В среду, 15 февраля, глава Министерства экономического развития Максим Орешкин на встрече с Президентом России Владимиром Путиным отметил, что ситуация в экономике в начале 2017 года складывается достаточно позитивно, сообщает РИА Новости. Он добавил, что по итогам года ожидается рост порядка двух процентов.
В настоящее время инфляция в России находится около уровня в 5%.
«Если прошлый год мы закончили - 5,4%, то тенденция на снижение инфляции продолжается. Ожидаем, что по итогам 2017 года она уверенно выйдет на запланированные показатели - около 4%. Центральный банк и правительство активно над этим работают», - сказал министр. При этом он добавил, что снижение инфляции позволит увеличить доходы населения, тенденция уже проявилась в конце прошлого года и она сохранится в 2017 году.
«Только работайте над этим постоянно. Надо заниматься, как мы говорим, таргетированием (инфляции) вместе с Центральным банком, правительством. Там, где нужно, администрацию подключать. И с регионами надо работать, конечно», - призвал Президент.
«Абсолютно. Должна быть комплексная работа всех органов власти в этом направлении», - ответил Орешкин.
Победные реляции по инфляции прокомментировал, а также дал пояснения для наших читателей по проблеме таргетирования инфляции по просьбе «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Термин таргетирование инфляции применяют денежные власти, в частности, Центральные банки при проведении антиинфляционной политики. Тarget в переводе с английского языка - цель (мишень). Задачей политики таргетирования является снижение инфляции до целевого уровня (установки). Политика таргетирования - это, по сути, политика подведения инфляции под установленный норматив. Однако, каждое правительство устанавливает свой показатель. Например, впервые политика таргетирования инфляции была предпринята как система мер в Новой Зеландии и в Великобритании в начале 1990-х гг., но в этих странах в качестве Тarget, цели, устанавливался диапазон инфляции от 1% до 3% или от 3% до 5%. По крайней мере, из опыта различных стран я не видел, чтобы в качестве цели таргетирования устанавливалась одна цифра, например, 4% (по крайней мере, в начале, когда такая политика только вводилась). В России мало обоснованно установили в виде цели - инфляцию в размере 4%. Из нескольких интервью главы Центробанка, в которых ей задавали похожие вопросы, не слышно точного ответа, почему именно 4%, а «прятки» за словом риск или «риски» выглядели, признаться, не вполне убедительно.
Обсуждая проблему таргетирования, необходимо обязательно отметить следующую связь: для различных стран и мировой экономики как системы существует определенная нелинейная связь между инфляцией и темпом экономического роста. Неверно думать, что, снизив инфляцию до 4%, автоматически начнется рост экономики нужного или желаемого темпа. Например, наибольший темп роста мировой экономики наблюдался при инфляции от 4% до 8%, что подтверждают данные с 1961 по 2012 гг. Для отдельных стран также существует определенный диапазон инфляции, который соответствует наивысшему темпу, достижимому для данной страны. И для России наибольший темп роста был зафиксирован при инфляции от 5,5 и даже 7% до 10% в нулевые годы. Тогда зачем давить инфляцию до необоснованных 4%? Эти действия выстраиваются в монетаристскую логику, задавим инфляцию до 4%, не считаясь с потерями в реальном секторе, а потом начнется рост инвестиций, потому что можно будет снизить ставку процента. Тем самым привязывают снижение процентной ставки к снижению инфляции, полагая, что снижение ставки простимулирует поток инвестиций. Но если начнется рост, то он создаст давление в области совокупного спроса на следующих близлежащих стадиях. Давление совокупного спроса автоматически обеспечит инфляционное давление для российской экономики. Сокращение же инфляции издержек методом давления на совокупное потребление (провоцирующего инфляцию спроса), это всё равно, что рядом с пожаром разжигать ещё один костёр - потушить ничего не удастся, а вот будущую основу роста в виде сокращения реальных доходов граждан и совокупного потребления - подорвёте! Что и происходит в России сегодня!
Возникнув, первичный экономический рост опять подхлестнёт инфляцию - что делать?
Ответ на подобный вопрос даётся примерно такой: мы [денежные власти] будем периодически сводить инфляцию к 4% при её увеличении выше этой цели, то есть действовать как настоящий регулятор. Если инфляция возвысится до 5% и выше, то планируется ее снизить опять до 4%. Таким образом, денежные власти расписываются в следующей политике: рост создаст проинфляционное давление в силу специфики российской экономики, но инфляция будет подавляться несмотря ни на что, то есть, тем самым будет подавляться и экономический рост. При этом инфляцию издержек (её называют инфляцией предложения - будет «давиться» посредством противодействия инфляции спроса). Конечно, в стране вырисовываются различные группы экономистов по-разному понимающих последствия проводимой политики. Одни воспринимают экономику в монетаристском духе, другие исходят из системных позиций, связывая различные параметры. Пока мы не располагаем эмпирическими данными, подтверждающими правоту намечаемой и уже проводимой политики таргетироваения инфляции (первая группа), скорее, обладаем обратными данными (вторая группа). Поэтому надо отказываться от подобной политики таргетирования инфляции, связав задачи инфляционного сдерживания с конкретными факторами экономического роста, который осознанно будет организован в России - на новых факторах: за счёт активизации потребления (инфляция спроса) и, конечно, внутренних инвестиций в реальном секторе (инфляция предложения).