«У нас в генах - объединяться перед лицом опасности»

Известные пастыри о Дне народного единства

Новости Москвы 
0
1070
Время на чтение 8 минут
4 ноября Россия в десятый раз отпраздновала День народного единства.

«Удалось ли, по Вашему мнению, Дню народного единства стать общенациональным праздником не только на словах, но и на деле? Изменилось ли Ваше мнение о нем? Празднуете ли вы сами этот день?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что еще пока рано делать выводы. «Если мы не можем сплотиться как русский народ, этнос, нация, - значит, время еще не пришло, - полагает он. - Чтобы был действительно адекватный ответ на те вызовы, которые в современном мире существуют, необходимо преодоление духа гедонизма, сребролюбия. Этот дух насаждался последние десятилетия, развращал наш народ. Самосохранение народа и народосбережение возможно, когда есть определенная идейная мобилизующая цель. И она должна быть четко выкристаллизована в самосознании, тогда соответствующие праздники приобретут еще большую значимость. А пока этот процесс не вполне однозначный, надо приложить определенные усилия, чтобы этот день стал на самом деле всенародным и любимым праздником. 4 ноября, день Казанской иконы Божьей Матери, я встречаю, как и полагается, за Литургией в храме, а потом можно еще с детьми на природу выехать».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «4 ноября я праздную день Казанской иконы Божией Матери. А смысл, который нужно вложить в День народного единства, только формируется. Хорошо, если этому поспособствует Церковь, власть и народ, которые будут активно взаимодействовать. Хочется также, чтобы в эти дни голос Церкви был услышан, а также голоса патриотов России, причем не только ныне живущих, но и наших выдающиеся русских мыслителей философов, культурных деятелей XIX- XX веков. Тогда, без сомнения, многие действительно проникнутся важностью этого события, увидят Божественный промысл в истории нашего отечества. В смутное время при почти полном уничтожении государства, разобщенности, все это оказалось преодолимо не человеческими, но Божественными усилиями, по молитвам хранивших веру и осознававших свой долг перед отечеством выдающихся русских людей. Имена их должны хорошо знать все».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «этот праздник для православных связан с еще очень значимым событием – празднованием Казанской иконы Божьей Матери, так совпало. Освобождение страны от иноземцев-захватчиков в тот момент для России было действительно очень значимым народным событием, и во всей Православной Церкви день Казанской иконы Божьей Матери очень значимый, отмечается во всех храмах особым Богослужением, прославлением Божьей Матери».

«И то, что с этим праздником совпал государственный праздник, очень хорошо, - отметил он. - Ведь и 7 ноября со временем стал восприниматься просто как выходной день. А 4 ноября люди начнут ценить, и празднование войдет в традицию. Но когда праздник принят не так давно, ему трудно быстро стать народным. То же самое можно сказать, например, о праздновании Дня семьи, любви и верности в День святых Петра и Февронии. Но когда праздник приживется, он станет частью нашей жизни. Последние события действительно только укрепляют людей в патриотическом настроении. Так что время и общая направленность нашей жизни, государства и общества все расставят по своим местам. А церковный праздник так и останется. Церковь вне времени, и празднование Казанской иконы Божьей Матери будет проводиться независимо от того, будет этот день государственным выходным или нет».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, вспомнил пословицу: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». «Да, в 2014 году у нас в стране был небывалый подъем национального самосознания, - уверен он. - Думаю, этому способствовала и победа российских спортсменов на олимпиаде, и помощь крымчанам, которым была уготовлена участь жителей Донбасса, и успехи российской дипломатии на международной арене. Мы наблюдали блестящие выступления Лаврова, Чуркина, Путина. В условиях кризиса, санкций, нагнетания западными СМИ напряженности, истерики, народ также сплотился, почувствовал себя единым. Примеры такого единения, в том числе благодаря церковным деятелям, в нашей истории уже были. Вспомнить хотя бы 4 ноября 1612 года и роль в этих событиях патриарха Гермогена. А войну 1812 года, Великую Отечественную, когда наш народ, независимо от пола, нации, социального положения, сплотился и сделал то, что военные стратеги считали невозможным? Русский народ - терпеливый и миролюбивый, но у нас в генах - объединяться перед лицом опасности».

«Вообще бы я присоединил ко Дню народного единства День независимости, - нынешний, на мой взгляд, нельзя считать праздником, - убежден пастырь. - Он привязан к геополитическому проигрышу, к развалу великой страны. От кого мы празднуем независимость? От бывших союзных государств? А 4 ноября - настоящий день независимости, потому что в 1612 году люди отстояли ее сами, объединившись перед лицом врага и дав ему отпор. Праздник я встретил в Хабаровской духовной семинарии: было торжественное Богослужение в честь Казанской Божией Матери. А если бы я был дома, наверняка сходил с детьми на праздник, посмотрел с ними какой-нибудь патриотический фильм. Праздник приживается, если обрастает традициями, а их нужно укреплять».

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, подчеркнул: «Казанская икона Божией Матери - национальная святыня нашей страны, память о ее чудесном явлении жива в сердцах». «Призыв к национальному единству прозвучал в 1612 году в послании святителя-священномученика Гермогена, в котором он напоминает о клятве "стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы"», - напомнил пастырь.

«Предпринятая девять лет назад неуклюжая попытка "перетащить" празднование годовщины революции на иной, сколь-нибудь значимый, но не очень отдаленный от этой даты день, побудила власть имущих выбрать 4 ноября. А идея искать "недостойным" дням замену в виде дней "достойных" имеет смысл только тогда, когда будет внятно сказано, чем же плох день, который отменяется. А поскольку у нас такой честности нет до сих пор, эта попытка кажется надуманной, а поступок не самым умным, - откровенен отец Филипп. - Тем не менее, перенос даты, несомненно, состоялся, и праздник народного единства приобрел некую сакральность именно в связи с национальным церковным праздником, Казанской иконы Божией Матери».

