Как сообщалось, 16 февраля по благословению митрополита Варсонофия в Санкт-Петербурге прошел на знаменитой сцене Большого Драматического театра уникальный Юбилейный Таисиинский вечер, посвященный 100-летию памяти игумении Таисии Леушинской, благодатной подвижницы Русской земли и выдающейся деятельницы русской культуры.
О состоявшемся Таисиинском вечере рассказывает в интервью «Русской народной линии» его организатор, петербургский священник, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье) протоиерей Геннадий Беловолов.
Минувший вечер вышел самым грандиозным из всех предыдущих 14 памятных мероприятий. Не боюсь использовать слово «грандиозный», так как слышал его от многих участников и зрителей. Я весьма рад, что удалось почтить память дорогой матушки Таисии на одной из лучших сцен Петербурга в Большом драматическом театре, где выступили великолепные петербургские коллективы и исполнители. Минувший вечер является достойным приношением памяти столетия великой игуменьи. Я счастлив, что на духовном уровне концерт был представлен двумя архиереями по благословению митрополита Варсонофия, который не смог присутствовать на памятном мероприятии. Вечер открывал, произнося вступительное слово, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский преосвященнейший Назарий. Это весьма символично, ведь матушка Таисия была духовным чадом святого праведного о.Иоанна Кронштадтского.
Помимо владыки Назария, на вечере по благословению митрополита Варсонофия присутствовал епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, который является особым почитателем матушки Таисии. Именно он инициировал в своей епархии подготовку прославления игуменьи. Тихвинская комиссия по канонизации почти год занимается соответствующими материалами, которые уже готовы на 90%. Ныне есть написанные проекты икон, составлены тропарь и житие, собираются чудеса, что является важным моментом в подготовке прославления. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к читателям «Русской народной линии»: если Вы испытали благодатную помощь матушки Таисии, то прошу Вас обратится ко мне, а я Вас свяжу с комиссией по канонизации игуменьи. Ваш случай благодатной помощи по молитвам матушки Таисии будет приложен к материалам прославления.
Этот вечер для меня стал чудом игуменьи Таисии. Я размышлял о том, какая сила в этом имени, которое может собрать полный зал БДТ. На протяжении 14 лет каждый концерт сопровождает полный аншлаг, а при входе всегда спрашивают лишний билетик. Какой же свет в этом имени, если она так вдохновляет настоящих великих мастеров нашего времени – певцов, актеров, музыкантов. Какая в нем благодать, что она способна разрушить средостения между Церковью и обществом, объединив их вместе под звездой своего имени!
На вечере было посвящено много слов святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Концерт открыл именно епископ Назарий, что придавало вечеру символическую значимость. В своем выступлении он напомнил, что «культура» и «культ» - явления однокоренные, и Церковь нельзя заключить в особую зону, отделенную от государства и общества. Таисиинские вечера являются опытом единства Церкви и современного общества. Также владыка Назарий подчеркнул, что эта традиция существует уже 14 лет, что свидетельствует о неиссякаемости духовного наследия Таисии и ее величия. Мне как организатору, режиссеру и ведущему вечера трудно судить о зрительских впечатлениях, но за кулисами перед концертом произошел удивительный эффект духовного возжигания – все исполнители вдруг были объяты благодатным пламенем присутствия матушки Таисии. Все были охвачены величайшим трепетом и благоговением, было ощущение, что мы совершаем особое действие – посвящение самой игуменьи Таисии. Я почувствовал внутренний прилив вдохновения, который заметил в глазах и у других исполнителей. Весь концерт – это единый хор памяти и прославления великой игуменьи Таисии.
Вечер начался в 18:00, на час раньше обыкновенного начала петербургских мероприятий. Мы желали иметь в резерве драгоценные минуты, ибо концерт завершился в 23:15 минут! Но пять часов вечера прошли на одном дыхании, по моим ощущениям, будто концерт длился всего лишь час с хвостиком.
