«Гений русской культуры достоин всенародного праздника»

Протоиерей Геннадий Беловолов считает, что в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского пора поставить вопрос о подготовке его прославления в лике святых

Протоиерей Геннадий Беловолов 
200-летие со дня рождения Достоевского 
0
01.09.2016 2138
Как сообщалось, Президент России Владимир Путин подписал указ о подготовке к празднованию 200-летия Федора Михайловича Достоевского.
Своими мыслями о подготовке юбилея великого русского писателя поделился в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:
Указ Президента о подготовке празднования 200-летия Федора Михайловича Достоевского, с одной стороны, вполне естественный, с другой стороны, для нас стал такой нечаянной радостью. Естественный, потому что гений русской культуры достоин всенародного праздника, при этом учитывая, что отношение к Достоевскому в разное время было неоднозначным, и, можно сказать, что отношение к Достоевскому - своего рода лакмусовая бумажка для власть предержащих, для идеологии.
Этот факт, безусловно, радость, потому что в данном случае мы видим благоволение к Федору Михайловичу Достоевскому. Радует тот момент, что подготовка началась за пять лет до юбилейного года. Стало быть, есть возможность не спеша, и, конечно, не затягивая, подготовиться к этому юбилею.
Федор Михайлович Достоевский как-то сказал о Пушкине: «Пушкин — это наше все». Наверное, пришла пора и нам повторить эти слова Достоевского, но уже по отношению к нему самому: «Федор Михайлович Достоевский — это наше все». Он в полноте раскрыл русскую душу, сформулировал русскую идею. Он выразил самые заветные чаяния нашего народа. Он явил русское откровение о человеке. Что важно — Достоевского услышал весь мир. Достаточно побывать в музее Достоевского, чтобы увидеть этот факт в реальности. В музей Достоевского в Кузнечном переулке приходят и стар, и млад, и русский, и татарин, и друг степей калмык, как можно сказать. И генсек НАТО, а я в свое время сам проводил экскурсию в музее Достоевского генсеку НАТО, и настоятели афонских монастырей бывают, несколько лет назад настоятель монастыря Иверон архимандрит Василий приехал в Санкт-Петербург, как он сказал, только с одной целью, чтобы побывать в музее Достоевского. Согласитесь это, конечно, говорит о многом.
Можно сказать, что невозможно представить себе Россию без этого имени — Федор Михайлович Достоевский. Его духовное значение, а о литературном я не говорю, поскольку это очевидно — гений русской литературы, и здесь не убавить не прибавить, для России состоит в том, что он смог выразить нашу русскую национальную идею в XIX веке, и его формулы остаются актуальными и доныне. В этом смысле значение Достоевского можно сравнить для нашего национального самосознания с ролью старца Филофея, который на исходе XV века произнес слова, ставшие формулой нашего национального и государственного самосознания: «Москва — Третий Рим».
Вот и Достоевскому удалось найти тоже такие емкие слова, сформулировать эту идею, и, прежде всего, конечно, он дерзновенно провозгласил, что «русский народ — это народ богоносец», что именно он хранит лик Христов в своем сердце, в своей душе. Это идея Достоевского и его завет, его пророчество. Поэтому празднование 200-летия Федора Михайловича Достоевского на столь высоком уровне говорит о многом. Это возвращение нас к самим себе, к своим истокам, к началам нашего национального бытия, поскольку, я абсолютно убежден, без Достоевского у нас нет будущего.
Пять лет на подготовку. Что можно сделать? Как можно отпраздновать? Безусловно, этот год — 2021 год, нужно объявить годом Достоевского в России и в Русском мире. Его празднование должно выйти за рамки России. Мы должны приложить все усилия, чтобы эту дату отпраздновал весь мир. Русский, в первую очередь, и весь цивилизованный мир.
Какой памятник воздвигнуть писателю? Думаю, пора подумать о переиздании академического Полного собрания сочинений Достоевского. Полное собрание невозможно издать за несколько месяцев. Это нужно начинать буквально с сегодняшнего дня. Нужно выпустить юбилейное академическое Полное собрание сочинений Достоевского без каких-либо купюр. Нам нужен весь Достоевский. Без каких-либо изъятий, купюр, невзирая на конъюнктуру времени. Безусловно, Достоевский должен иметь и достойное воплощение в памятниках, музеях. Слава Богу, в Петербурге есть музей писателя, который проводит большую работу. Сейчас стоит вопрос о его расширении, о том, чтобы воссоздать разрушенные рядом с домом Достоевского здания XIX века и там расположить выставочные залы, фонды и конференц-залы и дать музею Достоевского второе дыхание.
Думаю, что вокруг этого музея нужно создать особую зону Федора Михайловича Достоевского, где надо воссоздать элементы экстерьера Петербурга XIX века, стилизовать даже современные учреждения, обязать магазины и кафешки стилизовать в стиле XIX века, чтобы здесь была особая зона, особая атмосфера Федора Михайловича Достоевского, и чтобы музей начинался не за дверью музея, а на улицах, переулках, вокруг музея.
