Об опасности и вреде упрощенчества

Отклик Анатолия Степанова на статью Марка Любомудрова, посвященную итогам последнего Всемирного Русского Народного Собора

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1615
Время на чтение 5 минут
Вчера по предложению «Союза православных братств» мы опубликовали статью известного в патриотических кругах публициста Марка Николаевича Любомудрова, посвященную итогам 18-го Всемирного Русского Народного Собора. Собор прошел месяц назад, но обсуждаемая им тема «Единство истории, единство народа, единство России» не может устареть, поэтому и интерес к итогам Собора со стороны публицистов и ученых закономерен.

Однако Марк Николаевич дает своеобразную и весьма негативную интерпретацию соборных решений. Прежде всего, он критикует деятельность Собора, который, якобы занимается только пустопорожней говорильней, а дел, мол, никаких нет, «реальное воздействие соборного движения на нашу общественно-политическую жизнь незначительно или даже ничтожно мало».

Всемирный Русский Народный Собор, разумеется, есть за что критиковать. Например, за то, что объявленная широкомасштабная программа по созданию региональных отделений если не провалена, то уж точно выполняется крайне неудовлетворительно. Информационная деятельность не выглядит убедительной. Однако Марк Николаевич Любомудров критикует Собор за то, что является как раз успехом его деятельности. Получается, что автор отрицает полезность словесной деятельности (говорения), рассматривает полезность деятельности с материалистических позиций. А как же творческая деятельность?! Ведь сам Любомудров только и занимается говорением, пытаясь таким образом воздействовать на общественное мнение.

Надо признать, что за последнее время Всемирный Русский Народный Собор, сколь бы уничижительно ни относился к нему автор статьи, стал «русским интеллектуальным центром». Напомню, что именно Всемирный Русский Народный Собор выдвинул идею «русского мира», которая постепенно, как мы видим, стала частью не только риторики государственных чиновников, но и частью государственной политики. Последний Собор поднял проблему единства и преемственности истории. Это сегодня крайне важная проблема. Будем надеяться, что и эта позиция Собора повлияет на изменение вектора деятельности государственных органов.

Категорически нельзя согласиться с идеей Любомудрова о том, что призывы к национальному единению – пустой звук. Какое единение возможно между олигархами-миллиардерами и крестьянами, - не без пафоса отмечает автор. Странно при таком неприятии «совдеповских традиций», которое демонстрирует автор в своей статье, встречать такой чисто совдеповский марксистский тезис. А скажите, пожалуйста, между боярами и смердами во времена Смуты, между князьями и крестьянами в 1812 году было единение?! А ведь их разделяла не только имущественная пропасть, как сейчас богатых и бедных, но и социальный статус. Тем не менее, было русское национальное единство, которое стало основой побед России. Неслучайно речь Святейшего Патриарха на Соборе была посвящена определению тех национальных идеалов, которые могут объединить народ. И среди этих идеалов, конечно, должна быть социальная справедливость. И в прошлые времена были салтычихи, но ведь не они олицетворяли цвет российского дворянства. Когда мы говорим о российском дворянстве, мы вспоминаем не Салтычиху, а совсем другие имена, которые составили честь и славу России.

Главное недовольство М.Н.Любомудрова связано с тем, что на Соборе неправильно трактовали понятия «национальный» и «русский». Он обличает тех, кто до сих пор талдычит, мол, про многонациональность России, т.е. фактически про то, что Россия была, есть и будет Империей. Чуть ли не у всех выступающих автор обнаружил, видите ли, антинаучный подход. А вот образцом научного подхода к национальным и этническим вопросам Любомудров, ничтоже сумняшеся, объявляет … профессионального филолога Александра Никитича Севастьянова. Да и сам Марк Николаевич по образованию искусствовед, специалист по театру, т.е. в вопросах истории, этнологии и генетики он может выступать как обыкновенный дилетант. Я даже не беру генетику и этнологию, но даже в истории надо быть специалистом, чтобы формулировать компетентные суждения. У нас же многие пытаются представить себя экспертами в области истории, прочитав какое-то количество книжек по исторической тематике. Для того чтобы разбираться в истории, надо не только знать факты и уметь делать логические выводы, но и понимать специфическую методику исторического исследования.

Соборяне, по мнению Любомудрова, продолжают блуждать в трех соснах, поскольку они перестали читать книги, видимо, речь о трудах Любомудрова и Севастьянова. Однако соборяне, в отличие от Марка Николаевича и Александра Никитича, понимают сложный характер национально-имперской проблематики, и не склонны упрощать проблему.

Не устраивает Любомудрова и попытки Собора определить русскую идентичность через православие и самосознание личности (русский – человек, считающий себя русским). Он безапелляционно возражает: научно уже давно доказано, что решающим критерием русскости является критерий этнический. Что же это за наука такая доказала сей факт?! Оказывается, вот на какие науки ссылается Любомудров: генетика, этнология, евгеника. Очень мило. Ладно оставим в покое генетику и этнологию. Но оказывается евгеника, т.е. учение о селекции человека, предполагающее насильственную стерилизацию неполноценных (расово, этнически, физически), является наукой. Это что-то новенькое!

