В вечере принимают участие: Лев Николаевич Краснопевцев, Хранитель Музея; Инна Анатольевна Симонова, историк, прозаик, публицист, исследователь жизни и деятельности Ф.В. Чижова, автор книги «Федор Чижов» (ЖЗЛ).
Начало в 19-00.
Весна 1858 г. Крестовская застава в Москве. Прилично одетые молодые люди подбегают к проезжающим экипажам и повозкам, заглядывают внутрь, рассматривают пассажиров и делают какие-то пометки в блокнотах. Лошади шарахаются в сторону, извозчики ругаются, а пассажиры не могут понять, в чем дело. Юноши - студенты, которых привлекли к сбору статистических данных о проезжающих к Троице-Сергиевой лавре людях и перевозимых грузах. А организовал все это Федор Васильевич Чижов, который таким образом доказал правительству и компаньонам выгодность строительства железной дороги к Троице-Сергиевой лавре. Его цель – строительство первой частной «образцово-показательной паровозной» железной дороги на средства российских предпринимателей и силами российских инженеров и рабочих. Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года.
Имя Федора Васильевича Чижова было очень известно в XIX веке. Федор Васильевич Чижов родился в Костроме, 27 февраля (11 марта) 1811 года. Закончил Петербургский университет, защитил диссертацию, получил степень магистра философии по отделу физико-математических наук и должность профессора в Петербургском университете. Но в 40-е годы XIX века его интересы меняются. Федор Васильевич оставляет преподавательскую деятельность, изучает историю искусства, много путешествует, общается с Н.В.Гоголем, Н.М.Языковым и А.А. Ивановым, увлекается славянским национально-освободительным движением, знакомится с известными славянофилами.
В середине XIX века Федор Васильевич – в центре деловой Москвы. «Время общих воззрений прошло, требуются дела», - пишет он известному славянофилу И.С. Аксакову. Издает «Вестник промышленности», газету «Акционер», «День», «Москва», отстаивает интересы предпринимателей.
Федор Васильевич Чижов считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет - и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет... непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности... У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно - большое и трудное». Он организует строительство железных дорог, добивается продажи Московско-Курской железной дороги московским предпринимателям, и до конца своей жизни остается бессменным председателем Правления Московско-Курской железной дороги. Участвует в учреждении первого в Москве коммерческого банка – Московского купеческого, выступает инициатором создания Московского купеческого общества взаимного кредита, и возглавляет их.
«…Начинают всегда сумасшедшие, - пользуются люди благоразумные», - любил повторять Федор Васильевич Чижов. Его мечта - оживить северные окраины России. Последним по времени крупным предприятием Федора Васильевича стало образование Архангельско-Мурманского срочного пароходства по Белому морю и Северному ледовитому океану.
Федор Васильевич Чижов умер в 1877 году и завещал свой основной капитал на устройство и содержание в родной Костроме и Костромской губернии профессионально-технических учебных заведений, родильного дома и учебного родовспомогательного заведения. Душеприказчики Савва Иванович Мамонтов и Алексей Дмитриевич Поленов четко исполнили его волю. В начале XX века в Костроме и Костромской губернии было открыто пять училищ. Свою библиотеку и личный архив Федор Васильевич завещал Румянцевскому музею, архив - без права изучения в течение 40 лет. 40 лет истекли в ноябре 1917 года, когда уже никому не было дела до его архива.
В советское время имя Федора Васильевича Чижова было незаслуженно забыто. И только в 90-годы XX века память о Федоре Васильевича Чижове стала возрождаться, его архив начал изучаться историками. Историк Инна Анатольевна Симонова на основе архивных материалов написала монографию «Федор Чижов», изданную в серии ЖЗЛ.
Вот о таком замечательном человеке, незаурядной личности, «фонарщике» предпринимательской деятельности XIX века – Федоре Васильевиче Чижове, и пойдет речь.