Президент РФ Владимир Путин рассчитывает, что встреча по Сирии в Астане, участники которой зафиксировали невозможность военного решения конфликта, станет хорошей базой для переговорного процесса в Женеве, сообщает ТАСС.
«Считаю очень важным отметить, что участники процесса в Астане зафиксировали невозможность решения сирийской проблемы военным путем», - сказал российский лидер на встрече с королем Иордании Абдаллой II. «И мы очень рассчитываем на то, что переговоры в Астане станут хорошей базой для продолжения этого переговорного процесса в Женеве», - добавил Путин.
Касаясь двусторонних российско-иорданских отношений, Путин выразил удовлетворение тем, что диалог на высшем уровне продолжается в постоянном режиме. «Мы с Вами постоянно в контакте. И в ходе сегодняшнего Вашего визита, безусловно, мы поговорим и о вопросах двусторонних отношений, и о ситуации в регионе, конечно, с упором на болевые точки, в том числе на сирийское урегулирование», - обратился Президент РФ к королю Иордании.
«Хотел бы Вас поблагодарить за поддержку процесса, который начат в столице Казахстана», - сказал Путин. «Благодаря нашим общим усилиям процесс развивается на основе очень важного решения, которого удалось добиться - прекращения боевых действий, прекращения огня между правительственными силами и вооруженной оппозицией», - добавил Президент РФ.
Переговоры по Сирии в Астане де-юре продолжались всего два дня, но результаты принесли такие, каких не удавалось добиться за несколько недель на переговорных раундах в Женеве. Их успех был не гарантирован, и слишком больших ожиданий относительно предстоящей встречи в ее преддверии участники не строили, хотя и говорили об оптимистичном настрое.
Как отмечал глава российской делегации на переговорах, спецпредставитель президента РФ Александр Лаврентьев, рассчитывать на то, что длящийся сирийский конфликт удастся урегулировать в одночасье, не следует.
Однако результаты напряженной работы, продолжавшейся в последние дни, дают основание с полным правом говорить об успехе: Россия, Иран и Турция договорились о создании механизма по контролю за соблюдением перемирия, приняли итоговое коммюнике, а российская делегация передала представителям оппозиции проект новой конституции Сирии.
Основной целью переговоров, как не раз заявляли участники, было создание механизма мониторинга за соблюдением режима прекращения огня и разрешения конфликтных ситуаций, который планируется запустить уже в начале февраля.
Работать этот механизм по контролю за перемирием - трехсторонняя совместная оперативная группа в составе представителей России, Ирана и Турции - будет в Астане. Конкретные детали, как будет выглядеть деятельность этого инструменты, остаются неизвестны. Но сам факт его создания на переговорах с участием делегаций правительства и оппозиции уже можно оценивать как прорыв.
Подобных механизмов в рамках урегулирования сирийского конфликта прежде не существовало - нечто близкое было реализовано лишь в рамках рабочей группы, созданной Международной группой поддержки Сирии (МГПС) в Женеве с участием ее сопредседателей России и США около года назад. Однако сама эта группа полноценным механизмом контроля за перемирием не являлась, а ее деятельность оказалась фактически блокированной из-за напряженных отношений России и США.
Итоговое коммюнике встречи в Астане, фиксирующее договоренность о создании механизма мониторинга, формально приняли лишь страны-гаранты перемирия, которые будут участвовать в работе механизма - Россия, Иран и Турция.
Помимо фиксации договоренностей трех стран по механизму мониторинга перемирия, итоговое коммюнике встречи в Астане содержало базовые принципы политического урегулирования в Сирии. В их числе - приверженность сохранению суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии. Принявшие коммюнике страны желают видеть будущую Сирию демократическим многонациональным и многоконфессиональным государством.
Подчеркивается приверженность борьбе с терроризмом, в том числе с запрещенными в РФ группировками ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ) и возможность урегулирования конфликта исключительно в результате политического процесса, но не военным путем.
Пока шло согласование совместных заявлений, своей работой занимались и военные представители делегаций. Их группу в составе российской делегации возглавлял заместитель начальника Главного оперативного управления Станислав Гаджимуратов. Хотя их работа проходила незаметно, ее результаты оказались значительны.
