Полагаю, что произошло событие огромной важности: внимание всей России обращено к Слову, ибо предмет словесности как науки и искусства, речевой практики есть Слово… Слово было в начале, Слово есть Бог, словом наградил Господь своё любимое создание – человека, и «Слово человеческое подобно Слову Божию» (Св. Игнатий Брянчанинов). Но если бы мы знали и понимали, что человек ошибается и грешит более всего в слове - почитайте-ка перечень грехов в Вечерней молитве ко Святому Духу!.. «Словесный» и есть «божественный», безсловесный = греховный, ошибочный.
Произошедшее в Колонном зале Дома союзов произвело на всех присутствующих колоссальное впечатление. Это не преувеличение: там, где собираются не двое и даже не трое, а почти тысяча людей во имя любви к родному слову, где «яблоку негде упасть», где весь филологический «бо монд», и эта научно-педагогическая элита страны ощущает своё единство, это многого стоит. Конечно, собрались люди, любящие русский язык и литературу по-разному, потому что и вкусы, и идеология у всех разные… Но все оказались объединены – без преувеличения – личностью и словом Святейшего Патриарха Кирилла, который уже в предуведомлении к началу работы съезда призвал «занять взвешенные, спокойные позиции, чтобы избежать противостояния».
Доклад Патриарха, как всегда, содержит ряд афористических высказываний, которые стоят того, чтобы их привести: прежде всего, о главной цели Общества, призванного продолжить традиции прежнего, созданного в 1811 году Общества любителей русской словесности. Это – изучение и популяризация русского языка и литературы, «повышение роли филологических дисциплин на всех уровнях». Думаю, что это задача, плохо реализуемая нашим научно-педагогическим сообществом, потому что наш школьник, студент, взрослый человек плохо ощущают надобность нравственно-этичного, мудро-профессионального и эстетически совершенного слова. Иначе говоря, каков язык, такова жизнь. Стиль речи – стиль жизни.
«Русская литература вкладывала свет истины, добра и любви. Великая русская литература всегда вела к познанию высших духовных ценностей, Бога…» Замечательна мысль о том, что надо «передавать знания от сердца к сердцу» - не о том ли пишет Иоанн Кронштадтский, когда говорит о необходимости «прежде всего воспитать сердце, а не ум»? Наша школа стремится к многознанию, а сердце остается в стороне… Впрочем, ученые люди скажут: «сердце» - не термин, а куда без сердца?..
Особое удовольствие ощущаешь, когда твои прежние мысли вдруг кто-то формулирует особенно удачно… Размышляя о чтении, Патриарх замечает: «Когда человек читает, он сам создает художественный образ», то есть он живет не теми образами, которые ему показывает экран, а «тем, что написано. Каждый из нас – соавтор! В чтении ты – сам себе режиссёр…» Я давно замечал это по сопоставлению своих впечатлений от чтения какого-либо романа и просмотра фильма: посмотришь хороший фильм (например, «Войну и мир») и уже читая строки романа с Пьером Безуховым или Андреем Болконским, у тебя в сознании предстают «толстяк Бондарчук» и обаятельный Вячеслав Тихонов… А вот Обломов Олега Табакова мне не понравился сразу, потому что слишком люблю сам роман, написанный гениальным стилистом – мастером русского слова Гончаровым…
Патриарху Кириллу сопредседательствовала безусловный лидер нашей русистики, президент РАО, президент Международной ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики Людмила Алексеевна Вербицкая. В её докладе главное – мысль о сочинении, которое всегда было самым важным фактором и теперь восстановлено в школе. Но ещё важнее мысль «Как важна устная речь!» - и предложение о возвращении устного экзамена в школу! Задача – трудная: восстанавливать порушенное, но она необходима, если мы хотим, чтобы наши дети хорошо говорили.
Конечно, событие –
выступление Президента РФ В.В.
Путина. Все ждали. Патриарх шутливо объявлял «трехминутную готовность» (столько времени надо, чтобы доехать от Кремля), но всё было как-то тепло и душевно. Речь Президента уже разбирается на цитаты, а мне жаль, что журналисты всё пересказывают: всё-таки точность воспроизведения – самое хорошее дело, поэтому читайте полную речь и делайте выводы! Но сам приход Главы государства на съезд словесников – несомненное событие.
