«Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

Диакон Владимир Василик о канонизации Ярослава Мудрого, Евгения Боткина и о неадекватной реакции протодиакона Андрея Кураева на прославление святителя Серафима (Соболева)

Как сообщалось, Архиерейский Собор канонизировал целый ряд святых, в том числе архиепископа Серафима (Соболева), прп. Александра Пересвета, страстотерпца Евгения (Боткина), прп. Андрея Ослябю, прп. Кукшу Одесского, Великого князя Ярослава Мудрого.

Из либерального лагеря уже в самый день прославления святителя Серафима не замедлила последовать реакция в виде статьи протодиакона Кураева «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя».

Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:


Я с глубокой радостью встретил весть о канонизации князя Ярослава Мудрого, который уже известное время почитался как местночтимый новгородский святой. Ныне он вошел в сонм русских святых. Жизнь князя была величественна и подвиг его был не мал - он смог собрать Русь после мятежей и страшного убийства Святополком Бориса и Глеба. Князь Ярослав возвел величественные храмы, среди которых выделяется Софийский собор в Киеве. Он взращивал на Руси просвещение и книжность. Неслучайно митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» его уподобляет царю Соломону.

Пересвета и Ослябю уже давно необходимо было причислить к лику общерусских святых, ибо, будучи в монашеском сане, они оставили уединение, вышли на Куликово поле и не щадя своей жизни проливали кровь. Пересвет положил свою жизнь за Веру и Отечество в поединке с богатырем Челубеем.

Ваш покорный слуга приложил известные усилия для канонизации Евгения Боткина, трудясь над его прославлением вместе с ныне покойной Ольгой Тимофеевной Ковалевской. К сожалению, она не застала сего радостного дня.

Если мы прославляем святых царственных страстотерпцев, то тем более справедливо прославить их верных слуг. У Царской Семьи почти не было выбора, в отличие от их слуг, которые могли отречься, отказаться от своей участи и прожить спокойную жизнь, умерев своей смертью. Но они избрали свою голгофу. Среди слуг был Евгений Сергеевич Боткин – замечательный русский православный человек и врач, достойный венца святости.

Великая радость, что был прославлен святитель Серафим (Соболев), которого мы знаем и помним как глубокого духовного писателя, проповедника Православия, обличителя безумной софианской ереси, предвозвестителя русской идеологии. В жизни владыка Серафим был удивительно человечным и глубоко внимательным к своим одноклассникам и воспитанникам в духовной школе, к пастве и пасомым. Он был образцом доброго пастыря, готового душу положить за овцы своя (Ин 10.11:16). Неслучайно, что при жизни и после его кончины случались чудеса. Однажды у одной благочестивой женщины-болгарки сын заснул на посту и был приговорен к расстрелу. Она пошла молиться на могилу владыки Серафима и сына амнистировали, а затем освободили.

На этом фоне совершенно глупой и смешной выглядит реакция отставного протодиакона всея Руси Кураева, который стал вопить о том, что в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм. Если бы не вопли Кураева, то никто бы об этом не узнал, в том числе и я, хотя внимательно занимался творчеством владыки. Но настолько это высказывание не выражало его подлинный облик, что эту случайную черту подметил только Кураев. Но владыка Серафим не оригинален в этом вопросе – он повторил известное высказывание святителя Феофана (Говорова). Разве мы будем его исключать из списка святых? Мысль святителя следует рассматривать как эмоциональную реакцию на все мерзости, безобразия и преступления, которые совершили атеисты в первой половине ХХ века. По крайней мере, когда владыка Серафим в 1945 году присоединился к Московской Патриархии, то я не думаю, что он шибко настаивал на своем высказывание. Мысленные и интеллектуальные преступления всегда страшнее обыкновенных злодеяний. В этом владыка Серафим глубоко прав, ибо проповедь атеизма даже не в ХХ, а в ХIХ веке привела к кровавым преступлениям, террористическим актам, бунтам и революциям.

Реакция Кураева смешна. Как говорится: у кого, что болит – тот о том и говорит. Ни один умный человек, кроме Кураева, не стал бы ассоциировать светлый облик владыки Серафима с этим высказыванием. Его опасения о том, что теперь займутся предателями в рясах, напоминают известное выражение: на воре и шапка горит.

Эти слова Кураева не омрачат светлое впечатление и радость от канонизации святителя Серафима.

