12 мая 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «Деятельность Россотрудничества и других российских государственных и общественных структур по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом», сообщает сайт
Materik.ru. Организационно-аналитическую поддержку слушаниям оказал АНО «Институт стран СНГ».
Выступили: председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом
Елена Сутормина; заместитель руководителя Россотрудничества
Александр Радьков; член Общественной палаты, директор Института стран СНГ
Константин Затулин; председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Леонид Слуцкий; члены Совета Федерации
Игорь Морозов,
Сергей Цеков,
Андрей Соболев; первый заместитель секретаря Общественной палаты, Герой России
Вячеслав Бочаров; член Общественной палаты
Сергей Марков; заместитель директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России
Владимир Гончаренко; первый заместитель председателя правления Российского Фонда Мира
Анатолий Салуцкий; директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом
Игорь Паневкин; директор Московского Дома соотечественника
Владимир Лебедев; руководители русских и русскоязычных общественных объединений из
Украины, Казахстана, Молдавии, Латвии и Эстонии и другие.
В ходе слушаний были затронуты наиболее актуальные вопросы форм, методов и инструментария работы с российской диаспорой за рубежом, подчеркнута необходимость ее лучшей координации и финансирования, выделения приоритетов в новых условиях, дана оценка деятельности Россотрудничества, других государственных и неправительственных институтов, представивших официальные отчеты и сообщения о проделанной работе и перспективах на 2015 год.
Директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Затулин подготовил и направил проект рекомендаций по итогам слушаний.
К работе по подготовке рекомендаций были привлечены сотрудники Института стран СНГ, оказавшего всемерную аналитическую и организационную поддержку проведению слушаний. Ожидается, что Совет палаты обсудит и примет в окончательной редакции рекомендации к правительству, Федеральному Собранию, министерствам и ведомствам, а также общественно-государственным и некоммерческим организациям, средствам массовой информации и российскому бизнесу, вовлеченному в работу по поддержке Русского мира и наших соотечественников за рубежом.
Участники слушаний отмечают, что «актуальность слушаний обусловлена санкциями и вызовами, брошенными России в прошлом, 2014 году, в отместку за ее суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Делаются попытки использовать русских и русскоязычных соотечественников за рубежом во вред интересам России, для критики ее действий. В самой крайней форме результаты такой работы проявляются в натравливании киевскими властями русских Украины на русских Новороссии».
«Новые вызовы требуют адекватной мобилизации сил: перехода от отдельных мероприятий с участием активистов русского движения к широкомасштабной работе с диаспорой, которая поддержит распространение российского влияния в странах проживания при сохранении и укреплении связей с исторической Родиной – Россией. Ключевыми направлениями в этой работе являются, во-первых, сохранение в среде российской диаспоры, прежде всего в образовании, русского языка, а во-вторых, поощрение национального самосознания и самоидентификации русского и русскоязычного населения за рубежом, включая открытие шлюзов для широкого предоставления соотечественникам, особенно в ближнем зарубежье, гражданства Российской Федерации. Русский язык и возможность без волокиты и обязательного переезда в Россию получить российское гражданство, - вот то необходимое и достаточное, которое можно и должно противопоставить политике ассимиляции и измельчения российской диаспоры за рубежом», - говорится в рекомендациях слушаний.
Увы, констатируют участники слушаний, «присутствие России в образовательном пространстве постсоветских стран явно недостаточно. Приходят новые поколения, которые не знают русского языка. Если не принять срочных мер по развитию системы русских школ и высшего образования на русском языке за рубежом, коллапс Русского мира продолжится. Сохранение русскоязычного ареала в странах Евразийского экономического союза является важнейшим условием успеха всего проекта».
Участники мероприятия подчеркивают, что «Россия проигрывает сравнение с западными и некоторыми азиатскими странами по программам работы с молодежью, в том числе по образовательным программам. Квота на обучение в вузах страны молодых соотечественников из постсоветских стран на порядок меньше мест, которые предлагают Европейский союз, США, Турция и даже Румыния».
