Основной причиной пятидневной войны 2008 года стало предшествовавшее ей банкротство российской политики в отношении Грузии. Основным последствием - фактическое разграничение сфер ответственности и окончательный переход Грузии в зону влияния США. Найдутся конечно желающие поспорить с этим утверждением, задав риторический вопрос о том, а не находилась ли Грузия в зоне интересов США и до военного конфликта. Не являлся ли президент Саакашвили с самого начала прямым американским назначенцем, не тренировали ли НАТОвские специалисты грузинских военных, не платили ли разнообразные «неправительственные» организации зарплату грузинским чиновникам и пр.? Список можно при желании продолжить. Все эти вопросы, безусловно, уместны, тем не менее, есть одно большое НО.
Изначально российские позиции в Грузии были совсем не так слабы, однако со временем все они одна за одной были бездарно проиграны. Возьмем пару примеров. До 2007 года на территории Грузии находились российские военные базы. Причем, располагались они не где-нибудь, а на территориях, где проживало дружественное России население, - в приграничной с Арменией (и населенной преимущественно армянами) Джавахетии, а также в Аджарии, где до 2004 года существовало лояльное России правительство. Существовало оно до тех пор, пока президент Саакашвили при помощи своих американских союзников не организовал в столице Аджарии Батуми вторую серию «революции роз». Как результат, дружественный России президент Аслан Абашидзе был вынужден бежать. Вместе бывшим президентом большая группа соратников, а также людей, связанных с ним родственными узами, покинули страну. Судьба оставшихся оказалась незавидной. Автономия самой Аджарии была вскоре фактически упразднена.
Могла ли Россия предотвратить падение Аджарии? Да, безусловно. Более того, была обязана это сделать, - для этого имелись все условия. На территории Аджарии находилась российская военная база. Мало того, Россия имела определенную свободу рук. Ни войска, ни спецслужбы Саакашвили до 2004ого в республике в открытую не появлялись. Были бы воля и желание использовать эти возможности вместо того, чтобы сидеть и ждать пока сначала твои союзники, а потом и ты сам получишь под зад ногой. К сожалению, эпизод с Аджарией - не конец длинного списка российских поражений в Грузии. Основной же вопрос, который в связи со всем этим необходимо задать, состоит в следующем.
А так ли неизбежна была война и последующая потеря Россией всякого влияния в Грузии?
Возможно ли было добиться того, чтобы Саакашвили вообще не стал бы президентом, и на его месте оказался бы другой человек, пусть не на сто процентов дружественный России, но хотя бы не настолько остервенело враждебный. Для ответа на этот вопрос попробуем отмотать пленку еще немного назад в 1993 год.
Тогда, после тяжелого поражения в абхазском конфликте, в Грузии разгорелась кратковременная, но ожесточенная гражданская война. Сторонники первого президента Звиада Гамсахурдии подняли мятеж против находившегося на тот момент у власти Эдуарда Шеварднадзе. Правительство в Тбилиси оказалось в крайне тяжелом положении, однако в решающий момент на помощь «старому лису» пришла Россия. Вслед за согласием Шеварднадзе подписать документы о присоединении Грузии к СНГ, группа российских войск в Закавказье вступила в конфликт на его стороне. Мятеж в короткие сроки был подавлен. Грузинское государство было спасено от раскола на две противоборствующих половины. В благодарность за помощь горбачевкий соратник Шеварднадзе все оставшиеся годы у власти проводил враждебную России политику, а 2003 благополучно сдал пост в руки преемника, которого у него же на глазах готовили сотрудники Госдепа. Ну а потом была война, после которой, несмотря на блестящую победу, влияние России на грузинские дела свелось практически к нулю.
Могли ли события развиваться по-другому? Безусловно. Сохрани Россия нейтралитет в том внутреннем конфликте 1993 года, финал мог бы быть иным. Каким? Сейчас сложно об этом судить. Ясно одно, помощь и доверие, оказанные предателю (да еще и соратнику главного изменника всей нашей истории), не окупились. Иначе и быть не могло. Сохранение, при деятельном участии России, единства грузинского государства привело в конечном итоге к тому, что против этого государства пришлось вести войну.
Вся эта, довольно давняя уже грузинская история не заслуживала бы упоминания кроме как в связи с прошедшей годовщиной, если бы не одна тревожащая деталь. Она, эта история, повторяется. Только на этот раз уже не в Грузии. Российская политика в отношении, пожалуй, самого важного осколка бывшего единого государства, - Украины натыкается сегодня ровно на те же самые грабли. Нынешнего украинского президента Януковича можно смело сравнить с Эдуардом Шеварднадзе. Он хотя и пришел к власти не на «российских штыках» как бывший грузинский президент, но все же был избран исключительно голосами населения Юга и Востока Украины, ориентированного на союз с Россией. Сейчас огромная часть его избирателей воспринимает проводимую Януковичем политику как предательство.
Чего стоит один только «гей-парад», прошедший в мае этого года в Киеве под защитой тысяч (!) сотрудников милиции. В случае продолжения евроинтеграционных потуг, такие мероприятия мы, конечно, увидим еще не раз. Регионалам, похоже, лишь бы не было помех для обогащения, все же остальное не имеет для них значения. Участие этих истинных поклонников золотого тельца в недавних торжествах посвященных годовщине Крещения Руси выглядело как настоящее издевательство над смыслом праздника. Шесть дней в неделю набиваем карманы, на седьмой - евроинтегрируемся и покровительствуем содомитам, (т.к. одного без другого не бывает), ну и пару раз в год посещаем христианские богослужения. Это ли не абсурд?
