Край завесы будущей жизни приподнят

Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1481
Кто не хотел бы приподнять хотя бы на мгновение завесу и бросить взгляд на жизнь будущего века? На жизнь за гробом, существование которой мы готовы признать, но о которой так мало знаем. Никому не было дано исследовать ее и вернуться на землю, чтобы рассказать нам о ней. Сам Христос, пребывая среди людей, был более чем скуп на подробности. Притча, которую мы слышим сегодня в Евангелии, не является в этом отношении исключением.

То, что и богатый, и нищий равным образом поражаются смертью, мы и ранее знали — это очевидность. Так же как и то, что есть плохие богатые, ответственность которых столь велика, что имеет нескончаемое продолжение в вечности. И что есть такая нищета или, вернее, такой род страданий нищеты, который получает особенное воздаяние. Говоря это, Христос только повторяет то, чему уже учило Писание. Употребление земных благ, которые нам доверены, не бывает без положительных или отрицательных последствий. Точно так же нищета или несчастье могут быть поводом для отчаяния или местом благодати. В обоих случаях ни богатый, дальновидный он или легкомысленный, ни бедный, несчастный он или счастливый, не могут избежать неожиданностей в будущей жизни.

Эти неожиданности трудно предвидеть. Великая пропасть между нами и теми, кто за гробом, не дает приоткрыть завесу тайны. Именно этим Лазарь приводит в отчаяние богатого, озабоченного участью своих братьев, ослепленных подобно ему своими богатствами. Если бы кто-то мог перейти бездну, чтобы придти к ним и открыть им глаза! Несомненно, они поверили бы явлению пришедшего с того света.

Ответ Авраама на эту просьбу богача, кажется, совершенно законную, и составляет новизну притчи. Авраам предостерегает против подобных явлений, как и Сам Спаситель до этого предостерегал от исканий знамений и чудес. Кроме того, явление умершего было бы не только безрезультатным, но и абсолютно излишним: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Край завесы будущей жизни, хотя она еще сокровенна, теперь ясно приподнят. Между нами и будущей жизнью звучит Слово Божие, перешагивающее через бездну. Бог говорил через Моисея и пророков, и это слово навсегда дано нам в Писании. Не только как слово, когда-то произнесенное, которое полезно время от времени напоминать, но как слово, произносимое сегодня, с которым Бог обращается к каждому из нас. Всякий раз, когда слово Писания возвещается в храме или читается нами наедине, Бог говорит лично с каждым из нас. Так что мы могли бы произнести по отношению к себе слова Христа после чтения Им в синагоге отрывка из пророка Исаии: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 21).

Точно так же все, что нам надо знать о себе или о жизни будущего века, повторяется для нас изо дня в день лично Самим Богом. У нас тоже есть Моисей и пророки, если мы умеем их слышать. Более того, у нас есть слово Христа, Воплощенного Слова Отча, заключенное в Евангелии и в других книгах Нового Завета. Снова и снова Бог говорит нам о смысле наших богатств или, напротив, нашей нищеты через Свое Писание. Что и где нам еще искать? К ослепительному свету слова никакие явления оттуда, всегда возможные, не добавят ничего. Они могут быть только отражением этого Света. Довольно для нас слова Божия, которое мы слушаем, читаем и неустанно повторяем в нашем сердце: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1, 1—2).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Край завесы будущей жизни приподнят

В рамках своей проповеди отец Александр делает, на мой взгляд, странное заключение: "Несомненно, они поверили бы явлению пришедшего с того света". Помнится, в притче говорится, что кто бы ни пришел к братьям, и чего бы им ни сказал, они всё равно не поверили бы пришедшему (с того света), и остались бы при своем, т.е. ослепленными своим богатством... Или я ошибаюсь, или чего-то не так понял в сказанном батюшкой.
Александр Бутов / 16.11.2016, 19:39

1. Re: Край завесы будущей жизни приподнят

Интересное толкование блж. Феофилакта: Лк.16.26 "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят."     «Пропасть» означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что «хотящие перейти отсюда к вам... или оттуда к нам... не могут» сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген.
М.Яблоков / 06.11.2016, 15:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Этот человек ошибся дверью
Евангелие понедельника (Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36