Авторы рекомендаций обращают внимание на то, что для тех, кто проживает за рубежом, российское гражданство является наиболее ярким, ответственным способом идентификации и доказательства своей «русскости», принадлежности к числу соотечественников Российской Федерации. Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» содержит норму об упрошенном предоставлении гражданства соотечественникам, однако в Федеральном законе «О гражданстве РФ» нет никакого упоминания о соотечественниках, кроме участников программы переселения, то есть тех, кто уже переехал в Россию и уже не является проживающим за рубежом. Норма основополагающего закона об отношении России к своим соотечественникам за рубежом не нашла отражения в профильном законе о гражданстве.
Однако, констатируют участники слушаний, поручение Президента Российской Федерации от 12 декабря 2012 года об упрощенном порядке предоставления гражданства соотечественникам - «носителям русского языка» фактически провалено. После поправок, принятых в Закон о гражданстве и Положение о рассмотрении вопросов гражданства, процесс получения гражданства для «носителей русского языка» остался, говоря словами Президента России, «затруднён и до безобразия забюрократизирован», то есть таким, каким его раскритиковал Президент. Вместо того, чтобы распространить эту норму на всех русских и русскоязычных, – выходцев из Российской Империи и Советского Союза, – в новой редакции Закона о гражданстве сказано, что только те из них имеют право считаться «носителями русского языка», чьи предки происходят с территории, соответствующей нынешним границам Российской Федерации. Это означает, что потомки тех русских, которые жили на Украине, в Казахстане, Латвии и других бывших союзных республиках, никоим образом не могут надеяться на получение гражданства по упрощенной схеме.
Фактически для «носителей русского языка» установлена сложнейшая процедура отказа от имеющегося у них иного гражданства, хотя даже это, отмечают авторы рекомендаций, является избыточным требованием. Требуется не личное заявление соотечественника о желании выйти из чужого гражданства, а справка иностранного государства, удостоверяющая этот факт. Опыт, особенно на Украине, показывает, что такую справку для получения российского гражданства иностранные власти, как правило, не предоставляют.
Участники слушаний отмечают, что за год с момента принятия поправки о «носителях русского языка» в Закон о гражданстве, заявление о его получении на основании новой нормы подали 9 тысяч человек. И только 250 из них получили гражданство Российской Федерации – только те, кто никакого иного гражданства не имел.
По словам авторов рекомендаций, «пример Украины показал низкую результативность работы по поддержке соотечественников и развитию публичной дипломатии в этой стране, за исключением Крыма, где Россия,
Москва все постсоветские годы предпринимали целенаправленные усилия для сохранения духовного и материального русского, российского присутствия». Однако существенная часть населения Украины сейчас живет под влиянием антироссийского агитпропа. Масштаб усилий по утверждению положительного образа России в годы, предшествовавшие кризису и гражданской войне на Украине, совершенно не соответствовали контрпропаганде и развитию активности западных структур и грантовых программ в «третьем секторе», особенно в журналистском сообществе. Формализм в работе с соотечественниками на большей части территории Украины, «нулевая эффективность» созданных с этой целью советов, центров и организаций в полной мере проявились в ходе событий, отмечают участники слушаний.
«Эти родовые недостатки, к сожалению, присутствуют в работе на всем пространстве Русского мира в новых независимых государствах. В том числе, что особенно нетерпимо, и в странах-участниках Евразийского союза, ближайших союзниках России. Такое положение дел указывает на необходимость кардинального пересмотра подходов и методов работы по поддержке российских соотечественников, развитию народной дипломатии», - подчеркивается в рекомендациях.