Согласно словам Лаврентьева, в контактах с вооруженной оппозицией российские военные эксперты урегулировали вопросы разграничения оппозиционных группировок от ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам». Около года назад линии разграничения оппозиции и террористов согласовывали военные России и США, тогда эти усилия успехом не увенчались.
Несмотря на успехи в Астане, до разрешения всех противоречий между сторонами сирийского конфликта еще далеко. Одним из спорных моментов на переговорах в Астане стала ситуация в районе Вади-Барада, а именно местечка Айн- Фиджа, где расположено водохранилище, из которого вода поступает в Дамаск. На протяжении нескольких десятков дней этот район находится под контролем вооруженных боевиков.
Правительство Сирии заявляет, что там находятся боевики «Джебхат Фатх аш-Шам». Делегация оппозиции в свою очередь утверждает, что там действуют ее отряды. «Главной задачи встречи было достижение устойчивого перемирия, - заявил в ходе пресс-подхода по итогам переговоров в столице Казахстана представитель оппозиции Усама Абу Зейд. - А для этого необходимо добиться прекращения боевых действий в Вади-Бараде».
Правительство, однако, останавливать наступление в Вади- Бараде не собирается. «Вади-Барада - это не тема, которая обсуждается на переговорах о перемирии, там действует «Джебхат ан-Нусра», - заявил на отдельной пресс-конференции глава правительственной делегации Башар Джаафари.
Работа по урегулированию конфликта в Сирии продолжится теперь в Женеве, где в феврале де Мистура намерен созвать очередной раунд переговоров. Их начало было намечено на 8 февраля, однако в последнее время спецпосланник предпочитает дату не уточнять.
Участники переговоров в Астане, конечно, не могли оставить без внимания запланированную в Женеве встречу. При этом практически все - делегации правительства и оппозиции, представители России и организатора встречи Казахстана - подчеркивали, что Астана с Женевой соперничать не намерена, но переговоры в столице Казахстана могли бы способствовать контактам под эгидой ООН. Как подчеркивал де Мистура, прекращение огня в Сирии позволило бы сторонам конфликта в дискуссиях сосредоточиться не на непосредственных задачах спасения мирного населения, а на будущем страны.
Итоги переговоров прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Я бы прокомментировал астанинские переговоры очень позитивно. В таких сложных процессах сразу после первой встречи добиваться договоренности — конечно, таких прецедентов почти не бывает. Договоренности в таких зонах конфликта достигаются с первого раза, если одна из сторон потерпела очевидное или сокрушительное поражение. Как Кейтель пришел от имени германского командования в 1945 году подписывать Пакт о безоговорочной капитуляции. Он все сразу подписал, потому что больше ему ничего не оставалось, и соглашение было достигнуто, боевые действия были прекращены. Война в Сирии велась более четырех лет. Сами противоречия, межэтнические, межконфессионные, накапливались столетиями или тысячелетиями. Мы видим, что в этот конфликт введены такие глобальные игроки, как Соединенные Штаты Америки, Россия, Евросоюз, даже Китай.
Я думаю, что участники переговоров не ставили цели заключить коммюнике, поскольку ни одна из сторон пока не проиграла в этом конфликте. У сирийской армии есть серьезные победы, полученные при поддержке, прежде всего, России, а также Ирана и на последнем этапе Турции. Значительная часть территории, в том числе и знаковый город Пальмира, контролируется ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. - РНЛ). Хотя, если взять Алеппо — экономический центр Сирии, конечно, это перелом в событиях. Но, как говорится, победа не достигнута. Поэтому в этих условиях это, конечно, путь к компромиссу, поиск компромиссов, на который будет влиять и изменяющаяся военная, политическая, экономическая, геополитическая обстановка.
