Митрополит Саратовский Лонгин ответил на вопросы читателей портала Саратовской епархии «Православие и современность». Один из читателей задал вопрос, в котором просил митрополита выразить мнение по поводу выступления епископа Лонгина (Жара), опубликованного в сети, и о том, что на Литургии в Свято-Вознесенском Банченском монастыре на Украинене поминают Святейшего Патриарха Кирилла. «После просмотра сложилось впечатление, что это начало раскола в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что не может не настораживать», - отметил в этой связи читатель.
Митрополит Лонгин ответил читателю: «Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент».
«Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: "поражу пастыря, и рассеются овцы" (Мф. 26, 31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени "Все пропало! Караул! Все предатели!" — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви», - продолжил владыка.
Другая читательница, Ирина, задала вопрос митрополиту Лонгину, в котором просит объяснить, является ли католицизм ересью. «Уважаемая Ирина! В течение веков в вероучении Католической церкви накопилось множество искажений, часть из которых является еретическими», - ответил митрополит Лонгин.
Также владыке были заданы и другие вопросы.
К примеру, читательница Ольга задала такой вопрос: «Во время богослужения священник в основном находится в алтаре и не имеет возможности наблюдать за происходящим в храме. Прихожане все разные и каждый в меру своей образованности и просвещенности, да и воспитанности, проявляют уважение и благочестие к богослужению в той или иной степени. 1. Что делать, когда во время службы одни и те же прихожане решают различные организационные вопросы (сборы денег, распределение чтения псалтирь и др.), приставая к молящимся, ведя никому ненужные разговоры? 2. Кто и как должен знакомить прихожан с правилами поведения в храме? 3. Почему в святых обителях находятся определенные люди, которые паломников заключают в рамки дозволенного, а в наших храмах никто не хочет брать на себя грех, позволяя вести себя кому как вздумается, забывая о том, что в первую очередь мы пришли в дом Божий?»
Митрополит Лонгин ответил читательнице: «Уважаемая Ольга! Действительно, прихожане у нас разные, и степень их церковной грамотности, общей культуры и воспитанности очень разнится. Поэтому бывают такие случаи, о которых Вы пишете. Бывают и еще более неприятные эксцессы, в том числе во время богослужения. Забота о просвещении прихожан в первую очередь лежит на настоятеле. Священники должны постоянно учить людей, в том числе тому, как надо вести себя в храме, как причащаться, подходить к помазанию и другим элементарным вещам».
«Для этого надо использовать не только проповедь за богослужением, но и проводить встречи с прихожанами во внебогослужебное время. Я постоянно призываю к этому священников, и в целом могу сказать, что во многих храмах так и происходит. Но священнику очень нужны помощники. Желательно, чтобы в каждом храме был актив из прихожан – люди, которые могли бы вежливо, спокойно, выдержанно отвечать на вопросы приходящих, а иногда и делать замечания людям, не умеющим себя вести в храме – но так же вежливо, без грубости, наоборот, с любовью, чтобы ни в коем случае не оттолкнуть тех, кто пришел. К сожалению, такое дежурство сегодня получается ввести не на многих приходах. Это довольно сложное дело, и мало кто хочет взять на себя такую ответственность. Но я надеюсь, что со временем эта проблема будет решаться», - заключил владыка Лонгин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.