«Не под одну гребенку стричь, а оставлять свободу для различного понимания»

Святейший Патриарх Кирилл о десоветизации и спорах вокруг исторических личностей

Как сообщалось, 29 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Московскую городскую Думу. Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к присутствующим, а затем ответил на вопросы депутатов и членов Молодежной палаты при Мосгордуме. 

В частности, депутат Антон Ильич Молев задал Святейшему Владыке вопрос, касающийся десоветизации. 

«Добрый день. Спасибо большое, Ваше Святейшество, за Ваше послание. Надо сказать, что редко в стенах Думы мы слышим такую эмоциональную, насыщенную, настолько искреннюю и красивую русскую речь, - признался депутат. - Спасибо Вам большое за это. А от лица депутатского объединения, если позволите, хотел обратиться к той части послания, где Вы затронули проблему дихотомии, как Вы выразились, традиций и новаций, и очень много приводили примеров из отечественной истории XX века. И вопрос будет конкретно связан с проблематикой разделения, дихотомии и столь популярной ныне темы десоветизации. Многие призывают к тому, чтобы забыть историю XX века или отказаться от нее в той или иной степени. Хотелось бы услышать более конкретно Вашу позицию. И, если можно, вторя Вашей же идее про десоветизацию, узнать, насколько вообще может история и, в частности, история XX века быть не поводом для разделения, а основанием для объединения людей. Спасибо». 

«Глубоко убежден в том, что история не должна сегодня разделять российское общество, - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. - Понимаю, что многим этот тезис трудно воспринять. Теоретически да, но как только мы начинаем листать страницы истории, мы сразу расходимся. Дело в том, что историю не нужно идеализировать. В каждый момент истории были святые и грешники, великие государственные деятели, которые работали на благо страны, и преступники. Больше того, бывало, и нередко, что великий государственный деятель, который, несомненно, многое сделал для Отечества — расширил границы, укрепил его положение, содействовал развитию экономики, — одновременно в своей жизни допускал совершенно преступные, особенно с точки зрения нас, людей XXI века, способы управления государством. Вот так все перемешано».

«Значит, - продолжил он, - есть два пути, как разбираться с этим сложнейшим культурным слоем. Все зависит от того, какое вы сито поставите, процеживая этот культурный слой, какой будет ячейка. Если вы будете убирать всех тех, в чьих действиях были этические изъяны, то останется такая просеянная часть этого культурного слоя, которую вообще никак нельзя соотнести с национальной историей. Больше того, если вы возьмете эту просеянную часть и станете ее просеивать через другое сито, где критериями будут польза для государства, защита Отечества, самопожертвование, величайшие открытия, — то от этой кучки тоже ничего не останется».

«Так вот, если мы будем использовать эти разные сита, то от нашей истории ничего не останется, - пояснил Святейший Владыка. - А кому надо, чтобы от нашей истории ничего не осталось? Тем самым, кому вообще не нужно, чтобы мы что-то помнили. Ведь была же попытка сказать, что все началось с 1917 года. Некоторые сейчас говорят: только с 1992 года, а до этого вообще была страна-неудачник: цари непонятные, ни одного хорошего среди них не было, генсеки какие-то, но вот наступил некий год в конце XX века и все, началась новая Россия. Есть такой подход? Есть. Правильный ли он? В корне неправильный, как был в советское время в корне неправильный подход начинать все с революции. Что-то, конечно, было и до того: темнота, классовая борьба, восстания рабов, помещики, капиталисты, с какого-то времени стали упоминаться Чайковский и даже Суворов, но в общем, все это хлам, и только с приходом новой власти все стало хорошо. Если мы будем так относиться к прошлому, то у нас не будет истории, не будет народа, не говоря уж о национальной идее».

