Бедностью нас не испугаешь

Православные священнослужители о страхах россиян

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
724
Время на чтение 8 минут
ВЦИОМ и Левада-центр провели опросы с целью выяснить, чего граждане России опасаются больше всего. 

Результаты исследования показали рекордное снижение общего количества страхов: по 12 из 15 страхов зафиксированы самые низкие показатели за весь период наблюдения начиная с 1994 года. Больше всего снизился страх перед возможностью мировой войны. Более половины респондентов (58%) считают международные конфликты вполне реальной угрозой, и опасаются их возникновения в ближайшем будущем. Однако это самая низкая цифра за последнее время. 

«Если в 2014 году страх мировой войны занимал второе место в рейтинге, то сейчас переместился на четвертое, — отмечает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. — В целом существенно снизился уровень тревожности, характерный для лета прошлого года, когда на наших границах шла активная стадия военного конфликта и Россия волей-неволей была вовлечена в него. На протяжении года во главе списка самых волнующих россиян событий была ситуация на Украине. Сейчас же военные действия на Донбассе отошли на второй план. А вслед за этим наступила стадия общего расслабления и все прочие страхи также пошли вниз». 

Существенно снизились политические страхи: произвола властей и беззакония, ужесточения политического режима. «2012 год можно охарактеризовать как год массовых протестов, когда росли политические страхи. Это хорошо видно по показателям 2013 года. Однако этот тренд оказался пресеченным событиями 2014 года, когда произошла большая переоценка проблем, которые стоят перед страной. Проблема политического режима стала восприниматься как не очень существенная», — добавил Алексей Гражданкин. 

Несмотря на падение курса рубля по отношению к иностранным валютам и подорожание продуктов массового потребления, страх возможности потери сбережений также заметно снизился по сравнению с 2014 и 2013 годами. Каждый второй опрошенный (53%) отметил, что подорожание товаров и обесценивание сбережений его уже затронуло или непременно коснется в ближайшем будущем – однако и эта цифра заметно ниже, чем раньше. 

Вниз пошел и страх возможности потери работы. Больше всего россияне боялись лишиться рабочего места в 1998 году. Материальные проблемы, связанные с урезанием зарплат, переводом на низкооплачиваемую работу и т.п. тревожат более трети респондентов (39%). Увольнение считают вполне вероятным 24%, тогда как не испытытвают опасений по этому поводу втрое больше (67%). «После кризиса 1998 года существенно обострились страхи экономического характера. Нынешняя экономическая ситуация не переживается как кризис. Отчасти это связано с тем, что внимание людей еще не вполне вернулось к повседневным заботам. Россияне по прежнему «решают» государственные проблемы», — считает замдиректора «Левада-центра». 

Беспокойство по поводу разладов в семье сегодня мало как никогда: подавляющее большинство опрошенных (82%) не опасаются конфликтов с родными и близкими. 

Самый сильный страх россиян сегодня — это болезни близких и детей. За ним следует страх болезни и мучений, а замыкает тройку боязнь бедности и нищеты. Четверное место занял страх мировой войны, а пятое — смерти. 

Как бы вы объяснили общее снижение тревожности в обществе – в теперешней-то непростой обстановке? Чего вы сами боитесь больше всего? На эти вопросы корреспонденту портала Regions.ru отвечают православные священнослужители.
 
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что он, как и любой христианин, больше всего боится умереть, не успев покаяться, причаститься, сказать людям: «Простите за ошибки, за мои недостатки». «За то, что я, будучи христианином, не стал источником света для окружающих, что через меня приходит искушение, люди отворачиваются от храма, не приходят к Богу. Этого я боюсь не успеть сказать, и прошу людей прощения: за то, что, быть может, не до конца оправдываю свое предназначение. А все остальные страхи, которые перечислены, вполне естественны. Люди боятся того, что будет завтра. Страшатся болезни детей, в которых их утешение. Но даже если не все ладно вокруг, нужно уметь любить радоваться, жить ради детей. Страшно умереть, не покаявшись, а любой другой страх от дьявола. Наше утешение в Боге в детях. Болезни, трудности пройдут, забудутся, если дети будут здоровы и счастливы. Человек не должен ничего бояться, ему нужно уповать на Бога: он никогда не даст креста, которого нельзя нести», - подчеркнул владыка.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что результаты опросов необыкновенно интересные и неожиданные. 