Не буду подробно останавливаться на программе вечера, но отмечу, что на вечере присутствовал один из лучших симфонических оркестров Санкт-Петербурга под управлением Александра Канторова. Этот оркестр известен как образец исполнения классической музыки без всяких спецэффектов, как в искусстве дирижирования, так и в музыкальном исполнении. Я благодарен дирижеру Александру Канторову за его участие в этом концерте, ведь его оркестр специально для Таисиинского вечера подготовил сюиту из Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Вместе с этой сюитой был прочитан пророческий удивительный сон игуменьи Таисии о затоплении обители, явленный матушке, когда она только вступала на должность настоятельницы Леушинского монастыря. Во сне игуменья Таисия увидела себя идущей по ржаному полю, которое вдруг оказалось выкошенным, и под ногами образовалась поднимающаяся вода, сначала по пояс, а потом по грудь, которая грозилась все потопить. Матушка Таисия, видя эту нескончаемую гладь, продолжала свой путь в монастырь, вопреки стихии. Затем вдруг вода стала отступать, и появился монастырь. Может быть, матушка Таисия не до конца осознавала всю пророческую суть сна, в котором запечатлена вся история Леушино. Период рассвета – ржаное поле, закрытие обители – выкошенное поле, гонение – затопление. Все исполнилось, но сбудется и финальная часть сна – возрождение монастыря. Леушинская обитель стала воплощенным градом Китежем ХХ века. Древняя русская легенда о граде Китеже воплотилась в голгофской судьбе Леушинской обители. Когда этот текст прозвучал под музыку Римского-Корсакова, то посетило неизъяснимое впечатление.
На вечере неожиданно для себя я выступил в роли «народного артиста», ведь наш концерт затянулся, а исполнительница стихов должна была спешить на поезд, а я был поставлен перед фактом, что кто-то должен читать стихи. Но, как говорят десантники: кто, если не я. Без всяких репетиций я прочел текст. Конечно, не претендую на актерские лавры, но во время чтения я почувствовал вдохновение.
Также на вечере выступал лучший оркестр России народных инструментов имени Василия Андреева, который использовал в своем выступлении большие стационарные гусли на четырех ногах, весом по 100 килограмм каждая, изготовленные еще до революции. Я не мог поверить своим глазам, что на сцене стоят музейные артефакты, и мы слышим не простые звуки музыки, а дореволюционное звучание, как будто, исходящее из времен матушки Таисии. Это был непередаваемый эффект - мы перенеслись в ту эпоху и услышали великий оркестр Андреева в его подлинных инструментах. Я благодарен руководству и директору оркестра Натальи Алексеевне Митиной, которая пошла нам навстречу.
На Таисинском вечере выступало несколько известных мастеров, народных артистов, проявивших себя в новом качестве. Кто не знает Алину Покровскую, актрису, блистательно сыгравшую в классическом фильме советского времени «Офицеры» вместе с народным артистом Василием Лановым! На концерте она читала вдохновенные стихи игуменьи Таисии о вере, о Боге, о любви к Творцу! Вглядываясь в лицо актрисы, я узнавал ее, но одновременно, пред мною являлся новый образ. Алина Покровская сама была потрясена, ведь никогда в жизни она не читала подобных стихов со сцены! Не было подобной возможности и запроса. Но на вечере это было необходимо, поэтому она, быть может, высказала то, о чем никогда не говорила. Для нее – это духовный прорыв, как и для зрителей, которые ахнули, глядя на ее потрясающее выступление.
Первое отделение заканчивалось стихами игуменьи «Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы». В этой сложной композиции выступал камерный молодежный хор Юлии Хуторецкой вместе с ансамблем народных инструментов имени Андреева, куда вкрапливалось чтение Алиной Покровской богословских стихов игуменьи Таисии. Это было потрясением – ощущалось некое священнодействие.
Триумфом Православия и самой матушки Таисии стало исполнение Владимиром Миллером совместно с оркестром народных инструментов Андреева и хором Юлии Хуторецкой пророческих былин игуменьи Таисии «О великая Русь Державная!» Это стихотворение часто называют русским гимном, по смыслу оно является прославлением величия Руси, ее Веры, Царя, которое завершается рефреном: «С нами Бог, с нами Бог, православные!» В исполнении низким басом Миллера, казалось, что это глас самой Святой Руси. Хотя, повторю, я был организатором, поэтому мне нельзя было отвлекаться, но всеми фибрами души чувствовал хор и дыхание зала. Многие зрители после подобного исполнения решили, что вечер окончен, потому что уже невозможно взять ноту выше и этим можно завершать. Но это было лишь окончание первого акта.
