О том, что такое Масленица для православного человека, рассуждает в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):
Масленицу праздновали всегда, в том числе в советское время устраивали разнообразные народные гуляния с угощением и всяческими языческими или псевдоязыческими обрядами по сжиганию чучела. Для многих людей Масленица существует независимо от Великого поста и часто не сопровождается переходом к заговенью. Для таковых Масленица является очередным поводом для отдыха и развлечения, возможностью предаться греху чревоугодия и пьянства. Для православного христианина сегодня началась последняя приготовительная седмица перед Великим постом. В этот период уже не вкушается мясо, но разрешаются молочные продукты. Наступившая неделя предназначена для постепенного приготовления православного христианина к Великому посту.
Конечно, нельзя отрицать и некоторых прагматических аспектов Масленицы. В прошлые времена, когда были иные способы хранения продуктов, люди имели в запасах скоропортящиеся скоромные продукты, которые старались употребить по назначению до Святой Четыредесятницы. Иван Шмелев замечательно описал масленичное празднование в произведении «Лето Господне». Но Масленица - это не повод для всякого рода излишеств. Сыропустная неделя, как и другие предшествовавшие седмицы, дает возможность подготовиться к Великому посту. Духовный смысл Масленицы не предполагает разгульного поведения православного христианина.
Средства массовой информации широко освещают Масленицу, ибо у них в формате разнообразные развлечения. Подобное отношение к Сыропустной неделе имеет важный коммерческий аспект - магазины избавляются от продуктов, залежавшихся на складе. Не секрет, что во время подобных празднований на прилавки выбрасывают продукты с ограниченным сроком годности.
Однако православным христианам особенно не стоит задумываться над тем, что происходит вокруг. Нам нужно хранить веру, подлинную церковность, которой нам не хватает, стараться сохранять искреннее отношение к Сыропустной неделе и готовиться к наступлению Святой Четыредесятницы.
Любой человек, так или иначе, приобщающийся к православной церковности, обретает для себя нечто полезное и радостное. Если человек желает вечности со Христом, то он к этому и стремится. Кому достаточно и блинов, также радуются по-своему, не задумываясь об истинных целях христианской жизни. Они надеются получить какую-то пользу – физиологическую, культурную, или, например, стараются завладеть церковными рецептами блинов, которые принимают за учение Церкви. Отчасти, подобное стремление связано с недостаточным просвещением народа. В христианских нациях всегда был большой процент людей, которые воспринимали свою веру прагматически и утилитарно.