрите, какой закат». «Ну что, закат, как закат». Тут Кеннеди взорвался и сказал: «Неужели вы не понимаете, что мы, может быть, видим этот закат в последний раз». Стало посещать ощущение последнего заката солнца. Мне показалось, я смотрел материалы встреч в итальянском городе Лукка и поведение Рекса Тиллерсона - он все-таки реальный политик, нефтяной магнат. Примечательна резкая смена повестки: американцы ехали, чтобы ставить Россию перед выбором, а в итоге создали рабочую группу. У некоторой части политической элиты стали появляться ощущения последнего заката солнца.
1. о мемуарах