Что касается его гнева на Патриарха после «пусичных» реакций, то на что ж обижаться, Андрей Вячеславович? Не вы ли были заводилой этого процесса? Весть об этом событии в вашем «Живом Журнале» практически совпала с появлением в СМИ. Вы были в курсе и яростно защищали пусек, проповедуя законность маточного танца, едва ли сами не плясали. А теперь обижаетесь на негативные аллергические реакции. Вы обиделись на плод рук ваших, который ударил вас по голове. Как говорится: сами гнали – сами пьем. Пейте на здоровье! Все, что вы созидали в предыдущие годы, подлости и провокации, ныне обрушивается на вашу голову.

Кураев протестует против православных кулаков и насилия. Это смешно. Уважаемый отец Андрей в очередной раз разыгрывает роль либерального Тартюфа, являя обыкновенное лицемерие. Недавно он выступал в Санкт-Петербурге на улице Марата. Один человек задал ему неприятный, но корректный вопрос. В ответ он услышал: «Ты чмо! Как ты смеешь со мной разговаривать! Пошел вон!» И мгновенно заранее подготовленные почитатели отца Андрея взашей вытолкнули несчастного совопросника века сего. Как говорится: чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Тем более, что в свое время о.Андрей симпатизировал инквизиции. Судя по грубости и хамству, которое он допускает в «Живом Журнале», он не чужд духа агрессии и желания приложить своего соперника.  

Всё как обычно:

А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврило
За измятое жабо
Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафает
Брут или Фабриций
Мужиков под пресс кладёт
Вместе с свекловицей.


Обыкновенное либеральное лицемерие. Да еще и донос либералам на Святейшего Патриарха, что, дескать, глядите, какой он жестокий. И сигнал безбожникам, бесстыдникам и хульникам, типа Сашки Невзорова: Давай, Сашок, хули дальше! Выпьем за то, чтобы у нас всё было, а нам за это – ничего не было! Виват либеральным тартюфам.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

25. Ответ на 22., Иоанна:

СВ 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.

Простите, ошиблась. Вот точные сведения из жития: "31 августа 1921 года Высшее Церковное Управление за границей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии. Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию. В 1921 году святитель Тихон изменил титул епископа Серафима на Богучарский". Но архиепископом он действительно стал в 1934-ом. А епископская хиротония была в Симферополе - с титулом Лубенский.

Иоанна / 09.02.2016

24. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.

Знаете, ответ может быть очень простым. Синодальная комиссия не рассматривает благочестивые пожелания верующих. Она работает с документами для канонизации. А их должен кто-то подать. Теперь вернемся к дьякону К., который пишет в обсуждаемой здесь заметке его блога, что в 2007-ом Синодальная комиссия отказала в канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Уверена, о. Андрей хорошо знает как все было на самом деле, и, мягко говоря, лукавит. В 2007 г. комиссия просто не стала рассматривать вопрос ввиду недостаточности предоставленных материалов. Между тем, и тогда, в 2007-ом, Дядо Владика (так, по-родственному, называют в Болгарии архиепископа Серафима – „дедушка Владыка“) был софийским чудотворцем, Ксеньюшкой и Матронушкой, вместе взятыми – для тех, кто приходил к нему на могилку за утешением.

Иоанна / 09.02.2016

23. Ответ на 20., Сергей Швецов:

Все понятно. Доказательств нет.

Да есть, есть. Спорили, молились вместе, потом Владыка Серафим жребий тянул: уезжат не уезжать. Какой архиерей в это время мог благословить оставаться в России на верную гибель? Вот и архиепископ Димитрий настаивал на отъезде. А до этого старец благословил архимандрита Серафима, и слова сказал знаменитые, которые часто повторяют - про "хорошую сторонушку". Православная царская Болгария - чем плохая сторонушка?

Иоанна / 09.02.2016

22. Ответ на 2., Сергей Швецов:

Скажите, автор, как можно прославлять архиереев, которые бежали со своих кафедр?

Ну хорошо, давайте тогда по порядку. Какой архиерей с какой кафедры? В 1920 г. Серафим Соболев был АРХИМАНДРИТОМ. Богучарским архиепископом он стал в 1934 году, уже проживая в Болгарии.