Хотя, с другой стороны, хочется обозначить такую проблему, как профанация имени великого писателя, не только Достоевского, но в данном случае мы говорим о нем. Сейчас в Петербурге появился ряд кафешек, ресторанов, даже фирм, которые используют имя «Достоевский». Сейчас мы видим везде рекламу фирм по доставке еды под названием «Достаевский». Такая подготовка к 200-летию нам не нужна. Нужно принять какие-то запретительные меры против профанации имен наших великих гениев. Почему любой человек, зарегистрировавший какое-нибудь ИП или ОАО, может взять имя нашего национального гения и ернически использовать его в своих коммерческих целях? Мы не должны отдавать на откуп таким фирмам, по сути, святые для нас имена. Наши гении заслужили благоговейной памяти, а не такой профанации на потребу дня, когда именем писателя, являющегося воплощением нашей национальной совести, называются фирмы-однодневки.
В связи с 200-летием Достоевского можно поставить и другую проблему. А именно, пора поставить вопрос о подготовке его прославления в лике святых. Можем ли мы говорить о Достоевском как о нашем не только гении, но и святом? Думаю, что да. Во-первых, видя его благодатный пророческий дар, который совершенно носит божественный характер. Никто, пожалуй, даже из святых не предсказал в такой степени точности катаклизмы и катастрофы ХХ-го века, все попытки воплотить на земле идею безбожия, как Достоевский. Он предсказал и положительный выход из этой катастрофы. Он глубоко верил в Бога, в свой народ. Жизнь Достоевского полна многими благодатными явлениями чудесного характера. И видение голубя еще в детстве в храме Святого Духа, и его сложный путь исканий, когда он прошел свою Голгофу сибирскую — сибирский острог. Как сам Достоевский говорил: «Вера моя прошла через горнило испытаний».
Трудно найти более верующего писателя в нашей литературе. И если его герои и борются с Богом, то, простите, и в Библии мы такие персонажи находим. Они это делают лишь для того, чтобы прийти к Богу. Жизнь Достоевского в этом смысле назидательна, глубоко отмечена печатью особого призвания Божьего и особыми откровениями ему.
Если посмотреть с точки зрения тех требований, которые предъявляются к прославлению святых комиссиями по канонизации, членом одной из них я сейчас состою, нужно отметить главные требования. Это — народное почитание. Здесь можно говорить не только о народном, но и всенародном, и даже всемирном почитании Федора Михайловича Достоевского. Правая вера. Повторяю, Достоевский глубоко православный христианин, последние годы общавшийся с великими оптинскими старцами, ведший благочестивую жизнь, исповедовавшийся, причащавшийся, читавший постоянно Евангелие.
Далее — чудеса, чудесная помощь. Нельзя чудеса понимать, как только исцеление от болезней. Достоевский помогает духовно в болезнях духовных. Он действительно многих исцеляет. Я помню, как секретарь Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии Георгий Тельпис сказал, что у нас половина учащихся семинарии и академии на вопрос, как вы пришли к Богу, говорили: «Через Достоевского». Это говорит о том, что даже после своей смерти, своими книгами он исполняет миссию равноапостольного просветителя Земли Русской и многих приводит к вере в Бога. Это ли не главное чудо? Нам что главнее — исцелить человека от какой-то болезни или привести его к Богу? И какое большее чудо из этих чудес? В этом смысле Достоевский являет какой-то чудесный дар обращать людей к Богу. Даже трудно рационально объяснить, как его книги так действуют на людей, что они приходят к Богу.
На его могиле, тоже почитаемой, каждый год, уже без малого тридцать лет, я служу панихиду в день памяти и в день рождения Достоевского, всегда, в любую погоду, и в дождь, и в снег, и в мороз, приходят люди. Я могу засвидетельствовать, что могилка Достоевского — это чтимая могилка в Санкт-Петербурге.
Здесь еще надо учесть такой аспект, что наш город Санкт-Петербург — культурная столица России. Нам нужны именно культурные святые или святые культуры. Церковь должна недвусмысленно заявить, что деятели культуры для нее столь же важны, как и подвижники, как профессора богословия, аскетики, и включить обязательно деятелей культуры в свои ряды. Сейчас это чрезвычайно важно. Наша культура тоже должна быть представлена своими святыми. Если взять нашу культуру в целом, нашу литературу, то Достоевский, безусловно, выделяется из многих русских литераторов своей церковной позицией, своей верностью Православию, чего он никогда не стыдился не скрывал, а, наоборот, открыто исповедовал. Многие его считали мракобесом.
Нам нужен пусть местночтимый святой русской культуры. Это будет такое концептуальное прославление. Он бы стал лицом русской культуры, духовным покровителем. Я бы прославление Достоевского сравнил с прославлением Федора Ушакова. Там ведь тоже можно высказывать сомнения - почему прославили Федора Ушакова? Но мы понимаем, насколько это важно. И сейчас все моряки и русский флот имеют своего небесного покровителя. В данном случае Достоевский был бы небесным покровителем русской культуры. А наша культура как бы немного без руля и без ветрил. У нее не хватает святых образов.
Здесь надо учесть опыт Грузинской Церкви, которая прославила поэта Илью Чавчавадзе и тем самым сказала, что культура для нее также понятие святое и отделило бы в самой культуре пшеницу от плевел. Это очень важный момент. Мы бы сказали, что в культуре тоже возможна святость. Прославление Достоевского было бы эпохальным событием для нашего национального и культурного самосознания.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