Какие бы я мог отметить успехи. Прежде всего, мы видим, что в мире возникает новый центр силы, который может регулировать очень сложные региональные конфликты, имеющие глобальное измерение без участия уже или при минимальном участии традиционных игроков. Этот процесс подготовила Россия, Турция, Иран. Соединенные Штаты практически не имели реального влияния на подготовку переговоров в Астане, ну, конечно, при участии Казахстана. США были приглашены. Понятно, что разрешать этот конфликт без Соединенных Штатов в настоящее время просто не возможно. Но организовать переговоры по разрешению этого конфликта без участия Соединенных Штатов уже стало возможно. Два-три месяца назад это было просто невозможно. Если мы вспомним прошлый год, то Керри и Лавров встречались практически каждую неделю и значительную часть повестки занимали обсуждения переговоров в Женеве: кто будет участвовать, что будут обсуждать, какие резолюции. А сейчас мы видим, что роль США в этих переговорах была минимизирована, и представлял их на этих переговорах посол Соединенных Штатов в Казахстане. Так что есть серьезные подвижки. И то, что Россия оказывается в центре влияния, в центре принятия решений по очень болезненным и актуальным проблемам мирового развития, — это действительно подтверждает слова Путина.
С другой стороны, именно Россия настояла на том, чтобы Соединенные Штаты были приглашены для участия в переговорах с учетом новой американской администрации. Мне кажется, что Трамп входит в курс дела, пытается разобраться и выработать позицию Соединенных Штатов. Ведь у Трампа полная смена американской парадигмы. Это можно рассмотреть на примере Транстихоокеанского партнерства. Обама вошел в это партнерство, это было выгодно Америке, а Трамп вышел из него, и это тоже выгодно Америке. Потому что существует несколько Америк, несколько элит. Обама вошел в Транстихоокеанское партнёрство и обнулил пошлины с четырнадцатью крупнейшими государствами этого региона за исключением Китая, и началось продвижение американских компаний, которые заняты глобальным и виртуальным бизнесом — это IT-технологии, фармацевтические фирмы, новейшие технологии, банковские менеджеральные структуры. В то же время обнулили налоги на продукцию автомобилестроения, текстиля, машиностроения, производства ширпотреба. Ясно, что те американские компании, которые занимаются этим, а этот бизнес достаточно сложней глобализовать, чем IT-технологии, чем сеть интернет, и это понятно, – начинают нести убытки. Детройт - город призрак, ржавый пояс. И если Обама подписал Тихоокеанское трансатлантическое партнерство, и оно повысило ВВП Америки на 1,1 %, а товарооборот на 10 %, - это было выгодно Америке. Но оно бы нанесло удар традиционным видам американской промышленности, они бы в итоге сократились, а росли бы виртуальные глобальные системы. Поэтому то, что сделал Обама, было сделано тоже в интересах Америки, но он сделал это в интересах среднего класса, «синих воротничков» Америки, а не глобального виртуального капитала, который контролируется несколькими семействами или небольшой группой лиц.
Я думаю, что Трамп пытается разобраться и по позиции Соединенных Штатов в Сирии. Совершенно очевидно то, что необходимо уничтожить этот центр и рассадник терроризма, каким является запрещенная организация ИГИЛ. Ну, а какие еще у Соединенных Штатов интересы, как задействованы на них американские элиты, американский бизнес, – вот об этом надо поговорить. Действительно, Обама стремился учесть интересы Израиля, вел с ним переговоры. Американцы пытаются сейчас разобраться с сирийской ситуацией и держат паузу. То, что, по крайней мере, резких заявлений не было на то, что произошло в Астане, то, что они послали туда своего посла, я думаю, что это либо по умолчанию согласовано, либо просто Америка берет паузу.
Конечно, мудрая политика России в том, что она не исключает Америку из этой игры. И не в наших интересах вытеснить Америку из Сирии, из сирийского процесса. Что бы ни говорили, Америка – это сила. Можно говорить, что у нее какой-то кризис и прочее, но ее экономика растет на 2-2,5%. Нам бы такой кризис. Это крупнейшая экономика в мире, крупнейшая военная держава. Когда мы входили в Сирию, мы чего добивались? Чтобы вступить в конкретные переговоры. Ведь администрация Обамы полностью прекратила какие-либо контакты с Россией после событий на
Украине. Остановила все механизмы взаимодействия, типа Совет Россия – НАТО, перестали работать межгосударственные комиссии на двухсторонней основе. Поэтому наша задача, наоборот, состоит в том, чтобы Соединенные Штаты приняли участие в сирийском диалоге и чтобы наладить с ними переговорный процесс, процесс на взаимовыгодной основе, на равных, и перенести это и на другие сферы.
