Возвращение сочинений - это почти прорыв

Православные священнослужители об итоговой аттестации в средней школе

ЕГЭ 
02.09.2014 63
В министерстве образования и науки решили возродить выпускные сочинения, от которых отказались в 2009 году. Писать их будут не в мае, как раньше, а в декабре. Оценивать сочинение будут по системе «зачет - незачет». В случае провала выпускника не допустят к сдаче ЕГЭ, но дадут две возможности для пересдачи - в феврале и апреле-мае, пишет Lenta.ru.

Министерский совет пока остановился на пяти темах: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию Михаила Лермонтова), «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?». Чтобы успешно сдать экзамен, школьникам придется не просто прочитать книги, но и соотнести написанное с реальностью. Выбор литературы для сочинения останется за выпускником. При этом спорить с классиками не запрещается. 

Экзамен, в отличие от ЕГЭ, будет проходить в родной школе ученика, а проверять работу будут учившие его преподаватели. По решению вуза школьное сочинение может быть учтено при приеме абитуриентов. 

Сторонники возвращения сочинения в череду выпускных испытаний уверены: оно позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свои идеи - все то, что невозможно обнаружить при сдаче тестов. Кроме того, эксперты надеются, что сочинение станет стимулом для того, чтобы школьники больше читали. 

Правда, далеко не все разделяют радость по поводу возвращения к практике написания сочинений в нынешней ее форме. По мнению научного руководителя института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, сочинение должно быть либо частью ЕГЭ, либо полноценной аттестацией: «Может случиться, что сочинение станет еще одним фактором страха, нагнетания напряженности, а у нас и так дети довольно сильно переживают из-за итоговой аттестации». 

Как вы относитесь к идее вернуть в школы выпускное сочинение? Как вы оцениваете предложенный формат? С такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.

Иерей Димитрий Симонов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, отметил, что старая, добрая, проверенная столетиями система экзаменов лучше, нежели сухие тесты. 

«Вообще тесты могут быть полезны: в результате их непредвзятости можно быстро проверить объем полученных знаний ученика. Но вместе с тем они бездушные, и не могут заменить живой контакт учителя и ученика.  Что же касается заинтересованности учителя в том, чтобы ученики написали сочинение… Может, есть смысл поменять систему оценки работы учителя, и тогда он будет избегать формализма? Ни для кого не секрет: результаты ЕГЭ тоже подтасовывают – обмануть можно где угодно. А сочинение побуждает ребенка больше читать и размышлять. Учит излагать мысли. Ограничиваться одними тестами, мне кажется, не стоит. Все-таки человек не компьютер, он не может учиться по системе "поставьте галочку в нужном окне"», - подчеркнул священник.
 
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, считает, что сочинение необходимо вернуть - без развития культуры речи невозможно становление личности. 

«Если человек не может грамотно излагать свои мысли, он не сможет нормально общаться, социально адаптироваться, устанавливать контакты: социальные, экономические, культурные. Но я бы еще вернул и полноценную оценку: «зачет-незачет» – мне лично это непонятно. Кроме того, я считаю необходимым, чтобы сочинение было частью ЕГЭ. У нас же единственный критерий полноценного образования – уровень сдачи ЕГЭ. Если за сочинения будут ставить зачет или незачет, я сильно сомневаюсь, что нам удастся добиться ощутимых результатов. Ученикам достаточно будет что-то подучить, скачать из интернета. Нет, нужно возвращать сочинения, это привьет ученикам любовь к литературе. Невозможно сейчас общаться с подрастающим поколением, дети не могут связать двух слов. Они совершенно не знают классику. А без знания литературы сформировать общие духовные принципы невозможно. Теряется связь поколений. Я за полноценное, хорошее, добротное, сочинение», - заключил священник.
 
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на Московской области, убежден: одними тестами ограничиваться нельзя. 

«На мой взгляд, более уместен вопрос о самих тестах. Очень странно, что такая критикуемая и совсем недавно появившаяся у нас система ЕГЭ уже воспринимается как нечто фундаментальное, как норма. Хотя многие опытные и уважаемые учителя её во многом критикуют. Я со своей стороны уверен, что должны быть творческие экзамены - в частности, сочинения. Читая, что и как пишут некоторые современные школьники в социальных сетях, можно только ужасаться. Так все-таки нельзя. Нужно развивать в детях культуру слова и изложения мыслей. А насчет второго вопроса: странно, неужели мы настолько не доверяем учителям? Какая-то странная презумпция виновности, недоверие к ним и уверенность в предвзятости оценок», - подчеркнул он.
 
Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела Благовещенской епархии по связям с общественностью, отметил, что у него при слове «сочинение» возникает теплое чувство - в родной школе в Благовещенске он очень любил сочинения, особенно на свободную тему. 

«Мне вообще нравилось сочинительство, и может быть, поэтому со временем я стал журналистом, а позже - руководителем отдела епархии по связям с общественностью. Школьные сочинения повлияли на расширение моего кругозора, словарного запаса. Когда ребенок пишет сам, сочиняет, у него это развивает способность критически осмысливать действительность, что очень важно. Другой вопрос – насколько это загрузит и без того загруженных современных учеников. Я знаю, некоторые дети из-за боязни плохой оценки даже сводят счеты с жизнью, настолько силен у них нервоз. У нас в Благовещенске тоже были случаи суицида школьников. Поэтому нужно все еще раз хорошо обдумать. Что касается ЕГЭ – я к нему изначально относился критически. Мне кажется, тестовая система превращает детей в зубрил. А сочинения, да и вообще возможность подходить к предмету творчески, формируют думающую нацию. Да, везде присутствует человеческий фактор. Наверное, нашим педагогам, руководству Минобрнауки нужно учитывать возможности детей при внесении изменений в учебный процесс. Но если ребенок будет писать сочинение в родной школе, он меньше станет переживать, волноваться. А что касается поблажек – не факт, что они будут. Когда я учился, их не делали. Нам учителя потачки не давали, чем и сделали из нас думающих людей», - подчеркнул батюшка.
 
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, заметил, что идея выпускного сочинения хороша, это давняя традиция. 

«Всегда эссе и было результатом образовательного процесса. Это классическая форма испытания. Тесты, когда приходится ставить галочки, все-таки меньше говорят о человеке, о его уровне знаний, чем сочинение. Проверяя его, сразу можно оценить и грамотность человека, и ход его мыслей, и эрудированность, и владение материалом. И то, что оценивать ученика будут в его же школе, тоже мне кажется правильным. Учителя смогут сделать вывод, над чем нужно больше работать в дальнейшем и как успешнее подготовить ученика к пересдаче. Только вот не нужно заставлять детей писать сочинение в нервозной обстановке, пусть это будет в радость», - заключил священник.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"ЕГЭ"
«Грамотным потребителям» чуждо обществознание
Около трети выпускников не понимают таких основ конституционного строя России, как светское, социальное и федеративное государство
09.10.2020
На ЕГЭ нахимичили и с литературой
Может быть, такой формат экзамена себя всё же изжил?
02.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Коммунизм, социализм и Церковь
Новый комментарий от Сергей Швецов
2020-10-24 12:08
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от Русский Иван
2020-10-24 12:00
Учиться у Сталина
Новый комментарий от дед
2020-10-24 10:52
НАТО подогревает воинственные устремления Киева
Новый комментарий от monarhist
2020-10-24 10:49
Прощаемся с Великим подвижником Русского духа
Новый комментарий от monarhist
2020-10-24 10:14
«Набиуллину надо посадить за госпереворот!»
Новый комментарий от monarhist
2020-10-24 08:10