Итоги переговоров прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.ф.н., профессор, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России Юрий Косов.
Переговоры о мирном договоре с Японией очень тяжелые, они идут уже 67 лет. Путин правильно подчеркнул, что не мы создали эту проблему, она нам досталась в наследство. По договоренности на Ялтинской конференции эти территории должны были отойти России, но подписание мирного договора было затянуто, и в 1951 году, когда собрались подписывать этот договор в Сан-Франциско, уже шла война с Кореей. В то время США относились враждебно к Советскому Союзу, американская дипломатия все сделала для того, чтобы помешать юридическому закреплению за СССР островов южной части Курильской гряды.
Но надо сказать, что Японии они даже по Сан-Францисскому договору отданы не были. Американцы создали проект, к подготовке которого советскую сторону не допустили, в котором было написано, что Курильские острова отторгаются от Японии, но и что они передаются СССР, указано тоже не было. Советский Союз сделал свыше 20 поправок к этому договору, и ни одна не была принята. Тогда советской делегацией было принято решение демонстративно уехать с этой конференции, начав ее бойкот. В Москве считали, что раз Советский Союз - мощная держава, выигравшая войну, а Япония лежит в руинах, то с ней можно будет договориться без участия Америки. Плясать под дудку американских империалистов, как говорил Сталин, - значит терять лицо. Далее острова были изъяты из договора, и в таком виде он был подписан.
Вскоре Сталина не стало, Япония очень быстро начала подниматься, и в 1956 году Хрущев приехал на Японские острова, а к территориям он относился достаточно вольно: передал Крым Украине и сделал много других территориальных уступок. Была подписана Токийская декларация, по которой Советский Союз заявил о готовности передать два острова Японии, если та заключит не только мирный договор, но и договор о дружбе с СССР. Таким образом, СССР передачей двух островов стремился удержать Японию от заключения военного союза с США. Но этот союз был, тем не менее, заключен. В 1960 году Япония и США подписали договор о совместной обороне, по которому американская оккупационная армия оставалась на Японских островах, превращаясь в союзную армию.
После этого СССР отказывался вообще поднимать какие-либо вопросы с Японией. Это был период так называемой «фуршетной дипломатии», когда встречались две делегации Японии и Советского Союза по любому поводу - экономическому, культурному, японская сторона спрашивала, признает ли советская сторона, что между Японией и СССР существует территориальный спор, советская сторона заявляла, что никакого спора нет, японская сторона в ответ говорила, что тогда она прекращает переговоры, а раз так, то дипломаты переходили к фуршету.
В 1989 году Горбачев признал наличие территориального спора. В начале 90-х годов, когда Россия была очень слаба, даже обсуждался вопрос о действительной передаче островов, но когда началась Чеченская война, и встал вопрос о целостности России, вопрос с Курилами был забыт. В середине 2000-х годов, когда Россия очень стремилась в ВТО, уже при администрации Президента Путина, Япония увязывала с территориальными спорами свое согласие на вступление России в ВТО и предложила вернуться к Токийской декларации. Японцы, однако, тогда отказались от принципа: все и сейчас. В итоге через несколько лет в Токио дали согласие на вступление России в ВТО без всяких островов, заинтересовавшись энергоносителями из России.
Сейчас к этому вопросу снова возвращаются, и тут возникает несколько аспектов. Для России необходимо сотрудничество с Японией. Мы надеемся на серьезную помощь Японии в модернизации Дальнего Востока, Восточной Сибири, потому что у японцев есть соответствующие технологии. Экономики Дальнего Востока и Японии дополняют друг друга. У нас энергетика, энергоресурсы и сырье, в Японии - высокие технологии. Москва надеется, наладив сотрудничество с Японией, получить высокие технологии для развития дальневосточного кластера.
Сотрудничество с Японией рассматривается как возможное дополнение или альтернатива сотрудничеству с Китаем. Высокие технологии, которыми обладает Китай, до уровня японских еще не достигли. Кроме того, Китай не хочет делиться своими технологиями с Россией. Для Японии тоже очень важно сотрудничество с Россией. Япония получает основную часть энергоносителей из стран Ближнего и Среднего Востока, из арабских государств. В основном это нефть и сжиженный газ, причем последний покупается по более высокой цене, чем если бы он приходил из России. Все экспортеры стремятся диверсифицировать свои поставки. В Евросоюзе принят закон, по которому он должен получать энергоносители не менее, как из трех основных источников, а из одного источника - не более одной трети. Япония - одна из крупнейших экономик мира, которая такую диверсификацию не провела, поэтому сейчас сотрудничество с Россией напрашивается.
