Впрочем, и зарубежный опыт большинства стран, где официально разрешены аборты, свидетельствует о том же. Увы. Современное человечество отступило от истинных ценностей в угоду своим страстям, эгоизму, комфорту и самооправданию. Поэтому так сложно порой донести, казалось бы, прописную истину: аборт – это убийство, это преступление против жизни. И в результате аборта женщина теряет не только ребенка, она теряет саму себя.
26 января в гостинице «Салют» в рамках Зимних Рождественских встреч «За жизнь» состоялся круглый стол «Подходы к развитию работы по оказанию помощи при постабортном синдроме» для тех, кто так или иначе связан с профилактикой искусственных абортов и помощи женщинам и семьям, оказавшимся в кризисной ситуации. Психологи и социальные работники, врачи и общественники, священнослужители и многодетные мамы встретились для того, чтобы поделиться опытом, знаниями и умениями друг с другом по новой и практически не обсуждаемой в обществе проблеме – проблеме оказания помощи при постабортном синдроме.
Приехавшие на семинар люди осознанно сделали свой выбор в пользу жизни. Кто-то из них уже много лет занимается вопросами спасения детей до рождения, кто-то делает в этом свои первые шаги. Для всех участие в мероприятии было полезным, поскольку это обмен опытом, контактами, а прежде всего – живое общение, возможность задать вопросы, получить на них конкретные ответы.
В своем вступительном слове кандидат исторических наук, президент АНО «За жизнь» Сергей Валентинович Чесноков (Москва) обратился к участникам круглого стола с докладом по теме «Преодоление последствий аборта женщиной, мужчиной и обществом». Он посвятил свое выступление постановке общефилософских вопросов, анализу последствий аборта на всех трех уровнях человеческой личности – дух, душа, тело, а также сравнил переживания мужчины и женщины, и сделал проекцию на макро уровень государства и общества.
Вице-президент АНО «За жизнь» Владимир Владимирович Потиха (Переславль) сделал доклад «Зарубежный опыт публичного свидетельства о постабортном синдроме». В частности, в его презентации были представлены слайды массового западного движения «Я сожалению о своем аборте», и вместе с тем было показано, что сама проблема постабортного синдрома зачастую объявляется экспертами и официальной психологией в качестве не существующей.
Стоит отметить реплику из зала психолога, ведущего специалиста Центра защиты материнства «Нечаянная радость» Марины Владимировны Химич (г. Омск). В своем кратком выступлении, посвященном работе с постабортным синдромом, она потрясла слушателей невыдуманными историями из практики противоабортного консультирования, историями из жизни женщин, переживших утрату детей. Хочется отметить, что всех нас потрясает статистика абортов, но надо еще понимать, что за этими цифрами стоят поломанные судьбы, разрушенные семьи реальных людей.
Большой опыт работы с семейными проблемами имеет руководитель отдела психологического консультирования Центра защиты материнства «Покров» Елена Юрьевна Шабалина (Тюмень). В своем докладе «Влияние постабортного синдрома на общество и государство» она с болью поделилась своей мыслью: «Десятилетия легализации абортов в России привели к неосознанному постабортному синдрому в государственном масштабе».
Интересен был доклад руководителя Благотворительного фонда «Семья и детство» Светланы Алексеевны Рудневой, (г. Москва) «Преодоление постабортного синдрома как условие личностного роста». Основную идею выступления докладчик сформулировал в следующих тезисах: «Наличие душевных страданий женщины после аборта не означает автоматически, что она больше не повторит аборт. Позволить себе горевать об утраченном ребёнке как об уникальной личности, принять решение никогда больше абортов не совершать, примириться с собой, людьми и Богом – вот ступени покаяния. Одним из признаков того, что исцеление произошло, является способность не осуждать другую женщину в ситуации кризисной беременности, а поддержать её и оказать ей помощь».
О православном подходе к решению психологических проблем семьи, использовании в работе духовного наследия святых отцов рассказала кандидат психологических наук, психолог-консультант Татьяна Васильевна Филипьева (г. Москва.) В своем выступлении «Психология горевания, скорбь во спасение души» она подчеркнула, что «в психологии Православия есть спасительные рецепты и святоотеческие советы, как пережить любое горе, утрату, скорбь. Практикующим психологам следует врачевать души, используя этот источник мудрости».
Генеральный директор культурно-оздоровительного фонда «Муза-сфер» Александр Алексеевич Алексеев прочитал доклад «Использования метода сказкотерапии при оказании помощи при постстрессорных расстройствах психики», основной пафос которого заключался в том, что для излечения от постабортного синдрома, как одного из видов постстрессорных расстройств, необходимо обращение не столько к западным методикам, сколько именно к отечественной культурной психологии, отмеченной именами таких выдающихся отцов-основателей, как И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, Г.И. Россолимо, А.И. Яроцкий. Именно на этом основании построен авторский метод ритмического звучания в стихотворных и музыкальных произведениях А.А. Алексеева, апробированный им при работе, в частности, для помощи роженицам и будущим мамам.
Заключительное, программное выступление врача-психиатра, психолога, специалиста по клиническим исследованиям Алексея Александровича Фокина (С.-Петербург) с докладом «Перспективы работы психологических групп поддержки женщин, утративших ребенка в результате искусственного аборта или выкидыша» вызвало большой интерес со стороны участников встречи, которые просили инициировать организаторов круглого стола проведение ряда обучающих семинаров по данной теме. Докладчик объяснил, почему официальная психология не хочет признать существование постабортного синдрома. Ведь если признать тягчайшие психосоматические последствия, которые несет операция искусственного прерывания беременности, то придется ее законодательно запретить. Кроме того, Алексей Фокин обратил внимание собравшихся на серьезной финансовой составляющей, во-первых, самой индустрии абортов, во-вторых, системы лечения медицинских последствий абортов, а в-третьих, системы лечения психологических последствий абортов. И осложняется ситуация тем, что постабортный синдром – это, по-выражению докладчика, «зона глубокого внутреннего одиночества».
В заключении высказались некоторые участники круглого стола. Священник Иринарх из Шуйской епархии Ивановской митрополии высказался в пользу необходимости более серьезного, в частности, богословского, изучения духовных последствий абортов. Руководитель Казанского центра поддержки материнства «Умиление» Элина Галиуллина призвала собравшихся активно подключаться к популяризации информации о постабортном синдроме в социальных сетях, развивать уже имеющиеся и создавать новые группы взаимопомощи, работать очень корректно и аккуратно, чтобы не отталкивать сделавших аборты женщин. Представитель Коломенского медико-просветительского центра «Жизнь» Елена Викторовна Шалыбкова рассказала о своем опыте общения с западными специалистами по постабортному синдрому. Познакомившись с православной традицией исповеди и покаяния, они вынуждены были засвидетельствовать о том, что в России есть все ключевые инструменты и лекарства для преодоления и исцеления постабортного синдрома.
Подводя итоги мероприятий, хотелось бы отметить, что первый опыт разговора на такую сложную и даже интимную тему состоялся. Состоялся как очень честный и искренний разговор о проблеме, которая вовсе не является внешней для защитников жизни, поскольку многие из них сами пережили опыт утраты детей.
Тема оказалась крайне важной, актуальной и полезной для психологов, занимающихся противоабортным консультированием, поскольку представленный экспертами материал позволил задуматься о совершенно новых гранях работы с женщиной, находящейся на грани выбора жить или не жить ее ребенку.
Собравшиеся договорились объединить свои усилия в направлении изучения постабортного синдрома, обмена опытом помощи пострадавшим от аборта.