Астанинские переговоры показали определенные геополитическое сдвиги, определенное перераспределение ролей в ходе урегулирования сирийского конфликта, а значит и в мире тоже, потому что задействованы отдельные крупнейшие глобальные игроки. Если Соединенные Штаты совсем недавно играли ведущую роль, и без них ничего не могло происходить, у них как бы было право вето, то сейчас региональные державы плюс глобальный игрок - Россия -объединились и сумели организовать очень важные переговоры без Соединенных Штатов. Надо сказать, что Соединенные Штаты даже не попытались воспользоваться своим правом вето. Это показательно. Так что будем надеяться, что по сирийскому урегулированию могут произойти глобальные сдвиги, может возникнуть дипломатический диалог в мире между ведущими державами, включая Россию, Соединенные Штаты, Иран, что администрация Обамы практически разрушила.
Второй момент. Если в Женеве в основном участвовали в переговорах те представители, которые живут в эмиграции, которые получают всякие гранты, дотации, живут в хороших отелях, домах, то сейчас в переговорах участвовали непосредственно представители полевых командиров, тех, кто непосредственно участвует в боестолкновениях. Т.е. ситуацию тоже удалось подвинуть. Потому что была интересная ситуация - воевали одни люди, а в переговорах участвовали посредники между спонсорами воюющих. Спонсоры и посредники. А кто непосредственно воюет, в переговорах не участвует. Сейчас произошла эта подвижка тоже.
То, что следующие переговоры должны провести в Женеве, – это тоже очень важный показатель. Женевский формат был предложен западными странами, Россия была к нему подключена. Формат, который предложили Россия, Турция и Иран, стыкуется с женевским форматом – это тоже о многом говорит. Эти страны не изгои теперь, как еще недавно говорили: Россия - в изоляции, Иран – изгой, Турции, при ее лидере, тоже грозит изоляция. Формат, который предложили три страны, стыкуется с женевским форматом, автором которого была Америка, - это уже о многом говорит. Астана, по умолчанию, признана. Астанинские переговоры имеют тот же статус, что и переговоры в Женеве. Это тоже очень важно. А то могли бы говорить о том, что три страны-изгоя провели переговоры, которые никто не признает и никто на них внимания не обращает. Это подвижка. Еще год назад говорили, что Россия в изоляции, а сейчас Россия участвует во всех международных процессах.
Выявились определенные расхождения в позиции Ирана, который начал напрямую договариваться с Асадом, где-то исключая и Россию, и Турцию. Вооруженная оппозиция на словах отделилась от ИГИЛ, прислала своих представителей, но насколько это реальное отделение и прочее, тоже пока сложно говорить.
В Женеве многое будет зависеть от позиции американской администрации.
Переговоры в Астане – это разведка боем уже в продвижении нового мирового порядка, где появляются новые глобальные и региональные лидеры, где появляются новые форматы. Еще 5-10 лет назад такое было немыслимо, чтобы что-то произошло без участия Соединенных Штатов. Когда создали Шанхайскую организацию сотрудничества, американцы попытались туда сразу же вступить, им отказали, и Кондолиза Райс, тогда госсекретарь, заявила: «Когда я про это узнала, у меня в жилах закипела кровь». Вот как воспринимали. А сейчас то же самое сделали – ну, хорошо, без нас, мы тогда направим своего посла для участия в переговорах. Есть подвижка.
Это грядущий новый миропорядок. Очень многое будет зависеть от соотношения сил и от того, когда мы уйдем от диктата западных стран. Рано или поздно это произойдет. И такие события, как переговоры в Астане, приближают новый мировой порядок, более справедливый и достойный для России.
1. об экономическом анализе статьи