«Думаю, это проявление лучших черт русского народа – сохранять присутствие духа, консолидироваться в условиях угрозы (прямой ли нет). Нашему народу присуще мужество. Так что результаты этих опросов общественного мнения очень отрадные. Чего боюсь я сам, сказать сложно. Войны? Нет. Всем прекрасно известно, что с русским народом воевать невозможно. Не испытываю я и страха бедности. Пусть мы живем небогато, зато, слава Богу, все мои дети устроены, работают. Страх болезни, думаю, есть у каждого. Ну, если не сосредотачиваться на плохом, чего об этом думать? Страх смерти? Понятно, что ее не избежать, и людям преклонного возраста она представляется более близкой. Но чему быть, того не миновать. Наиболее реальными мне кажутся переживания за детей и близких. Здесь мы действительно все ранимы. Но нужно стараться думать о хорошем, и с Божьей помощью преодолевать трудности», - заключил о. Александр.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил: «Некоторые ждут, что в условиях экономических трудностей, политических проблем жители нашей страны начнут бояться, однако это не так». 

«Проблемы делают россиян мужественными - и в этом мы отличаемся от других народов. Полагаю, снижение тревожности связано с чувством ответственности, которое люди испытывают за свое государства в условиях, когда ему приходится сталкиваться с многочисленными вызовами извне. Ну а что касается остальных страхов - болезни детей и близких, болезни и мучений, бедности и нищеты, смерти, - это правильно распределение. Вопросы жизни и смерти намного важнее, чем те, что связаны с работой и благосостоянием. У наших граждан правильные страхи, которые были присущи людям на протяжении всей человеческой истории. Нормально, когда человек боится смерти собственной или своей близких. Хуже, если он боится начальника», - заключил отец Серапион.

Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что самый большой страх – «страх страха». 

«Когда у человека есть предполагаемый страх, но он еще не знает чего бояться, боязнь неизвестности очень сильна. Хичкок достигает эффекта тем, что показывает крупными планами глаза, полные ужаса. Мы не знаем, что видит этот человек, и нам становится страшно. А если показать, чего он боится, будет не так уж и страшно – спецэффекты, гипсокартонные картонные чудища, скорее, вызовут смех. Когда жизнь на подъеме, страх непонятно каких проблем, которые могут обрушиться, действительно большой. Ну а если наступают реальные трудности, страх сменяет деятельность по преодолению и решению этих проблем. Чего уж тут бояться, нужно думать, как выйти из ситуации. Мы уже пережили многие кризисы, и знаем, как выработать определенную стратегию выживания. Наша страна уже косвенно приняла участие в украинском конфликте - мы принимаем у себя беженцев, это тоже вошло в нашу жизнь. Место страха заняли реальные проблемы, и мы ищем пути их решения, испытывая при этом уже иные чувства», - сказал священник.

Он отметил, что в ходе богослужения много раз повторяет: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу богу предадим» и поэтому страха за свое будущее не испытывает.

«За кого я действительно волнуюсь, так это за близких. Есть и опасение подвести кого-то, в случае, например, болезни. Страшна не болезнь, а вероятность не выполнить взятые на себя обязательства», - заключил священник.

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, полагает, что снижение количества страхов свидетельствует о том, что многие потрясения в российском обществе уже произошли. 

«Некоторые из моих знакомых потеряли сбережения, или вследствие вялотекущего дефолта они были обесценены. Люди так часто слышали про военную угрозу, что и это уже стало привычным. Мне самому не раз приходилось слышать, как кто-то в случае войны собирается прятаться в метро, кто-то на цокольном этаже. Люди говорят это вполне серьезно, но уже без прежнего надрыва, так как научились с этим жить. На первый план сейчас выходят наиболее реальные страхи: болезнь детей, близких. Люди понимают, что на самом деле для них ценно, и боятся это потерять. Ну а что касается остального - верующие люди, христиане, должны все-таки помнить: глобальные события в руках Божьих. Если он не попустит произойти чему-то страшному, этого и не произойдет. А если произойдет, Господь укрепит нас, наставит, укажет, как выжить в такой ситуации. У меня самого, как у остальных, есть обычные переживания за детей, близких. Но Господь нас не оставляет, и с Его помощью я пытаюсь от этих страхов избавиться», - заключил о. Николай.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, полагает, что опасностей сейчас не меньше, чем несколько лет назад. 

