О бремени богатства

Проповедь иерея Александра Шумского в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
1173
Время на чтение 5 минут
Проповедь произнесена 14 декабря в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре на Патриаршей службе.
 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении от Луки (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27) Господь наш Иисус Христос напоминает всем нам о тех условиях, без выполнения которых мы не в состоянии наследовать вечную жизнь, то есть войти в Царствие Небесное. Некто из начальствующих иудеев, человек богатый и молодой (Евангелисты Матфей и Марк называют его богатым юношей), обратился к Иисусу Христу с вопросом: «Учитель Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». В Евангелии подчеркивается, что этот человек был не просто богат, а очень богат!

Этот богатый начальствующий молодой человек обращается к Иисусу Христу с данным вопросом совершенно искренне. Он полагает, что его богатство позволит ему совершать добрые дела, открывающие путь ко спасению, путь в вечную жизнь. И он ждет от Господа совета, как ему лучше и правильнее распорядиться своим огромным богатством для спасения души, для обретения вечной жизни. Но, при этом он не мыслит себя вне своего материального благополучия, вне своих денег. Господь, конечно, читает в его душе и сердце, как в открытой книге. Он отвечает юноше: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Богатый человек отвечает, что все перечисленные Господом заповеди он выполняет с молодых ногтей. Вероятно, в этот момент он был очень доволен собой и самоуверенно ожидал, что Иисус Христос даст ему сейчас совет, как правильно использовать богатство для спасения души. Возможно, в его сознании возникали тщеславные картины, как он великодушно помогает бедным, как они его при этом со слезами благодарят, и как он чувствует себя хорошим и добрым, но сохраняющим при этом свою комфортную благополучную жизнь и свои деньги.

И вдруг Господь говорит ему такое, от чего у богатого молодого иудейского начальника сразу изменилось настроение. Он совершенно не ожидал услышать слова Иисуса Христа: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». И мещанско-сентименатльный мир начальствующего богача после этих слов Спасителя сразу же обрушился, обрушилась вся его ложная ценностная установка, все его ложное представление о добре и зле, и, самое главное — его ложное представление о любви к Богу и ближнему. И он, несчастный, опечалился, лицо его из радостного превратилось в омраченное, и он отошел от Христа. Святитель Николай Сербский (Велимирович) в этой связи говорит: «Господь заранее знал, что Его слово не сможет отлучить душу юноши от земного богатства и повенчать ее с Богом». Святитель Николай Сербский показывает всю фальшь фарисейского и законнического понимания добра и зла. Он потрясающе говорит: «Господь, наконец, призывает его: и приходи и следуй за Мною. Когда ты со всем расстанешься, тогда последуй за Мною обеими ногами и обоими очами. Ты не можешь идти одной ногой за Мною, а другой — за своим богатством и не можешь одним оком смотреть на Меня, а другим — на свое имение. Нельзя ведь служить двум господам!» И мы видим, братья и сестры, как богатый молодой человек, по слову святителя Николая, «отошел обеими ногами и обоими очами к своему злосчастному богатству».

Предложение Иисуса Христа продать все свое имение и раздать нищим оказалось для этого богатого человека сильнейшим нравственным потрясением еще и потому, что богатство считалось у ветхозаветных евреев Божиим благословением. И людей, имевших большое имение, почитали как особо угодивших Богу. Эта иудейская психология проникла впоследствии в протестантизм и стала одной из главных основ протестантской западной этики. Своим ответом богатому иудейскому начальнику Господь полностью опровергает ложное представление древних евреев о праведности.

В советское время этот евангельский сюжет мог казаться не столь актуальным, как сегодня. Действительно, не было в советском обществе такого чудовищного разделения на бедных и богатых, как в наши дни. Не было столь вызывающей демонстрации богатыми людьми своей богатой и сытой жизни.

Но сегодня мы встречаем таких богатых начальствующих юношей, и не только юношей, на каждом шагу. Некоторые из них ходят в храмы Божии, исповедуются, причащаются, занимаются благотворительностью. И они, так же как и евангельский молодой богач, полагают, что можно совмещать свое огромное состояние с выполнением Божиих заповедей. И они, слыша сегодняшнее евангельское чтение, также с печалью в сердце отходят от Господа, так как не готовы отказаться от своего богатства.

Хотелось бы обратиться к таким богатым начальствующим людям словами священномученика равноапостольного Космы Этолийского, великого святого, который в XVIII веке духовно просвещал погибавшие во тьме невежества и неверия балканские народы: «Будем довольствоваться необходимой пищей и питием, одежонкой нужной, а все остальное будем раздавать беднякам ради бессмертной души нашей. Бог дал нам богатство не для того, чтобы мы объедались, носили дорогие одежды и строили высокие дворцы, чтобы мыши плясали от радости, а бедняки умирали с голода. Знайте, братья, что это и есть наш долг. С сегодняшнего дня так и поступайте, если желаете спастись».

Господь, видя опечалившегося богатого молодого человека, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие!».

Выдающийся подвижник благочестия нашего времени митрополит Вениамин (Федченков) говорил в связи с этими евангельскими словами, что если верблюду никак невозможно пройти сквозь игольные уши, то богатому еще невозможнее войти в Царствие Небесное. То есть невозможней невозможного!

Люди, слышавшие эти слова Спасителя, пришли в смятение и растерянность, и спросили Господа: «Кто же может спастись? Но Он сказал: Невозможное человекам возможно Богу».

Удивительные слова, свидетельствующие, что все возможно для любого искренне верующего человека, если он призовет на помощь Бога. И богатый может пройти сквозь игольные уши, если искренне от всего сердца припадет ко Господу! И мы знаем немало примеров, когда люди, имеющие большое состояние, угодили Богу и спаслись. Авраам имел большое богатство, но своими душой и сердцем, верою своею был привязан к Богу несравненно сильнее, чем к своим имениям. Он готов был в любой момент отдать все ради Бога. Праведному Иову огромное богатство не мешало почитать истинного Бога. А Иосиф Аримафейский?! Разве помешало ему его богатство полностью предаться Господу нашему Иисусу Христу?! Вспомним и совсем близкого к нам по времени святого — преподобного Серафима Вырицкого. Он был очень богатым человеком, занимался торговлей. По богатству для своего времени его вполне можно сравнить с нынешними мультимиллионерами, если не с миллиардерами. Однако, это не мешало ему почитать Господа нашего Иисуса Христа. Но он дошел до высшего подвига благочестия — полностью отказался от своего богатства и стал одним из величайших православных русских святых! Что отличало этих богачей от большинства других? Только то, что их сердце принадлежало Богу, а не земному богатству. Трудно ли это? Невозможней невозможного! Но они смогли, потому что любили Бога больше всего на свете!

Так что ни богатство само по себе не является погибельным, ни бедность — спасительной. Если бедняк будет завидовать богатому и роптать на свое бедственное материальное положение и захочет все поделить, то его участь в вечности окажется ничуть не лучше участи богача, который презирал бедных и был безразличен к Богу. И каждый из нас, бедный ли, богатый ли, должен задать себе лишь один вопрос: «Где мое сердце?» Аминь.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Пастырская проповедь
Мы не знаем, чем все кончится
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
14.12.2024
Не бойтесь приближающихся бедствий
Евангелие субботы (Лк, 67 зач., 12, 32—40)
14.12.2024
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Алекс
14.12.2024 18:51
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
14.12.2024 15:12
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 14:39