115. Ответ на 112., Lucia:

а людей, злодейски расстеленных царём Николаем 9 января 1905 года.

Это страшно интересно. Риторика смешная. В Севастополе тоже есть местечко, написано -- здесь были зверски расстреляны царскими войсками...

Что здесь вас страшно заинтересовало? Не знаю что в Крыму, но в Петербурге люди были убиты царём.

А как следует расстреливать? Нежно?кто так делал? Большевики?

Зачем надо было убивать людей, которые с хоругвами и иконами шли с петицией к царю? Объясните пожалуйста.

Но главное - кто Вас обманул, что Достоевский был богат и что Царь Мученик кого-то расстреливал?

Спорить о богатстве писателя -бессмысленно, для того чтобы жить в Европе и проигрывать в рулетку крупные суммы нужны большие деньги. Теперь о царе Николае. Кто по вашему убил людей 9 января 1905 года? Если царские войска убивают людей, то отвечает за это царь, как правитель. О готовящемся шествии с петицией было известно заранее. Чем занимался Николай 9 января 1905 года?

Нечернозёмец / 08.09.2016 09:58

114. Ответ на 91., Русский Сталинист:

Но зато несколько товарищей решили прочитать Достоевского. Тоже хорошо. Не каждый может осилить Достоевского. Но и благие намерения нужно приветствовать, главное, чтобы они привели куда надо.

)) Разве с этим адресантом можно серьёзно обсуждать такие вопросы? Это же Новодворская от либерал-власовцев. Новодворская хоть честно призналась (и с гордостью), что работала на ЦРУ. А вообще её цитатник, как у всякого порядочного изувера, содержит взаимоисключающий шизофренический набор "афоризмов". Ну, например, "зря дали грамоту этим кухаркам". Тут или "тоже хорошо", или "зря дали грамоту". Социальный расизм - это та разновидность фашизма, на которой Лукиа "специализируется". Кстати, для неё Вы "читаете, водя пальцем по строчкам", Ванька Жуков. Поэтому она согласится, что для пьяной матросни и грязной черни Достоевского читать трудно.

113. Ответ на 107., Lucia:

А Вы у нас лучший пример одичания. Скоро кусаться начнете?

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет, И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах? Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы И усмирять рабынь строптивых...

