Великий пост необходимо представить в положительных категориях

Великий пост 
0
643
Время на чтение 7 минут
Размышляя о Великом посте, его смысле и духовном значении, возникают уместные вопросы: как начать и что делать? Для начала нужно вникнуть в смысл самого слова. Я как филолог имею привычку, прежде всего, смотреть в корень и этимологию слова. Наш великий, могучий и мудрый язык часто объясняет сам себя и сокрывает смысл явления в самих словах. Слово «пост» очень древнее. Этимологи толком так и не выяснили его происхождение, но даже на слух мы слышим понятие «стояние» - пост и стоять. В обыкновенное время наша душа сидит, лежит или спит. Но само слово «пост» пробуждает душу, заставляет человека встать – перевести душу из горизонтального состояния в вертикальное положение. Первое определение поста – душа из вертикального состояния переходит в другое измерение, отрывается от земли к небу!

Мы наблюдаем удивительное совпадение: «пост» как духовное делание и как военный термин охраны. Это чистое совпадение, ибо присутствуют разные этимологии, но очень многозначительные и помогающие нам понять смысл духовного поста. Военный термин напоминает нам, что пост – это духовная брань. Мы заступаем на пост и стоим на посту своего сердца. Во время поста мы являемся часовыми своей души и сердца, которым доверено хранение своих чувств и помыслов. Всё остальное – вкушение или не вкушение пищи становится производным. Понятно, что часовой на посту не вкушает пищи, ибо его ничто не должно отвлекать.

Осенью я сподобился быть в Греции, где наблюдал интересные часовые разводы у здания парламента: часовые с помпончиками на туфлях и смешными беретами вышагивают непредставимым шагом. Но когда подходишь к часовому, стоящему на посту, улыбаешься, глядя на его смешной вид, а в ответ каменное лицо, даже бровью не поведет. Некоторые люди начинают снимать их слева, справа, кто-то улыбается, громко смеется или восклицает, но часовые стоят на посту и не обращают никакого внимание на окружающий народ. Пусть смеются, улыбаются, фотографируют и снимают на видео. Часовой - наглядный образ христианина в посту. Некоторые постящиеся смущаются своего поста, неся его подпольно и по-партизански, боясь, что об этом узнают коллеги. Но вспомните и взгляните на часовых на службе, стоящих у могилы Неизвестного солдата. Пусть этот образ часового будет наглядным примером, как нам хранить пост – стоять как на посту, быть часовым своей души.

Великий пост – особенный. Он отличается от других многодневных постов – Рождественского, Успенского, Апостольского (Петровского). Великий пост мы совершаем в подражание Господу Богу нашему Иисусу Христу. Великий пост Христоподражательный. До нас его уже совершил наш Господь Иисус Христос. Мы храним Великий пост по слову Господа: следую за Мной. Следование за Христом предполагает полноту совершения того же, что совершил Господь, подчас даже внешнее повторение Его жизни. Господь постился сорок дней. И мы также, следуя за Христом, постимся сорок дней. Великий пост самый трудный по степени пощения, но самый благодатный, ибо мы являемся спостниками самого Господа. И эта мысль, что человек постится в подражание Христу и вместе с Ним, являясь спостником самого Господа, необычайно вдохновляет. В этом посту, как бы мы его ни хранили, всё равно с нами присутствует Господь. Ведь сказано, что Он даже намерения приемлет. И если мы не строго храним Великий пост, то с нами все равно Господь пребывает. Об этом свидетельствует тот факт, что если мы пройдем Великий пост, то испытываем необыкновенную благодать и радость. Вроде бы ничего внешне не произошло, но тем не менее пребывание со Христом в течение сорока дней не проходит в нашей жизни бесследно.

Необходимо обратить внимание на одно обстоятельство: Христос постился в пустыне. Когда мы совершаем Великий пост, то чаще обращаем внимание на отсутствие пищи, воздержание, но очень важно испытать состояние пустыни. У древних подвижников была традиция на сорок дней удаляться в пустыню, о чем повествует жизнеописание Марии Египетской. Нам известно, что состояние пустынности создавалось в масштабах России путем ограничения различных мероприятий: закрывались театры, прекращались увеселительные представления. В общественном пространстве формировалось состояние пустыни. Конечно, современный человек не может бросить работу и уехать из города, но, тем не менее, нельзя пребывать на миру, обязательно нужно насколько возможно уйти во внутреннюю клеть, создать вокруг себя ситуацию пустыни, ограничить просмотр телевизора, интернета и сократить время пребывания на нашей любимой «Русской народной линии». Мне проще об этом рассуждать, потому что нахожусь в Ленинградской области в селе Сомино как в пустыне и уже не первый год провожу в этом месте первую неделю Великого поста. Состояние пустынности очень благодатно и таит в себе духовную глубину. Я понимаю, что не все могут прибыть в Сомино или уехать на дачу, в деревню, но, тем не менее, надо подумать, как в крупном мегаполисе, таком как Санкт-Петербург, создать вокруг себя поле пустыни, в чем себя ограничить.

Надо меньше произносить слов. Многословие – главный враг поста, ибо разрушает состояние внутренней сердечной пустыни. Пост должен нести не только ограничение пищи, но и информации, слов, общения. Постнику важно пребывать в клети своей души. Современный человек себе не принадлежит. Он, как Прометей, привязан к информационному пространству, работе и общественным связям. Попробуй замолчать и перестать общаться, как все забеспокоятся. Если перестанешь отвечать на звонки и сообщения или исчезнешь из интернета, то мгновенно объявят тебя во всероссийский розыск. Но когда еще вернуться к себе и стать самим собой, когда приобрести принадлежность самому себе, а стало быть, самому Христу, как не в Великий пост?!