Участники слушаний обращают внимание на то, что в настоящее время в Российской Федерации на поддержку соотечественников за рубежом и сохранение русского языка и российской культуры в мире нацелена деятельность большой сети государственных и неправительственных структур: Министерства иностранных дел с подчиненными ему Федеральным Агентством «Россотрудничество», посольствами и консульствами России за рубежом, комитетов Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации, подразделений Министерства образования и науки и Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, реализующей, в частности, Государственную программу содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, общественно-государственного Фонда «Русский мир», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, АНО «Институт диаспоры и интеграции» (Институт стран СНГ), инициировавшнго настоящие слушания, Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, подразделений органов власти субъектов Российской Федерации, как, например, «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом – Московский Дом соотечественника», других организаций, представители которых также участвовали в слушаниях.
Для координации работы по данному направлению в 1994 году создана и действует Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которую в настоящее время возглавляет министр иностранных дел России С.В.Лавров. Функции секретариата Правительственной комиссии выполняет Департамент по работе с соотечественниками МИД России.
Общественная палата в лице Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом и других подразделений обретает свою роль и становится активным участником в этом сообществе в целях более широкого приобщения к работе с соотечественниками гражданского общества и организаций некоммерческого сектора, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти по данному направлению. В 2014 году заключено Соглашение о сотрудничестве Общественной палаты со Всемирным координационным советом российских соотечественников. Общественная палата участвует в проектах по поддержке русского языка за рубежом с совместно с Российским Фондом мира, с Международным информационным агентством «Россия сегодня» и другими организациями. Встречи членов Общественной палаты с соотечественниками за рубежом происходят на различных площадках, в том числе, непосредственно в странах их проживания, на круглых столах, тематических слушаниях Общественной палаты.
Авторы рекомендаций отмечают, что за последние 15 лет в сфере поддержки и консолидации зарубежной русской общины было сделано немало. Так по всему миру появились общественные структуры, призванные объединить усилия организаций российских соотечественников – страновые координационные советы, во главе которых находится всемирный координационный совет. Каждые три года собирается Всемирный конгресс соотечественников. Ежегодно звучат отчеты о вовлечении новых организаций в процесс консолидации, о проведении большого количества различных культурно-массовых мероприятий. «И это действительно так. Но никогда не делалось замеров эффективности реализуемых мероприятий в рамках таких программ. Нет в отчетах информации, что в том или ином государстве изменилось отношение к России, что снизился градус русофобии, или у России за определенный период времени появились новые союзники», - подчеркивают участники слушаний.
Также они отмечают, что расширение деятельности Россотрудничества, ведущей структуры в системе исполнительной власти, работающей по гуманитарным программам поддержки соотечественников, сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением. Несмотря на неоднократные решения, принятые руководством страны, об усилении деятельности по сохранению и развитию Русского мира, вопрос адекватного финансирования Россотрудничества не решается со времени его создания в 2008 году. В то же время аналогичные институты во многих странах мира имеют бюджеты, в десять раз превышающие российские расходы. Ситуация, которая на сегодня сложилась в обеспечении работы по поддержке Русского мира, идет вразрез с цивилизационными интересами Российской Федерации.
Дело, однако, отнюдь не только в недофинансировании данного направления государственной политики. В ряде случаев отсутствует должная координация и слаженная организационная работа всех звеньев государственной машины, ответственных за политику в отношении соотечественников.
Авторы рекомендаций констатируют, что, несмотря на большой объем работы по поддержке соотечественников за рубежом, который проводится посольствами РФ, представительствами Россотрудничества, участвовавшими в слушаниях государственными и общественными структурами, сохраняется маргинальное общественно-политическое положение диаспоры, за редким исключением не имеющей своих представителей в органах власти стран проживания. Купировать целенаправленную работу местных национальных элит и спецслужб, направленную на ассимиляцию русского населения, раскол в среде активистов русского движения, плохо удается.