112. Ответ на 93., Нечернозёмец:

а людей, злодейски расстеленных царём Николаем 9 января 1905 года.

Это страшно интересно. Риторика смешная. В Севастополе тоже есть местечко, написано -- здесь были зверски расстреляны царскими войсками... А как следует расстреливать? Нежно?кто так делал? Большевики? Но главное - кто Вас обманул, что Достоевский был богат и что Царь Мученик кого-то асстреливал7 Начинаю уважать. ЕКУ. Лучше уж совсем не читать, чем так. как Вы.

Lucia / 07.09.2016 21:09

111. Ответ на 108., eka:

Владимир, а ты сам не в прелести?

М.Е. / 07.09.2016 19:47

110. Ответ на 104., Дмитрий Фрейденфельд:

С вас достаточно того, что вы умеете читать.Меня твоё мнение вообще не интересует.

твое. будто всех интересует.

Lucia / 07.09.2016 18:46

109. Ответ на 104., Дмитрий Фрейденфельд:

С вас достаточно того, что вы умеете читать.Меня твоё мнение вообще не интересует.

Очередной хам.

Lucia / 07.09.2016 17:32

108. Ответ на 105., М.Е.:

По твоим комментариям на ветках, которые я просматривал, ты не избавился ни от "своих я", ни от гордыни, ни от суеверий... Что толку от твоего "послушания" какому-нибудь младостарцу в рясе, подобному тебе, мирянину со многими "я" в голове и сердце.Зы: под многими "я" разумеются не философские штучки... ((

Если "благое дело" не вызывает лень, это должно вызвать подозрение. Если нечистый не противится благому делу, значит он в теме, а если он в теме, значит дело не благое. Бывает человек ходит на исповедь как часы, а потом начинает более менее правильно исповедоваться, сразу появляются препятствия. Так и с молитвой. Обычно, когда человек перестаёт молится за всяких медийных персонажей, а за простого соседа Васю обычно не молятся и начинает молится правильно, сразу пропадает охота к молитве. Человек перестаёт молится и даже ходить в Церковь. Это очень, очень хороший результат, значит человек на правильном пути. Худший вариант, когда человек становится в позу обиженного ребёнка, своевольничает и продолжает упорствовать, у него могут проявится успехи в молитве, молитва становится чудесной, а там и до прелести не далеко. А прелесть это очень страшно. В наш век, когда идут очень плотные контакты с нечистой силой, прелесть это не простая шутка. Людей под прелестью не встречал, но общался с людьми которые соскочили в ересь, а начинали с молитв за Достоевского или его маму. Не важно за кого, финал описан мною приблизительно верный....

eka / 07.09.2016 16:22

107. Ответ на 106., Потомок подданных Императора Николая II:

А Вы у нас лучший пример одичания. Скоро кусаться начнете?

Lucia / 07.09.2016 15:43

106. Ответ на 96., Lucia:

Годы советского одичания даром не прошли.

Лукиа Лыкова. 70 лет скрывалась в лесах от большевиков. Одичала. Это у неё и называется "советским одичанием".

Загрузка...
Протоиерей Геннадий Беловолов
«Царица Небесная, спаси Землю Русскую»
Завершена работа над четвертой иконой Божией Матери в проекте «Благодатное Небо над Россией»
28.07.2021
Отец Иоанн объединил Церковь, государство и общество!
Благодатные впечатления о III Иоанновском Фестивале в Кронштадте
16.06.2021
По ночам Франциск читает Достоевского...
Призыв папы Римского к будущим священникам читать Фёдора Михайловича звучит однозначно - как признание правоты русского пророка
14.06.2021
Помянник на РНЛ
На «Русской народной линии» появилась новая актуальная тема «Вечная память! Некрологи»
19.05.2021
Ушла ко Господу правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского
Галина Николаевна Шпякина скончалась на 94-м году жизни
27.04.2021
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
200-летие со дня рождения Достоевского
Все статьи темы
Последние комментарии
Следком против оскорбления ветеранов и матерщины
Новый комментарий от Порфирий
30.07.2021 11:13
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
30.07.2021 11:11
Андроповская перестройка
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.07.2021 08:50
«Хощет боярыня на Белой Руси раскол церковный учинить»
Новый комментарий от С. Югов
30.07.2021 08:27