«Самый важный критерий: государственного деятеля мы должны оценивать по практическим результатам его государственной деятельности. <…> Если не нравится кому-то, что Иван Грозный создал опричнину, надо прямо об этом говорить и в учебнике написать. Но из-за того, что Иван Грозный создал опричнину, нельзя вычеркнуть его как великого государя, который укрепил Россию, как ни один царь не укреплял, - убежден Первосвятитель. - Почему нельзя говорить и об одном, и о другом? Почему нельзя так говорить о деятелях послереволюционного времени — оценивать и государственную деятельность, и человеческие качества? Но у нас, как только начинаем обсуждать известных персонажей, сталкиваются два лагеря, и никакого диалога не получается. Одни говорят: "Все хорошо, потому что были величайшие достижения в области государственного строительства". Другие говорят: "Ничего хорошего не было, потому что такой-то столько убивал, столько сделал нехорошего…" Полагаю, нужно стремиться к объективному взгляду на историю. Самое главное: всегда, в любую эпоху, были люди, которые делали много доброго для нашей страны. И этот положительный образ исторического героя должен присутствовать в нашем национальном сознании».

«Я в свое время выдвинул некие идеи, которые могли бы объединить наше Отечество. Есть такое понятие, как державность. Оно к нам пришло, конечно, со времен Российской империи и даже средневековой России, что было связано с созданием великого государства, с расширением его границ. Но державности, если это единственная ценность, недостаточно, потому что, несомненно, в основу державности были положены величайшие нравственные идеалы. А в средневековой России главным нравственным идеалом была святость. И Святой Русью страну нашу называли не потому, что она была эмпирически свята, а потому что ее идеалом была святость. Если взять эти две ценности — святость и державность, — то они уже могут рассматриваться как некие конструкции, создающие национальную идею», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Страна пережила революционное время — тяжелое, кровавое; и последствия были страшные. Но какая идея была положена при этом в основу? Идея справедливости. Мы знаем, были разные факторы, в том числе внешние, и сейчас историки об этом много говорят. Можно и об этом говорить, но что было хорошего? А хорошим было то, что люди стремились к справедливости. Так почему бы к святости и державности не добавить справедливость?» - предложил Его Святейшество.

«Советское время — опять-таки много тяжелого, трудного. Но ведь были огромные свершения, связанные с идеей солидарности, - напомнил он. - Можем ли мы к святости, державности, справедливости добавить солидарность? Можем. Ну и, наконец, 90-е годы. Что, тоже только все плохое? Но ведь мы себя иначе стали чувствовать. Возникло чувство человеческого достоинства. И почему слово "достоинство", которое, может быть, было лучшим из всего, к чему люди стремились в 90-е годы, не поставить в ряд со святостью, державностью, справедливостью, солидарностью? Есть понятия, которые нас объединят. История должна всех нас объединять». 

«Не под одну гребенку стричь, а оставлять свободу для различного понимания тех или иных этапов истории. Однако нужно раз и навсегда прекратить ссориться, используя исторические аргументы. На этой ссоре мы далеко не уедем», - заключил Первосвятитель.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Иоанн Грозный и Григорий Распутин"
Тайна молчания Государя
Ещё раз о загадке «отречения» Николая II
19.05.2020
«Он был сыном своего века»
Характер правления и вклад царя Ивана Грозного в развитие Прикамья
14.05.2020
Император Николай II как историческая личность
Нужно очистить образ Государя от лжи и клеветы
24.02.2020
Все статьи темы
"Сталин"
Не ожидал
Зачем митрополит Тихон включился в хор антисталинистов?
28.05.2020
В поддержку закона и правды
Прекратить ажиотаж вокруг демонтажа доски якобы расстрелянным в Калинине более чем 6 тысячам польским военнопленным
28.05.2020
Какую функцию Познер выполняет
в медиа-пространстве РФ
27.05.2020
«Антихрист рядом?»: О Конце времен,
либералах, Сталине и пророчествах старца Иоанна
27.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 22:29
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-02 22:22
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от электрик
2020-06-02 22:12
Манипулирование и управление
Новый комментарий от Брат
2020-06-02 22:11
Жизнь по совести и хождение Духом Святым
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 22:01
Признание ошибок - свидетельство силы
Новый комментарий от Сергей Зарубин
2020-06-02 21:23