***
Словесник, словесность… для меня великие слова. Я ими занимаюсь 40 лет. Если угодно, вот моё краткое выступление на секционном заседании, посвященном «научным исследованиям»:
1. Идея Слова – основная в европейской и русской философии жизни. Словесность не просто «русский язык» и «художественная литература», а совокупность эффективных средств для всесторонней организации общественно-культурной жизни с помощью слова – языка - речи. Или, как писали в 1811 году, – «главное средство к распространению просвещения» и (добавляем от себя) создания благоденствующего общества. Иными словами: какова «словесность» вокруг вас (т.е. звучащие и написанные мысли, слова, исходящие из ваших сердец), такова и ваша жизнь.
Поэтому ОРС должно всеми доступными средствами утверждать, распространять, пропагандировать роль Слова в государственной, профессиональной и личной жизни каждого носителя русского языка и культуры.
Слово и пользование им формируют стиль жизни общества в целом. Сегодня он во многом неудовлетворителен именно вследствие нашей неизобретательности, пасмурности, вульгаризации речевого общения. Поэтому ОРС не может ограничиться только вопросами преподавания русского языка и литературы в школе и вузе, но должно переместить в «светлую точку сознания» нашего российского общества вопросы пользования языком, регулирования речевой практикой. Для этого необходима работа в самых разных направлениях: научная, учебная, популяризаторская (в СМИ и на «местах»).
Первая задача
Общества русской словесности – ясно ответить на вопрос: что такое словесность? Поскольку я занимался историей этого термина, как и историей Общества любителей русской словесности, смею дать следующие определения:
1) Дар слова, способность человека выражать свои мысли и чувства в слове.
2) Совокупность словесных произведений (текстов) русской речевой культуры. Культура – это все ценное, что необходимо хранить и творчески развивать.
3) Искусство слова, словесное творчество.
4) Наука о Слове, или совокупность «словесных наук», аналог филологии.
История самого термина словесность свидетельствует, как мастерски наши предшественники организовали жизнь общества по нравственным, интеллектуальным и эстетическим законам.
2. Научные задачи: Требуется создание многостороннего, историко-культурного и современного исследования по теме «Русская словесность». В неё должны войти исследования всех существующих родов, видов и жанров словесности – именно в такой терминологии изучалась наша словесность, а не в терминологии функциональных стилей, значительно обеднившей роль и значение реальной речи. Эта терминология классична: если откроете учебники риторики и словесности первой половины 19 века, вы изумитесь всесторонности обзора существующих видов словесности (видов текстов).
Полагаю, что исследования надо провести следующих тем:
Русская словесность: история термина и науки в целом.
Современная русская словесность: роды, виды и жанры существующих словесных произведений.
История русской словесности, в том числе древнерусской (не беллетристики, занимательных и «понятных» текстов, а понять, что знал, читал, какими основными культурными текстами руководствовался древнерусский человек).
3. Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации Гос. Института русского языка имени А.С.
Пушкина в сотрудничестве с Международным фондом славянской письменности и культуры и Благотворительным театром «Глагол» предлагают создать
научно-практический центр русской словесности, который предложил бы следующие шаги:
организация ежемесячных научно-практических заседаний ОРС в МФСПиК (метро «Третьяковская) с научными докладами и их обсуждением (вторая часть заседания – творческая, литературно-музыкальная)
проведение курсов словесности, риторики, ораторского искусства и культуры речи в Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина и МФСПиК (многолетний опыт проведения таких курсов имеется)
Необходима массово-пропагандистская работа со СМИ, в Интернете по пропаганде хорошей и грамотной речи, в настоящее время на телеканале «Культура» ведется передача «Живое слово», но ее явно недостаточно для всесторонней популяризации идей русской словесности.
4. Коррекция курсов русского языка и литературы в школе – не обязательно в сторону увеличения часов и «многознания», а в направлении вдохновенного понимания школьниками (их родителями) роли и значения языка для общественного и личного благоденствия. Цель филологии – сделать человека счастливым через язык. А язык выражает всю сущность человека (мысли, чувства, поступки).
Коррекция филологических курсов в гуманитарном вузе: наконец, перестать экспериментировать для министерских отчетов, но сохранять классический отработанный десятилетиями образ филологического образования.
Оптимализация и эффективность жизни Общества зависит от его языкового (словесного, речевого) обустройства. Мы потому так тяжко и обременено живем, что наш язык, наши слова тяжким бременем лежат на нас: наша бюрократия нас придавила, лишая возможности творить. Наши средства МК не удовлетворяют непониманием их роли в создании комфортного бытия… Они служат «страстям», развлечению, разделению народа, а не единению, творчеству и радости бытия.
Владимир Иванович Аннушкин, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики
1. Бывает и на докторов проруха...