«Выбор Украины в пользу интеграции с Европейским союзом сделан политическим классом достаточно определенно. Я думаю, это сделано по двум основным группам причин. Первая носит эмоциональный характер и связана с привлекательностью образа Европы для разных слоев украинского общества. Когда стоит вопрос – Европа или Евразия, значительная часть украинцев выбирают именно Европу. Вторая группа причин имеет отношение к экономическим и политическим интересам украинских элит. Политические интересы подразумевают интересы Януковича: он хочет стяжать лавры евроинтегратора, чтобы выбить козыри из рук своих оппонентов», - сказал Ремизов.
Что касается экономики, то, отметил он, украинские элитарии рассчитывают на то же, что и наши. «То есть, на мой взгляд, наши элиты, втягивая страну в ВТО, рассчитывали на более благоприятный режим для своих собственных инвестиций за рубежом. Подчеркиваю, речь идет не о режиме западных инвестиций внутри России, а о благоприятном режиме для своих инвестиций за рубежом, для легализации собственных капиталов через внешние активы. В кооперации и сотрудничестве с Россией жизненно заинтересована украинская обрабатывающая промышленность. Сюда относятся машиностроение и пищевая промышленность, и очевидно, что лоббисты этих секторов слабее, чем главные украинские олигархи, которые связаны с металлургией и отраслями низкого передела. Они безусловно заинтересованы в дешевых российских энергоносителях, но одновременно им нужен и хороший доступ на европейские рынки. Их расчет – в изменении правил игры на европейском газовом рынке, и действительно, такие изменения происходят в неблагоприятную для России сторону», - добавил политолог.
«Это процесс, на ближайшее время фактически не имеющий альтернатив. Газовый рынок становится в еще большей степени, чем прежде, рынком покупателя, а не продавца. Прямое давление имеет обратный эффект, и эпизоды торговых "войн", скорее, повысили вероятность подписания Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом. На мой взгляд, нужно лоббировать стратегические проекты в гражданской сфере на Украине и обновить повестку дня в экономических отношениях. Сейчас эти взаимоотношения явно заходят в тупик. Я думаю, что эта повестка может быть связана с интеграцией машиностроения двух стран. У нас есть глубокая кооперация в таких критически важных отраслях, как авиастроение, судостроение», - подчеркнул Ремизов.
По некоторым позициям, продолжил он, российские и украинские предприятия не могут друг без друга обходиться. «Вариант совместных холдингов, интегрированных поверх границ, для российской стороны был и остается приемлемым. Он остается интересным и для украинских машиностроительных заводов, но была блокировка на политическом уровне покупки активов. Мне кажется, что сейчас можно вернуться к повестке создания интегрированных структур. Это было бы сильнейшим звеном для экономик двух стран. Такие попытки пока не приводили к успеху, в том числе, возможно, и потому, что они были недостаточно последовательными», - заключил Михаил Ремизов.