Кроме того, соотечественники отмечают инерционность и негибкость представительств Россотрудничества за рубежом в решении вопросов поддержки проектов, направленных на решение актуальных социально-политических проблем, важных для сохранения условий полноценного функционирования русского языка в стране, в пользу сотрудничества с Россией, евразийской интеграции. Тем самым подрубаются ростки «мягкой силы», народной дипломатии, о которых много говорится с различных трибун. Нередки отказы соотечественникам в поддержке тех или иных мероприятий, проектов на том основании, что они «несвоевременны» по политическим соображениям, что «могут навредить» отношению к Посольству России со стороны властей страны проживания. Подобная ситуация заложена фактом ведомственной подчиненности Россотрудничества. Понимая всю деликатность этого вопроса, участники слушаний выступают за максимальную ответственность Россотрудничества в работе государства с соотечественниками за рубежом, перенесении ее координации с внешней политикой на уровень Правительственной комиссии, возглавляемой министром иностранных дел. И ухода, таким образом, от ситуации «у семи нянек дитя без глаза» в конкретных странах.
Также авторы рекомендаций подчеркивают, что важнейшим показателем для выбора партнеров в работе с соотечественниками, должна быть их деятельность по пропаганде ценностей Русского мира, по защите достоинства России и повышению, укреплению ее авторитета в странах проживания соотечественников. В настоящий период одним из актуальных критериев является позиция активистов, руководителей, организаций соотечественников по отношению к событиям на Украине и возвращению Крыма в Россию.
Участники слушаний обращают внимание на то, что работа с диаспорой должна строиться дифференцированно для дальнего и ближнего зарубежья. «Необходимо также учитывать специфические для каждой страны проживания соотечественников особенности и события, требующие безотлагательной публичной реакции и безотлагательной помощи в проведении акций, приуроченных к ним, что не позволяет делать закрепленный в утвержденных планах перечень праздников, дозволенных для поддержки. Так, соотечественники-одесситы не получили поддержки на проведение мероприятий, приуроченных к годовщине трагедии 2 мая, как не получают поддержки наши соотечественники на Украине в своей борьбе против раскола Православной Церкви и уничтожения приходов Московского Патриархата», - говорится в резолюции.
«При всей важности проведения мероприятий и развития связей с активом русского зарубежья, эта деятельность не может и не должна заслонять необходимость принятия исполнительной и законодательной властью решений, направленных на базовые цели: борьбу за сохранение русского языка и привлечение к России всей массы наших соотечественников через процедуры их самоидентификации, особенно в странах ближнего (нового) зарубежья», - подчеркивается в рекомендациях.
Участники слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
- увеличить финансирование, усилить полномочия и ответственность Россотрудничества за работу с соотечественниками за рубежом;
- резко увеличить квоты на обучение соотечественников из стран СНГ, Прибалтики, Грузии, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в вузах Российской Федерации;
- выделить и обеспечить особое направление в финансировании программ по поддержке Русского мира и позитивного имиджа России в мире, предусматривающее строительство и оборудование объектов недвижимости социального значения (школ, гимназий, филиалов вузов, больниц и госпиталей) в ближнем зарубежье;
- с целью привлечения внебюджетных средств на финансирование программ поддержки соотечественников за рубежом разработать систему моральных и материальных стимулов для инвесторов, законодательно закрепив для них определенные преференции;
- пересмотреть условия участия Российской Федерации в Программах содействия международному развитию, с целью сосредоточения российского вклада в постсоветских государствах, являющиеся объектами оказания помощи по данным Программам. Обеспечивать информационную поддержку гуманитарным проектам международных организаций, осуществляемых с российским участием, для транспарентности вклада России;
- принять меры для обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих в странах СНГ, на бесплатное медицинское обеспечение в соответствии с Межправительственным соглашением 1997 года;
- проработать вопрос о внесении поправок в Договор между Россией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения 2012 года для урегулирования вопроса об учете стажа гражданина России, проживающего в Эстонии, за годы его службы в Вооруженных силах
СССР;
- рассмотреть вопрос о выдаче бессрочного заграничного паспорта гражданам России старше 70 лет, постоянно проживающим за рубежом.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
- внести поправки в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» для введения упрощенного порядка приобретения российского гражданства соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе:
- дать право лицам, относящимся к соотечественникам в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» на упрощенное приобретение гражданства без требований переезда на территорию России и отказа от иного гражданства;
- участникам Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей дать право на приобретение российского гражданства при наличии регистрации по месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для поселения;
- для детей, родители которых имеют разное гражданство, одно из которых - российское, дать право на оформление российского гражданства по заявлению одного родителя - гражданина России, вне зависимости от места нахождения ребенка (на территории России или за ее рубежами);
- вернуться к рассмотрению вопроса о выделении отдельного зарубежного одномандатного округа на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с учетом большого количества граждан России, постоянно проживающих за рубежом.
Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации:
- подготовить предложение для внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемого указом Президента России, в отношении процедуры отказа «носителя русского языка» от имеющегося у него иного гражданства, заменив ее общими требованиями, которые предъявляются другим соискателям российского гражданства, указанными в пункте 10 названного Положения.
Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом:
- принять решение о пересмотре финансирования программ и проектов, осуществляемых структурами, работающими с соотечественниками за рубежом, с целью концентрации ресурсов на приоритетных для России проектах, имеющих целью изменение общественного мнения в странах проживания в отношении политики и действий России, с привлечением патриотически настроенных соотечественников, проявивших себя в ходе акций последнего года, связанных с событиями вокруг Украины;
- активизировать работу по координации деятельности федеральных и региональных государственных и неправительственных структур, работающих по программам поддержки соотечественников, на основе оперативно вырабатываемых приоритетов, в соответствии с внешне- и внутриполитической обстановкой, в которой находится Российская Федерация;
- решить вопрос о создании единого, постоянно пополняемого и корректируемого банка данных о российской диаспоре за рубежом.
Россотрудничеству:
- разработать программу по работе с российскими соотечественниками за рубежом, нацеленную на максимально эффективную работу по формированию дружественного России гражданского общества в зарубежных странах, с опорой на все имеющиеся интеллектуальные патриотические ресурсы как внутри, так и вне России;
- пересмотреть квоты на обучение в Российской Федерации, сосредоточив их на нужды соотечественников в ближнем зарубежье;
- шире привлекать российские неправительственные организации для проведения мероприятий по поддержке соотечественников в странах их проживания;
- обеспечить соотечественникам, проживающих за рубежом, льготный режим пользования объектами, подведомственными Агентству, при проведении ими мероприятий, для занятий в секциях, кружках по интересам;
Фонду Русский мир:
- пересмотреть подходы в организации кабинетов русского языка за рубежом по подбору помещений и кадров, с тем, чтобы обеспечить их доступность для посещения широким массам населения и приоритетное право на работу в них представителям организаций российских соотечественников.
Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом:
- проанализировать деятельность открытых при содействии Фонда центров правовой помощи. Создать реестр данных центров, выработать критерии для оценки эффективности их деятельности, обеспечить долгосрочную поддержку эффективно работающих центров, снимая финансирование с тех, кто не отвечает критериям.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- активнее включаться в работу по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом, организовывать свою деятельность на программной основе по опыту Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, координируя ее с федеральными программами по данному направлению.
Средствам массовой информации, радио, телевидению:
- широко освещать события в жизни российской диаспоры (всемирные конгрессы, международные тематические конференции, ассамблеи Русского мира), обеспечивать работу журналистов и съемочных групп на данных масштабных мероприятиях, собирающих соотечественников из всех уголков мира, для создания портфелей ауди- и видеоматериалов о жизни русского мира с целью создания циклов передач в российском и зарубежном эфире.
Участники парламентских слушаний обращаются:
- к российскому бизнесу и неправительственным организациям с призывом активнее включаться в программы поддержки соотечественников за рубежом, координировать свою работу в этом направлении через Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом;
- к деятелям образования, литературы, театра, современной журналистики с просьбой обратить внимание на потребности русского мира за рубежом:
- в знаниях о современных образовательных технологиях для сохранения русского языка у новых поколений российских соотечественников;
- в знакомстве с современной русской литературой, театром;
- в информации о жизни Русского мира в СМИ, интернете.