Еще один важный момент: восприятие Великого поста как времени, когда нам что-то запрещено делать. Этот момент не составляет сути поста, являясь лишь внешним проявлением постящегося.

По-настоящему мы откроем для себя Великий пост, когда поймем, что мы что-то должны делать. Великий пост – время делания. Это не отрицательный, а положительный пост. Что же мы должны делать? В старину в селе Сомино в народе пост называли «Весной духовной». Это очень глубокое определение. Мне не известно, присутствует ли оно у святых отцов, но, так или иначе, народное восприятие Великого поста как весны – время возрождения и обретения. Еще на земле лежит снежок, но уже под ним начинается движение вод, оживают корни, чтобы в какой-то момент проклюнул подснежник и земля ожила. Ощущение оживания содержится в понятии весны. Безусловно, мы должны наполнить Великий пост активным деланием – чтением Евангелия, Ветхого Завета. В эти благодатные дни мы должны освежить в памяти или впервые для себя открыть ветхозаветных пророков, которые жили ожиданием Христа. Ветхозаветные пророки заражают нас чаянием и ожиданием Христа. Хотя Христос всегда с нами, но мы не должны терять этого чувства. Состояние ожидания Христа должно наполнять нашу душу. Если задаться вопросом: зачем нам дан Великий пост? То ответ очевиден - для встречи Христа. Емкое состояние души – ожидание. Выражаясь компьютерным термином, сорок дней поста мы должны провести в режиме ожидания Христа. Если человек лишен цели и бесцельно гуляет по парку, то ему некуда спешить, а если у человека есть цель, то он всегда идет по прямой и спешит не опоздать. Великий пост – это не диетическая прогулка, а ожидание Воскресения Христа. Великий пост – это продолжительная ночь перед Воскресением Христовым. Семь недель поста как семь дней ожидания Христа.

Великий пост концептуально выстроен и продуман, как никакое иное время церковного года. Каждая неделя наполнена определенным богомыслием, воспоминаниями, духовными установками.

Первая седмица – время самого строгого поста и глубокого покаяния, когда читается покаянный канон святого Андрея Критского. Неделя завершается Торжеством Православия. Православие торжествует только через делание – покаяние и молитву. Православие не может восторжествовать как теория, но только как практика.

Вторая седмица посвящается святителю Григорию Паламе – учителю Фаворского света и ее можно назвать великопостным преображением. На второй седмице мы должны влить в наш сосуд души Божественный Фаворский свет.

Третья седмица Великого поста – Крестопоклонная. На этом отрезке поста мы должны уже увидеть мысленным взором посредине храма предстоящий Крест, который предстанет пред нами на Страстной седмице. Церковь нас прямо вводит в переживания и ожидания великой жертвы Голгофы.

Четвертая седмица преподобного Иоанна Лествичника. Перед нами предстает лествица, которая возводит душу от земли на небо, о чем я говорил выше – вертикальное состояние души.

Пятая седмица – память преподобной Марии Египетской. Почему именно она избрана для этой недели? Святая представляет образ глубокого покаяния. Ее обращение произошло у Гроба Господня, где воскрес Христос. Главный аспект пятой седмицы, что от гроба Господня воскресают наши сердца, даже такие, казалось бы, далекие как пребывавшие в страсти блуда Мария из Египта.

Шестая седмица Великого поста – вход Господень в Иерусалим. Мы входим в тот град, где совершатся самые главные события на земле в истории человечества, а, стало быть, и в нашей жизни.

Каждая неделя поста является откровением и открытием о Пасхе. Если так воспринимать каждую седмицу, то выйдет ожидание, семь духовных стадий на пути к Голгофе и к Гробу Господню. В таком восприятии Великий пост становится духовным шествием вместе с женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским и Никодимом ко Гробу Спасителя. Пасха венчает, как золотой купол храма, весь Великий пост. Если человек не постился, то купол зависает в пространстве и ни на чём не держится. Мы призваны воздвигнуть храм поста, чтобы Пасха воссияла золотым светом.

Преподобный Иоанн Лествичник, который читается во время Великого поста, сказал замечательные слова, составил похвалу или даже акафист: Пост – отражение всего, что услаждает вкус – погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности, чистота молитвы, хранение ума, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, здравие тела, виновник бесстрастия, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник представил Великий пост в положительных категориях, как приобретение, радость и торжество.

На Руси существует культура поста, выраженная в этикете, быту и кулинарии. Было принято приветствовать друг друга в Великом посту «С постом благоприятным, угодным Господу». Пост становится общим соборным делом. В царские времена существовали особые кулинарные традиции: на Крестопоклонной неделе пекли куличи в виде крестов, на сорок Севастийских мучеников пекли жаворонков, на преподобного Иоанна Лествичника - лествицу. Форма постной сдобы напоминала о духовном делании.

Всем пожелаю поста приятного. С постом благоприятным, братья и сестры, мои дорогие спостники!

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, заместитель председателя Комиссии Тихвинской епархии по канонизации святых и истории Тихвинского края
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Великий пост
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Где взять силы в борьбе с нашими страстями?
Проповедь на Стояние преподобной Марии Египетской
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51