И это еще не конец «подвигов». Под крылом нынешней украинской власти растут и крепнут силы ориентированные на открытый конфликт с Россией. Некоторые деятели Партии Регионов Украины и связанные с ней олигархи стали главными покровителями и спонсорами неофашистского объединения «Свобода», исповедующего самую крайнюю, остервенелую русофобию. Однажды на Украине может произойти ровно то же самое, что и в Грузии, когда на месте «якобы друга» Шеварднадзе вдруг появился самый настоящий враг Саакашвили. Не будет ничего удивительного, если в один прекрасный день Януковича и Ко просто смахнут с шахматной доски, и взамен выставят другие, заранее подготовленные фигуры. Какие именно, сейчас сложно сказать. Ясно одно. Даже если ядром будущей украинской власти станут не собственно неофашисты (пока такой сценарий выглядит не слишком вероятным), все равно без их участия не обойдется.
Это участие диктуется основной задачей, которая будет поставлена новым украинским властям кураторами из Госдепа: реализовать, окончательный отрыв Украины от России и обеспечить ее переход в зону влияния США и Евросоюза. Инструментом такого отрыва может, как и в случае с Грузией, послужить военный конфликт.
Сейчас такое предположение звучит немного фантастично, однако в годы президентства Ющенко пробные шаги по развязыванию такого конфликта уже предпринимались. Районные суды вопреки межгосударственным соглашениям запросто выносили многочисленные решения о принадлежности Украине различных объектов российского Черноморского Флота. Непонятные «общественные» и «молодежные» организации тут же приступали к блокированию этих объектов (прежде всего маяков).
Несложно представить, чем подобного рода провокации могут закончиться в случае прихода к власти в Киеве неонацистов.
Пять лет назад в Южной Осетии, несмотря на то, что Грузия оказалась потеряна для России надолго, самого худшего удалось избежать. В случае военного поражения или, что выглядело более вероятным, проявления нерешительности Россия столкнулась бы с самыми серьезными последствиями, прежде всего на Северном Кавказе. Демонстрация слабости стала бы тяжелейшим ударом по стабильности внутри страны и ее престижу на международной арене. Слабых, неспособных защитить свои интересы, как однажды правильно заметил президент Путин, бьют. Благодаря мужеству и профессионализму российских военных, этого не случилось.
В случае с Украиной ставки, пожалуй, еще выше. Можно представить себе какой резонанс будет иметь победа нацистов на Украине и установка памятника Бандере, например, в Севастополе. Тем, кто считает такой сценарий невероятным, хотелось бы напомнить, что во времена того же Ющенко бандеровцы из ВО «Свобода» уже проводили в городе-герое свой съезд. В те годы это конечно выглядело своего рода провокацией, пробой сил, не более того. С тех пор, однако, многое изменилось. Неспособность реализовать свое пока еще значительное влияние на Украину, поражение на украинском фронте автоматически перенесет кризис через границу - на территорию самой России.
Последние недели российское руководство словно бы встрепенулось, пробудилось от спячки и развило в украинском направлении лихорадочную деятельность. Прежде всего это выразилось в пробном закрытии границы для импорта продукции украинских компаний принадлежащих враждебным России олигархам. Этот шаг спровоцировал бурное обсуждение-осуждение в украинских СМИ в стиле «как вообще эти русские посмели такое учинить». Хотя по сути ни на что существенное Россия так и не решилась. Весь инцидент можно охарактеризовать замечательной английской формулировкой «too little, too late» (слишком мало, слишком поздно). За прошедшие годы все конфетные, газовые и трубные короли успели нажить на торговле с Россией состояния и даже вложить их часть в антирусскую пропаганду в принадлежащих им СМИ. Таким образом, Россия профинансировала создание проблем для своей же политики и до сих пор продолжает это делать.
Между тем президент Янукович, этот украинский Шеварднадзе, несмотря на сегодняшнее демонстративное всевластие, уже стоит в очереди на выбывание из политической жизни. Безбедную старость он себе обеспечил. На скамейке запасных нетерпеливо ерзают готовые вместо него выйти на поле украинские Саакашвили. Они уже подготовлены, вооружены «единственно верной» идеологией и окружены немалым числом приспешников. Они как снаряд готовый к применению. Осталось только зарядить и выстрелить.
Хороших сценариев развития событий на Украине, к сожалению, уже не просматривается. Конфликт с Россией, по сути, запрограммирован. Президент Янукович, скорее всего, не свернет с евроинтеграционного пути. Те, кто должны прийти ему на смену и завершить дело, подготовлены и ждут своего часа. Единственный остающийся вопрос заключается в том, сможет ли Россия и те, кто рассчитывает на ее помощь на Украине, помешать этому сценарию. Иными словами, будет ли грядущий конфликт носить внутренний характер или же он сразу примет форму кризиса в отношениях двух стран.
Пока не поздно, уроки из истории августа 2008 года должны быть извлечены. Хороших решений, как и в случае с Грузией, на Украине не будет. Хотелось бы верить, что политического поражения удастся избежать, а украинским Саакашвили укоротят руки еще до того, как они начнут ими размахивать. Хотелось бы верить, что регионы Украины, прежде всего Юг и Восток, не желающие попасть под власть неофашистов, будут от этой участи спасены.
Михаил Андреев, публицист, Киев
3. 1. starower :
2. Re: От Грузии к Украине?
1. Re: От Грузии к Украине?