В качестве единственно верного определения русского, Любомудров предлагает определение Севастьянова: «В идеале русский человек – этот тот, кто имеет по всем линиям только русских предков во всех обозримых поколениях, для которых, при этом родным языком является русский…». Позвольте, а как быть с русскими святыми сестрами преподобномученицей Елизаветой Феодоровной и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной, в жилах которых не текло ни капли русской крови?! Как быть с преподобными Максимом Греком и этническим сербом Саввой Крыпецким?! Для нас все они русские святые, как бы ни старались Севастьянов и Любомудров убедить нас в обратном. А как быть с выдающимися русскими генералами: грузином Петром Ивановичем Багратионом, шотландским немцем Михаилом Богдановичем Барклаем де Толли, немцем Христофором Антоновичем Минихом (список можно множить до бесконечности), которые составляют славу русского оружия?! А как быть с Владимиром Ивановичем Далем, Денисом Ивановичем Фонвизиным, Варфоломеем Варфоломеевичем Растрелли?! Да что уж там! Видимо, и наша национальная гордость Александр Сергеевич Пушкин с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым не прошли бы у Любомудрова и Севастьянова тест на русскость.

Кстати, в русском черносотенном движении, которое боролось за вековые русские идеалы против революции, активно участвовали немец Владимир Андреевич Грингмут, поляки Станислав Казимирович Глинка-Янчевский и Владислав Францович Залеский, француз Владимир Филиппович Доррер, голландец Николай Федорович Гейден и многие другие обрусевшие представители европейских народов, у которых «в обозримых поколениях» предками являлись, отнюдь, не русские люди. И природные русские черносотенцы не чурались с ними сотрудничать, вместе бороться за Русь, против революции.

Надо учиться пониманию России у корифеев русской национальной мысли. Но не хочет, видать, учиться у них Марк Николаевич Любомудров, хотя удобную для себя цитату из Ивана Александровича Ильина и привел в своей работе (зато цитату Николая Яковлевича Данилевского безбожно исказил). Не у экспертов по евгенике надо искать русские идеи, а у русских мыслителей. Вот, к примеру, у славянофила Александра Ивановича Кошелева, который писал: «Без Православия наша народность - дрянь! С Православием наша народность имеет мировое значение». Чуть мягче, быть может, но в том же духе выражались все выдающиеся русские мыслители, которые уж точно лучше Севастьянова и Любомудрова понимали, что такое русская идентичность, что значит быть русским.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

79. Ответ на 78., Андрей Карпов:

Ой ли?

Давайте без междометий. Вы же не барышня :)
М.Яблоков / 26.12.2014, 11:41

78. Ответ на 77., М.Яблоков:

Не знаю, что Вы под духом понимаете.

Ой ли?
Андрей Карпов / 26.12.2014, 11:13

77. Ответ на 75., Андрей Карпов:

Не знаю, что Вы под духом понимаете.
М.Яблоков / 26.12.2014, 07:49

76. 28. Hyuga

Конечно,хьюжье нутро возмутилось.Ещё бы!
электрик / 25.12.2014, 23:07

75. Ответ на 73., М.Яблоков:

Датировками пытается заниматься палеогенетика. Но вопрос о скорости мутаций не однозначен. Так что все это лишь гипотезы )

Ясное дело, что гипотезы... Но и лингвистика и палеогенетика и палеогеология - всё это один дух...
Андрей Карпов / 25.12.2014, 22:06

74. Ответ на 72., Андрей Карпов:

Она не занимается датировками.Да ладно...Вот:"Первым использовал мтДНК для реконструкции истории человечества американский генетик Алан Уилсон в 1985 г.

По этому поводу интересная книга Ст. Оппенгеймера "Изгнание из Эдема"

73. Ответ на 72., Андрей Карпов:

Датировками пытается заниматься палеогенетика. Но вопрос о скорости мутаций не однозначен. Так что все это лишь гипотезы )
М.Яблоков / 25.12.2014, 18:23

72. Ответ на 71., М.Яблоков:

Она не занимается датировками.

Да ладно... Вот:"Первым использовал мтДНК для реконструкции истории человечества американский генетик Алан Уилсон в 1985 г. Он изучил образцы мтДНК, полученные из крови людей из всех частей света, и на основе выявленных между ними различий построил филогенетическое древо человечества. Оказалось, что все современные мтДНК могли произойти от мтДНК общей праматери, жившей в Африке. Обладательницу предковой мтДНК тут же окрестили «митохондриальной Евой», что породило неверные толкования — будто всё человечество произошло от одной-единственной женщины. На самом деле у «Евы» было несколько тысяч соплеменниц, просто их мтДНК до наших времен не дошли. Однако все они, без сомнения, внесли свой вклад, т. е. от них мы унаследовали генетический материал хромосом. Различия характера наследования в данном случае можно сравнить с семейным достоянием: деньги и земли человек может получить от всех предков, а фамилию — только от одного из них. Генетическим аналогом фамилии, передаваемой по женской линии, служит мтДНК, а по мужской — Y-хромосома, передаваемая от отца к сыну. Восстановление популяционной истории человечества по Y-хромосоме показало (к большой радости генетиков), что «Адам» — предок современных мужчин по мужской линии — жил примерно там же, где и «Ева». Хотя данные, полученные при анализе вариаций в Y-хромосоме, менее точны, они так же указывают на африканское происхождение вида Homo sapiens и существование единой предковой для современного человечества популяции. Молекулярные датировки времени разделения этой группы на ветви, ведущие к современным популяциям, зависят от используемых методов оценки. Наиболее вероятным считается период от 135 до 185 тысяч лет назад."
Андрей Карпов / 25.12.2014, 17:48

71. Ответ на 70., Андрей Карпов:

Есть. Допустим. Теперь скажите, сколько лет дает генетика человечеству?

Она не занимается датировками.
М.Яблоков / 25.12.2014, 16:35

70. Ответ на 69., М.Яблоков:

Есть.

Допустим. Теперь скажите, сколько лет дает генетика человечеству?
Андрей Карпов / 25.12.2014, 15:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59