Уже довольно давно мало кто и на Украине и в многострадальной Новороссии понимает, что происходит, в каком направлении развиваются события, и каковы даже самые ближайшие перспективы. Хороших новостей нет. Начавшаяся с пригорода Мариуполя, поселка Широкино «демилитаризация» обернулась односторонним выводом из него ополчения ДНР. В результате эпицентр обстрелов и боевых действий лишь переместился к Донецку и Горловке. Ситуация на границе с Россией в плане пропуска гуманитарной помощи и коммерческих грузов уже давно крайне тяжелая. Со стороны же Украины введена практически полная блокада. Продолжаются артобстрелы, в результате которых гибнут защитники Донбасса и мирные жители. Несмотря на это, ополчение отводит тяжелую технику от линии фронта. Нарастающие апатия и усталость от войны усугубляются полным непониманием проводимой политики.
Что дальше?
Среди специалистов, выводы которых нам доступны, понимания, кажется, нет в той же степени, как и у рядовых граждан. Создается впечатление, что аналитики, пишущие об украинском кризисе, формируют свое мнение, исходя из чего угодно, будь то воля заказчика, сохранение собственного (или читателя) психологического комфорта, надежды обоснованные или же беспочвенные, представления о том, что желательно и пр. Все кроме понимания, правильного (или даже ошибочного). Экспертные оценки предлагают бесконечное разнообразие. От концепции «путинслил», до «хитрых планов», экзотических версий о самостоятельном распаде Украины, продолжении «мирного процесса» и пр. Великое множество взаимоисключающих вариантов на любой вкус.
Иногда дело ограничивается описанием сложившейся ситуации с какими-то незначительными допущениями того, как она может развиваться дальше. Что происходит - понятно, что дальше, - видно не более чем на полшага вперед.
Ничего удивительного. Набив за прошедшие полтора года шишки с нереализовавшимися прогнозами, не многие решаются делать новые. Да и сама ситуация, разворачивающаяся самым причудливым образом, прогнозированию не способствует.
Ни в коей мере не претендуя на обладание каким-то «тайным знанием», автор хотел бы высказать свое мнение о событиях, вероятно ожидающих нас в ближайшем будущем, а равно и сделать предположения по поводу модели, в соответствии с которой они развиваются сейчас. Отдельно хотел бы отметить, что мой прогноз о вероятной войне на Украине, данный за несколько месяцев до начала нынешних событий, мирным летом 2013 года, оправдался вполне. Некоторые ошибки по срокам (2015г), поводам (Крым и флот) и характеру войны (аналогия с войной в Южной Осетии), безусловно, присутствовали. Однако нужно учесть и то обстоятельство, что в то время о таком мало кто вообще мог помыслить.
Для более адекватного понимания нынешней ситуации хотел бы вернуть читателя к событиям зимы 2013-14 годов. Стоящий с «голыми руками» на морозе Беркут, озверевшая толпа с камнями, взрывпакетами и коктейлями Молотова, административные здания, захваченные нацистскими боевиками, и первые, казавшиеся еще случайными, жертвы. Мы все хорошо это помним.
Что же сейчас? Несмотря на то, что никакие аналогии не бывают стопроцентно точны, логика событий с тех пор мало изменилась. Беснующаяся толпа, жаждущая крови, и боевики - это в нынешних условиях отряды карателей и армия хунты, а равно, стоящее за ними зомбированное украинское общество. Беркут - это Ополчение народных республик. Его позиции точно также бессмысленно размениваются на странных переговорах с «партнерами», ему не дают отвечать на провокации, ограничивают снабжение, не дают приказа и пр. «Партия мира» (она же Партия слива) в Москве - это полный аналог «Партии мира» в окружении тогда еще президента Януковича: завязанные на Запад олигархи, пятая колонна в аппарате, коррумпированное чиновничество, либеральные СМИ, агенты иностранных спецслужб, НКО.
Ну, и наконец, не будем скрывать, президенту Путину предстоит ответить ровно на тот же самый вопрос, который стоял перед Януковичем. Он сейчас находится в таком же незавидном положении. Буквально - СИДИТ В КРЕСЛЕ ЯНУКОВИЧА. Вопрос поставлен ребром: либо до бесконечности уклоняться от силового противостояния, что при нарастающем давлении «партнеров» рано или поздно приведет к капитуляции, либо принять бой. И дело даже не только и не столько в Украине, но прежде всего в самой России и пятой колонне внутри нее.
Тут нужно отдельно сказать следующее. При всем отвращении к моральному облику Виктора Януковича, подлости совершенного им предательства, не надо думать, что он мог как-то просто вывернуться из создавшейся ситуации. Януковича загнали в угол. В случае силового разгона Майдана были бы многочисленные жертвы, за которыми последовали бы тяжелейшие санкции, активы его семьи и приближенных олигархов были бы арестованы. Да и страна в момент пика противостояния уже стояла на грани войны. Простых и бескровных решений украинского кризиса не было уже тогда, как нет их и теперь.
В то время как Янукович и его соратники пытались вывернуться из вилки решений, пойти на уступки, стремясь к достижению компромисса, противник копил силы и готовился атаковать. Ставки были в очередной раз подняты, и Янукович ответить на вызов не решился. Предпринятая им попытка отползти на брюхе еще чуть-чуть назад, продолжая бессмысленные переговоры, привела к закономерному финалу. Начался ОБВАЛ. Ощущая слабость воли в руководстве, административный и силовой аппарат начал сыпаться. Бойцы спецподразделений стали уходить с позиций, спасая свои жизни, депутаты и чиновники - переходить в стан врага, спасая кресла и капиталы. Случилась непредвиденная, но вполне закономерная капитуляция. Наша сторона в ринг не вышла и была признана проигравшей.