«Но кроме страха Божьего остальной страх - это грех. Поэтому если я ловлю себя на страхах житейских, то иду и каюсь священнику такому же, как я, чтобы меня Господь избавил от страха. Страх Божий – это добродетель, ее надо взращивать в себе, и нам, как пастырям, взращивать в своих прихожанах. Думаю, что эти опросы немножко сейчас запаздывают, потому что страхи увеличатся из-за кризиса. Но он затрагивает в основном городское население, а сельское как жило бедно, но спокойно, так и сейчас живет. Удивительно, почему уменьшился страх войны. Думаю, это связано с тем, что Россия заняла правильную позицию защиты, пусть не такой активной, как кому-то хотелось, но позиция правительства добавляет уверенности нашим гражданам. Надо еще разделять страх как страсть и как житейское опасение. Поэтому с точки зрения Церкви житейские опасения, то есть ожидание опасности, не есть страх как таковой, а есть благоразумие и желание защитить себя. Иными словами, осведомлен – значит вооружен», - подчеркнул он.

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, отметил, что общее снижение тревожности можно объяснить привычкой и усталостью. 

«После небогатой, но стабильной советской жизни, когда слово "дефолт" было неизвестным, а валюты простой человек мог ни разу не увидеть за всю жизнь, кризисы и инфляции казались ужасным явлением. Теперь мы просто привыкли. А поколение младше 30-ти советской жизни и не знает. Сейчас же нас регулярно пичкают неблагоприятной экономической информацией, и люди уже не реагируют на неё так остро. То, что самый сильный страх россиян сегодня — это болезни близких и детей, совсем не удивительно. К этому невозможно привыкнуть. Сам я боюсь самой страшной вещи - остаться вне Христа в Вечности. Все остальное приходит и уходит», - заключил о. Игорь.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что, возможно, тревожность снижается, потому что события на Украине не вылились в масштабную мировую войну. 

«Президент России достаточно взвешено и мудро действует. А поначалу были опасения, что это перейдет в более серьезные столкновения, хотя такая опасность остается до сей поры – этот тлеющий конфликт может служить очагом большей нестабильности. Но в принципе события последних лет показали, что Россия умеет взвешенно действовать, и армия у нас на серьезном техническом и профессиональном уровне. Это тоже, возможно, одна из причин чувства защищенности. Присоединение Крыма показало, что мы можем не только терять земли, но и возвращать. Это вселяет уверенность, особенно после развала СССР и 90-х годов. Христианину пристало бояться больше всего греха. Поэтому я лично опасаюсь в самом себе проявления каких-нибудь страстей, чтобы Господь не отступил со своей благодатью. А внешние опасности меня гораздо меньше занимают. Потому что Царство небесное внутри нас, и как сказано в Евангелии, «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне огненной». То есть самые серьезные опасности таятся внутри человека, внутренние стихии могут быть разрушительнее. Нам надо учиться быть непоколебимыми, и общество будет более стабильным», - заключил отец Андрей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
Со святыми упокой
1.Записки о поминовении старших братьев
12.12.2024
Об истории российского конституционализма
Президентская библиотека – ко Дню Конституции Российской Федерации
12.12.2024
День принятия Конституции России
Сегодня мы также вспоминаем монархическое совещание в Нижнем Новгороде и контрнаступление советских войск под Москвой
12.12.2024
«Мракобесие торжествует?»: о сносе памятников
в зависимой от Запада Украине
11.12.2024
Суверенная политическая культура России
Особенности устройства Русского государства-цивилизации
11.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Александр Волков
12.12.2024 15:25
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2024 14:35
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Алекс
12.12.2024 14:07
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
12.12.2024 12:15
Месть и закон по-коченевски
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.12.2024 11:52
Трамп за белых, Трамп за бедных!
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.12.2024 10:45