В начале июля на сайте «Русской народной линии» был запущен опрос «Когда нам праздновать день России?» Дискуссию по данному вопросу инициировал депутат Государственной Думы Евгений Федоров, который и предложил провести всенародное обсуждение поставленной проблемы. Согласно предварительным данным, за празднование Дня России 21 сентября, в День основания Российской государственности в 862 г., высказалось 713 человек (32,7%). 1300 респондентов (59,7%) считают, что этот праздник следует отмечать 28 июля, в День Крещения Руси в 988 г. 56 ответивших (2,6%) полагают, что День России должен праздноваться 12 июня, в День принятия декларации о государственном суверенитете России. 108 человек (около 5%) уверены, что День России следует приурочить к другой дате.
Всего в опросе приняло участие 2177 человек.
Предварительные итоги опроса «Когда нам праздновать день России?» анализирует в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов:
Выбор Дня России - вопрос концептуальный. Он касается современной идеологии нашей страны. Это выбор той России, которая нам нужна, которую мы исповедуем и это, безусловно, был бы выбор и государственного, и духовного самоопределения в наше время. Двадцать лет назад нам навязали праздник «День России» в связи с распадом страны. Тот день является ее поражением, днем ее капитуляции. Мы празднуем собственное поражение. Этот «праздник» в высшей мере двусмысленный, позорный и оскорбительный для нашего национального самосознания.
Празднования Дня Крещения Руси показал, насколько востребован этот день на церковном и на государственном уровне. Мы стали свидетелями какого-то чуда. Ощущение, что время отмоталось на тысячу лет назад. Мы пережили какое-то рубежное событие, подобное тому, которое было при самом Великом князе Владимире. Этот день уже войдет в наше сознание.
А теперь давайте задумываемся над вопросом: какой же День России нам теперь праздновать? Этот день должен быть знаковым, напоминать об истоках, обладать огромным духовным потенциалом и быть весьма актуальным в наше время. Но можно ли говорить, что в этот день родилась Россия? С одной стороны, можно. В этот день она духовно родилась, но ведь мы говорим о Дне Крещения Руси, значит на момент крещения Русь уже существовала. Ведь чтобы креститься, нужно родиться. Поэтому крещение – это духовное рождение, а Россия как государство было основано Рюриком в 862 году. Если говорить строго, то у каждого человека есть три личных праздника: День Рождения, крестины и День Ангела. У народа и государства также должны быть аналоги этих трех праздников. Если свои дни рождения, именины, крестины мы знаем и помним, то также должно быть и у государства. Хотя с крестинами дело обстоит плачевно, ведь в советское время они не фиксировались, поэтому большинство из нас не помнят своих крестин, хотя не мешало бы.
Какие же аналоги этим трем празднествам можно назвать? День Крещения Руси – это крестины, это особый праздник, Слава Богу, мы его празднуем. День рождения нашей государственности исторически и фактически все-таки нужно возводить с 862 года. До революции он праздновался в царской России на Рождество Божьей Матери. Возникает глубокое символическое совпадение: Рождество Божьей Матери и День Рождения России. Действительно, мы родились как особый народ, находящейся под Покровом Божьей Матери. Россия называла себя домом Пресвятой Богородицы. Поэтому я думаю, что этот день, тем более он является днем основания государственности Малой, Белой и Великой Руси, то есть все эти три государства в поисках своего первоистока, безусловно, восходят к акту призвания варягов на Русь и основания Российской государственности.
А имеется ли у нашего Отечества День Ангела? Памятуя о том, что Россия именовалась домом Пресвятой Богородицы, а главный престол собора Русской земли посвящен Успению Божьей Матери, то я бы назвал Днем Ангела России именно праздник Успения Пресвятой Богородицы. Тогда бы возникло триединство трех праздников, в которых мы увидели бы полноту нашего исторического и духовного бытия.
День Рождения России на Рождество Божьей Матери. А если вспомнить, что одна из главных судьбоносных битв и побед в русской истории - Куликовская битва - завершилась именно в этот день, на Рождество Божьей Матери, когда мы доказали право на свое историческое бытие, то это сражение, можно сказать, является днем нашего рождения. Конечно, эта дата была бы очень знакова и символична.
А Крестины России пришлись бы на 28 июля, в день память князя Владимира. Необходимо уточнить, что Крещение Руси совершилось ни в этот день. Это день преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, оно приурочено по древним источникам, летописям. Исторически День Крещения Руси выпадает на 1 августа по старому стилю. Но, так или иначе, важен именно духовный смысл праздника. И День Ангела России, её именины должны отмечаться на Успение Божьей Матери, тогда возник ансамбль этих трех праздников от Рождества Божьей Матери – Дня Рождения России. Я бы так и назвал, не День России, а День Рождения России, затем День Крещения Руси и День Ангела Руси – это Успение Божьей Матери. Мы тогда получили бы более глубокий ансамбль праздников, которые бы дополняли друг друга. Тогда мы не забывали бы об истоках своей государственности в Рождество Божьей Матери, своей духовности в День Крещения Руси и Покрова Божьей Матери на Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому я поддерживаю этот интеграционный смысл праздника Крещения Руси, но мы не должны забывать об исторических истоках, об историческом Дне Рождения России в 862 год и день Рождества Божией Матери.
День Крещения Руси, может быть, по каким-то причинам не приемлем для светской части нашего народа и для представителей других народов, а День России, если бы отмечался 21 сентября в связи с основанием государственности, никто не смог бы отвергнуть. Это событие историческое и дохристианское. Россия нуждается именно в этих трех «статуированных» праздниках: День России, отмечаемый 21 сентября, День Крещения Руси – 28 июля, и День Ангела России, выпадающий на Успение Божьей Матери, престольный праздник главного храма Русской земли. Сама эта идея подчеркивала бы, что Россия - это некая духовная личность, духовный субъект человеческой истории. Тогда мы действительно осознавали бы Россию не просто как территорию, но как некую душу народа, празднуя День Рождения, Крестины и День Ангела нашей страны.
5. Re: День Рождения, Крестины и День Ангела России
4. Ответ на 3., Елена Л.:
3. Re: День Рождения, Крестины и День Ангела России
2. День Рождения, Крестины и День Ангела России.
1. Re: День Рождения, Крестины и День Ангела России