Сейчас события развиваются ровно по тому же сценарию. Противник копит силы для решающего удара по Донбассу. Его перевес над Ополчением довольно значителен. Из стран бывшего соцлагеря поставляется большое количество оружия советского образца. С Запада идет специальное оборудование: связь, разведка, РЭБ и многое другое. В войска прибывают НАТОвские инструкторы. Волны мобилизации следуют одна за другой. Большой мобилизационный потенциал и нечувствительность к потерям, которые просто скрываются, дают противнику дополнительное преимущество.
Попытки дальнейших уступок со стороны Ополчения (и в конечно счете России), которые мы сейчас наблюдаем, будут иметь эффект противоположный ожидаемому. Противник как и зимой 13-14 годов, видя нерешительность с нашей стороны, будет вести себя еще наглее. ВСЯ ПРИМИРЕНЧЕСКАЯ РИТОРИКА И УСТУПКИ ТОЛЬКО УВЕЛИЧИВАЮТ ВЕРОЯТНОСТЬ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ. Хотите мира? Хотите уклониться от войны? Этого можно достичь только твердостью позиции. На брюхе, как Янукович, ползать нельзя!
За нынешним, довольно относительным затишьем, похоже, последует буря. И буря эта не несет нам в любом случае ничего хорошего. В случае, если российские руководители все же решатся принять вызов, страну, вероятно, ждет война против коалиции некоторых восточноевропейский сателлитов США, включая разумеется Украину. В случае дальнейшего уклонения от решительных действий и попыток, не отвечая на удар, продолжать вести переговоры, начнется ОБВАЛ. Сначала в Донбассе, потом сразу же в Приднестровье, ну а затем на прочность начнут проверять уже саму Россию. Не будем забывать, силы аналогичные тем, что поддержали государственный переворот на Украине, широко представлены и в Москве.
Они уже давно на местах и ЖДУТ СИГНАЛА.
Все это, однако, будет потом. Сначала нас ждет обострение в Донбассе. О сроках этого обострения могут судить иностранные специалисты, курирующие подготовку войск хунты. Мы такой информацией не обладаем. Сроки эти зависят лишь от двух факторов: достаточная, с точки зрения кураторов, готовность ВСУ к наступлению, и готовность народных республик к дальнейшим уступкам. Зависимость в обоих случаях прямая: чем выше боеготовность войск хунты и выше готовность нашей стороны к уступкам, тем больше вероятность обострения. Сам я о сроках судить не берусь, скажу лишь две вещи.
В крайнем случае «кураторы» могут подтолкнуть события, негласно задействовав отдельные части своих вооруженных сил непосредственно на поле боя (как до этого делалось с ЧВК). Кто на Западе осмелится открыто сказать, что в конфликте могут принять участия подразделения армии США или, скажем, Польши? Все будут отрицать, хоть бы это было десять раз правдой. Хунте же такое решение покровителей здорово прибавит решительности. Это во-первых. Ну а во-вторых, это лишь один из вариантов. События этой войны, а равно, начавшейся несколькими годами ранее войны в Сирии (а до этого война в Югославии), говорят о том, что иногда все разворачивается удивительно медленно.
Удушение Сербии Западом с помощью войны и санкций заняло целое десятилетие. Возможно, что и сейчас мы находимся лишь в самом начале противостояния. Тем не менее, иллюзии того, что можно повернуть назад, и сделав вид, что ничего не случилось, договориться по-хорошему, должны быть отброшены уже сейчас. Россия, и все мы вместе с ней, либо победит в этом конфликте, либо утратит свою независимость, будет расчленена и уничтожена. Третьего не дано.
Человеку свойственно надеяться на лучшее, однако, как показывает опыт украинского кризиса, готовиться стоит скорее к худшему. Каждый из нас должен задать себе вопрос о том, а что если (не дай Бог) у российского руководства, как и у прежнего украинского, не хватит воли и решимости принять вызов? Хотелось бы ошибиться, но ситуация выглядит очень скверно. И дело далеко не только в топтании на Украине. Внутри самой России либеральная экономическая модель до сих пор не претерпела никаких изменений. Ее адепты - все на местах. На фоне помпезных саммитов ШОС и БРИКС торговля с Китаем за пол-года сократилась почти на треть. И это далеко не все. Тревожных звоночков множество. Это тема для отдельной статьи. Исключать возможность обвала в России (как до этого на Украине, в Ливии, в Сербии и во многих других странах) нет никаких оснований. Попытки его вызвать случались уже не раз, в том числе вполне успешная - в 1991 году. Сможет ли страна и все мы им противостоять?
Михаил Андреев, публицист, Киев
9. Re: Что ждет российскую политику на Украине
8. Ответ на 7., зиф:
7. Re: Что ждет российскую политику на Украине
6. Re: Что ждет российскую политику на Украине
5. Re: Что ждет российскую политику на Украине
4. "...и еще".
3. Re: Что ждет российскую политику на Украине
2. Re: Что ждет российскую политику на Украине
1. Re: Что ждет российскую политику на Украине