Известные мастера БДТ народный артист России Валерий Михайлович Ивченко и заслуженная артистка России Мария Кирилловна Лаврова показали себя в совершенно новом амплуа – они представили на сцене чтение знаменитой книги игуменьи Таисии «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией». Эта книга содержит диалог отца Иоанна и матушки Таисии, который она подробно записала. На сцене БДТ был представлен диалог двух святых – дорогого Батюшки и дорогой Матушки! Зрители с придыханием следили за тонкими нюансами этой беседы – вопросами игуменьи и ответами отца Иоанна. Весь зрительный зал стал соучастником этого действа – великой беседы. В антракте зрители мгновенно расхватали некое количество книг игуменьи Таисии – каждый зритель желал продолжить беседу, начатую на сцене известными артистами.
Я попросил этих выдающихся мастеров сцены начитать в качестве аудиокниги все беседы матушки Таисии и отца Иоанна. Труды Валерия Михайловича Ивченко высоко оценил наш правящий архиерей и в связи с 75-летием, а также за духовное и театральное служение, наградил Валерия Михайловича серебряной медалью святого апостола Петра. Она была вручена народному артисту на сцене БДТ епископом Назарием. Эта церемония украсила концерт и показала, что Церковь ценит таких мастеров, признает их творчество как служение Богу и отмечает высокими церковными наградами.
На вечере присутствовали батюшки из разных уголков страны, но самым дорогим гостем был прилетевший из Нью-Йорка, преодолевший 12 тысяч километров, протоиерей Алексий Дункан, клирик Русской Зарубежной Церкви, являющийся глубоким почитателем святого праведного Иоанна Кронштадтского и игуменьи Таисии. Он, узнав о вечере, обратился к своему правящему владыке за благословением прибыть в Россию для участия в нашем памятном мероприятии. Отец Алексий рассказал о почитании о.Иоанна Кронштадтского и игуменьи Таисии на североамериканском континенте, и поведал петербургским зрителям, что о.Иоанн впервые был прославлен именно в Америке святителем Иоанном Шанхайским в Сан-Франциско. Он также рассказал о том, что первое издание сочинений игуменьи Таисии после революции, как ни парадоксально, впервые вышло в Америке на английском языке – сборник ее трудов, записки, стихи. Более того, о.Алексий Дункан является этническим американцем, принявшим Православие и служащим Церкви почти четверть века в иерейском сане. Отец Алексий является глубоким почитателем Святой Руси, даже выучил русский язык. Не проходит и года, чтобы он не приезжал в Россию, привозя с собой американскую православную молодежь в качестве волонтеров, которые помогают и возрождают монастырь игуменьи Таисии – Введенскую обитель в Тихвине. В заключение своего выступления отец Алексий прочитал стихи матушки Таисии на английском языке. Это было трогательно и умилительно, ведь впервые стихи матушки прозвучали на иных языках. Теперь мы ждем песню на английские стихи матушки Таисии.
Также на вечере был дорогой гость – протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря. Батюшка представил на вечере проект фонда «Великий Кронштадтский Пастырь» празднование 25-летия прославления о.Иоанна в России. Этим летом предполагается поездка настоятелей храмов о.Иоанна Кронштадтского России и Зарубежья на родину великого Пастыря, где будет соборное служение Литургии почти 250 священниками во главе с Патриархом Кириллом в селе Сура. На вечере была представлена премьера песни на стихи матушки Таисии и музыку Олега Пустынникова «Сура, Сура дорогая», которая должна стать гимном намечающегося проекта и села Сура.
По благословению владыки Мстислава апофеозом вечера стал показанный во весь экран проект иконы матушки Таисии. Перед образом не молились, ведь это еще не канонизация, но в то же время мы чуть-чуть приоткрыли перспективы прославления матушки, увидев проект, обсуждаемый в комиссии по ее канонизации.
Этот вечер готовит канонизацию матушки Таисии, ведь обязательным условием прославления является не только чудеса, но и народное почитание. Концерт свидетельствовал о нашем почитании, об исповедании нашей любви к ней, нашей веры в благодатную помощь матушки Таисии.
Вечер завершился торжественной увертюрой Чайковского, которая была исполнена под чтение духовного завещания игуменьи Таисии – хранить веру, Православие, Святую Русь. Вечер прошел на максимально высоком уровне, который только можно воплотить в Петербурге. Я счастлив, что удалось таким образом почтить дорогую, незабвенную, и как говорил о.Иоанн Кронштадтский, неоцененную матушку Таисию. Ныне мы начинаем ее оценивать.
Фото Юрия Костыгова