Иоанна / 09.02.2016

21. К духовному облику св. Серафима (Соболева)

Очень важен следующий факт биографии св. Серафима (Соболева): "...во время Второй мировой войны Болгария, в которой жил Владыка Серафим, долгое время была на стороне Гитлера. Траги­ческой ошибкой стала и поддержка значительной частью Русской Православной Церкви заграницей политики фашистской Германии. Эта поддержка выразилась в приветственных адресах Адольфу Гитлеру, под которыми стояла подпись Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского). Многие карловацкие иерархи и священники призывали русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг такую позицию митрополита Анастасия и его Сино­да". http://www.vob.ru/public/vrn/obraz/18/makeev.htm

20. Ответ на 18., Иоанна:

Все понятно. Доказательств нет. Я, собственно, не так уж плохо отношусь к свт.Серафиму, вот только не понимаю, как это - он прославлен, а архиеп.Владимир(Горьковский) не прославлен, хотя был убит большевиками. Вот такой глупый вопрос у меня к нашей синодальной комиссии.

19. Re: «Отец Андрей разыгрывает роль либерального Тартюфа»

«...в 1938 году владыка Серафим (Соболев) потребовал смертной казни для тех, кто исповедует атеизм». Вот если бы владыка потребовал смертной казни для тех, кто содрал корону с Помазанника в Феврале и тех, кто елейно это благословил («Свершилась воля Божия!») – за это, действительно, м.б. и канонизировать. А так – непонятная либеральная мягкотелость и толерантность, прям как у Кураева...

Юрий / 09.02.2016

18. Ответ на 16., Сергей Швецов:

А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии? И какую же?

Я честно, говоря, думала, что, бросаясь так рьяно в бой, вы хорошо изучили жизнь святителя. А вы, оказывается, ничего о нем ни знаете. Тогда непременно изучите - найдете ответы на все ваши вопросы. Рассказывать в рамках форума то, о чем написана не одна книга, невозможно и времени на это нет. Если в двух словах, о самом главном, то лучше вспомнить слова прп. Серафима Саровского:“ ... и тысячи спасуться около тебя“. И речь не только о русской диаспоре в Болгарии, белоэмигрантах и их потомках. Речь о болгарах и Болгарской Церкви, которой было очень нелегко после 500-летнего турецкого рабства и 70-летней схизмы. К слову, вклад Владыки Серафима в дело снятия схизмы тоже очень велик. И в наши дни, когда сеется разделение между православными, канонизация архиепископа Серафима – это своего рода скрепа для русских и болгар. Православные болгары верят и в то, что святитель Серафим – ангел- хранитель и большой молитвенник за их страну вместе с прп. Иоанном Рильским (напомню еще и что акафист преподобному Иоанну Рильскому тоже написал арх. Серафим Соболев). И основания для такой веры есть.

Иоанна / 09.02.2016

17. Ответ на 16., Сергей Швецов:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе Доказательства?

Есть доказательства, свидетельства, но предоставить их здесь, на форуме, невозможно. Можете верить исследователям, порывшимся в архивах, можете не верить – ваше право. Владыка если чем и согрешил при жизни („несть человек, иже жив будет и не согрешит“), то покаялся, Бог его простил, дал благодать исцелений еще при жизни, прозорливости и другие благодатные дары (это известно из многочисленных свидетельств его духовных чад, болгарских священнослужителей, прихожан Русского храма в Софии, членов русской диаспоры в Болгарии), то что же мы будем судить его и засуживать?

Иоанна / 09.02.2016

16. Ответ на 14., Иоанна:

Нет, архиепископа Димитрия Абашидзе

Доказательства?

А знаете, какую огромную и неоценимую пользу он принес Болгарии?

И какую же?

Владимир Василик:
Настольная книга уроков мужества
Вышла в свет книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя»
27.05.2020
Демонский смрад Франциска для всех слишком очевиден
Напрасно историк-ватиканист Алексей Юдин засыпает розами своего красноречия продукты жизнедеятельности так называемого папы
25.05.2020
Во всех разумных и достойных формах
Или как следует отметить 75-летие Великой Победы в условиях пандемии коронавируса
08.05.2020
Удар ослиным копытом
Чехи обязательно ответят перед судом истории и Судом Божиим за демонтаж памятника маршалу И.Коневу и установку памятника власовцам, рядившимся в «освободителей»
06.05.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
«Чтобы не сбивали нас с пути...»
Новый комментарий от Брат
2020-06-03 00:04
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 22:29
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-02 22:22
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от электрик
2020-06-02 22:12
Манипулирование и управление
Новый комментарий от Брат
2020-06-02 22:11
Жизнь по совести и хождение Духом Святым
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-02 22:01