«Почти два года мы столкнулись с очередным историческим вызовом единству русского народа. Сделавшим его был дан достойный ответ, и одно это уже сделало Главу нашего государства человеком выдающимся, масштаб действий которого судьбоносен для дальнейшей истории страны, - убежден он. - Конечно, в условиях тягот, в которых оказалась Россия с ее чахлой экономикой, разрушенной и разграбленной в советское время, разваленной в постсоветский период детьми тех, кто возглавлял Советское государство, с тлеющими национальными конфликтами и прочими трудностями, - как никогда, наверное, нуждалась в осознании своего единства. В этом смысле единство у иконы Божией Матери и ее Божественного Сына, конечно, единство замечательное, и его можно поддерживать».

«Единство, которое нами было почти утрачено за десятилетия, когда русский народ принижали, уничтожали национальные ценности и святыни, понятия о нравственном чувстве, о грехе, - это единство пока еще эфемерно, оно нуждается в поддержке, укреплении. Надеюсь, оно все же будет проявляться не в массовых митингах, куда люди идут по принуждению начальства, но в реальных добровольных делах», - заключил пастырь.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Чтобы День народного единства завладел умами и сердцами россиян, необходимо время. Думаю, изменения в сознании наших сограждан будут происходить постепенно. Чтобы праздник прижился, требуются годы, быть может, десятилетия. Необходимы также выступления, разъяснения по этому поводу специалистов, общественных деятелей. Народ будет проникаться идеей постепенно».

«До октябрьского переворота люди понимали, что живут в великой стране. Они могли быть русскими, чувашами, евреями, - и вместе с тем ощущали себя подданными Российской Империи. Годы советской власти сформировали "советского человека", но как мы видим, идеи этого государства, а следовательно, оно само, оказались непрочными, не выдержав даже 70 лет. Сейчас у жителей нашей страны пробуждается национальное самосознание, - считает отец Николай. - Такие праздники, как День народного единства, способствуют этому, поэтому очень важно правильно их организовать. Мне кажется, они должны показывать особенности каждого региона (национальная одежда, танцы, герои), и в то же время рассказывать о достижениях страны в целом, о ее героях. Иногда посмотришь, как празднуют его в некоторых городах или районах, диву даешься. Приглашают попсовые коллективы, продают пиво, водку. Наплевательское отношение чиновников не позволяет людям проникнуть в суть праздника, отдаляет их от него».
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, напомнил, что «4 ноября - это еще и праздник Казанской иконы Божией Матери, поэтому люди, живущие церковной жизнью, сильнее ощущают его значение. Хотя и другие наверняка тоже испытывают гордость за Отечество, которое наконец-то обрело самостоятельность. В годы лихолетья, великой смуты русская государственность была под большим вопросом, поэтому для всех народов России этот праздник укрепления или, быть может, даже становления русской государственности».

«Энтузиазм, возникший у граждан нашей страны, когда Россия после долгих лет следования в фарватере западной политики наконец-то заявила о самостоятельности, понятен. Это воодушевило россиян, - отметил пастырь. - Только я бы не стал говорить, что именно это привело повышению роли праздника. Мне кажется, для большинства людей он по-прежнему не имеет государствообразующего содержания. Задача, которая стоит сейчас перед российскими властями – связать воедино все исторические узлы. Однако патриотические ассоциации не возникают из ничего, чувство патриотизма нужно воспитать. Поэтому, мне кажется, главная задача - работа с молодежью, со школьниками. Что же касается людей состоявшихся – им нужно показать роль в этом празднике нашей веры, Православия. Но это уже задача священнослужителей, которые сделают это через проповедь».

«Да, - продолжил он, - на поле этого праздника расцветают не только добрые цветы, но и дикие побеги (я имею в виду фашиствующих националистов), но тем важнее подчеркнуть: нужно не противопоставлять себя другим нациям, - тем же полякам, которых когда-то изгнали из стен Кремля, - а показать, что это праздник единения, а победа - не только следствие каких-то военных действий, но и молитв. Господь, Божия Матерь, видя веру нашего народа, его духовный энтузиазм, смилостивились, и послали нам ее. Нужно говорить нашим согражданам именно о духовных корнях победы, и тогда этот праздник укоренится, приобретет нужный масштаб».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, сказал: «К сожалению, - а может и к счастью, - ответы на эти вопросы не сводятся к простым формулам. К нации – очень сложному многомиллионному организму – применять такие суждения очень трудно. Да, люди стали по-другому осознавать себя после событий прошлого года, из-за переворота и начала гражданской войны на Украине. Но на самом деле эти события помогли узнать о русской нации то, что в другое время было скрыто, латентно, замаскировано другими заботами. Если представить, что с Божьей помощью и человеческой доброй волей конфликт на Украине улажен, все трения угасли, и войны больше нет, то не исключено, что какие-нибудь «умники» скажут, будто единство российской нации нарушилось. Разумеется, это было бы вздором. Осознание единства, его роль и место в сознании масс людей всегда будет меньше в силу повседневных задач. Так что судить надо более осторожно. Да, в трудные моменты времени нация способна сплотиться, и хорошо, что мы видим национальный подъем. Но насколько тот или иной день в календаре будет отражаться в опросах общественного мнения – это дело неважное по сравнению с нынешним подъемом национального духа. А о нем мы можем судить по событиям политическим, событиям, происходящим в Церкви и в органах власти».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48