Для любого японского правительства закрыть проблему «северных территорий» очень важно. В дальнейшем, как мы видим, обостряется конкуренция между Японией и Китаем в регионе: спорные права, антияпонские кампании в Китае, рынки влияния в Восточной Азии. Перед Японией также встает вопрос о возможном сотрудничестве с Россией как вариант укрепления своих позиций в споре с Китаем, на что надеется ближайший союзник Японии - Соединенные Штаты. Мы видим, что Барак Обама изменил позицию по ПРО. Обама подписал акт Магнитского, но не запустил его. Пока Америка показывает свое желание сотрудничать с Россией. Еще недавно говорилось, что, если есть желание узнать позицию Японии по важнейшим международным вопросам, то поезжайте в Вашингтон.
Главный вопрос переговоров - как будет решена проблема островов. Я вижу несколько вариантов. Первый: сохраняется статус-кво, Россия оставляет их за собой, признает наличие территориальной проблемы и откладывает решение проблемы для будущих поколений, лет на 25. Такое решение имеет среднюю вероятность осуществления. Второй вариант - передача всех четырех островов Японии - маловероятен. Позиции России в мире усиливаются, а Япония остается крупной страной, великой нацией, но постепенно уходит на вторые роли. Экономика Японии уже третья в мире после США и Китая. Ее разрыв с Китаем все время увеличивается, а на подходе Индия и Бразилия, которые могут потеснить Японию. Поэтому вариант получения Японией всех островов, учитывая, что она не получила их во время пика своего могущества и максимального ослабления позиций России, маловероятен.
Более вероятен вариант возвращения к Токийской декларации - не вашим, не нашим: два острова отходят к Японии, два - остаются за Россией. Такое компромиссное решение было бы наиболее приемлемым. Российская сторона, наученная горьким опытом 90-х годов, наверняка, увяжет это решение с финансовыми вопросами. С геополитической точки зрения Россия может понести определенные потери, потому что вокруг каждого из этих островов 200-мильная экологическая зона, в которой имеются уникальнейшие природные ресурсы. Кроме того, Охотское море перестанет быть внутренним морем России. Может, это обстоятельство будет оговорено, так как сейчас любое иностранное судно, которое хочет зайти в Охотское море, должно получать разрешение у России и платить за это, поскольку все берега моря принадлежат нам. Если Охотское море потеряет статус внутреннего, то все государства будут иметь право использовать его богатства, за исключением 200-мильной прибрежной зоны России. Так что передача нескольких клочков земли ведет к изменению геополитической ситуации на огромной акватории северной части Тихого океана. Раздел островов пополам по Токийской декларации я оценил бы как развитие сценария, вероятность которого выше среднего. Но от того, какими юридическими и финансовыми условиями он будет обставлен, зависит, выиграет ли от этого Россия или потеряет.
Наконец, последний вариант, степень которого я тоже предвижу как выше среднего, это передача части островов в совместное управление или в аренду Японии, без отказа от полной юрисдикции России. Это было бы более удобно для России, менее удобно для Японии, но она бы не потеряла лицо и продвинула бы свои права на эти острова. Судя по реакции Президента, переговоры идут очень сложно, и, видимо, российскую позицию не удается пока в оптимальной степени отстоять.
Нам необходимо и острова отстоять, и Дальний Восток развивать. Как говорят эксперты, если Дальний Восток будет оставаться в таком же состоянии, как сейчас, где меньше восьми миллионов населения проживает, а над ним нависает восемь китайских провинций с почти полумиллиардом жителей, то можно потерять все. Были определенные надежды на проведение саммита АТЭС в 2012 году, который дал импульс развитию региона, но он оказался недостаточным для решения всех проблем. Российское правительство стремится придать новый импульс развитию региона и видит его в привлечении японских технологий.
Русские считаются неуступчивыми, трудными переговорщиками, но японцы в проблеме Курильских островов еще более жестки ввиду проводимой в Японии политики. Японцев так воспитывают, что с Курильскими островами связана их национальная идея. Наши министры, по всей видимости, рассуждают, что нужно бороться за сохранение всех островов, но при этом фактически потерять весь дальневосточный регион. Однако, пожертвовав малым, можно закрепить за Россией огромные дальневосточные территории. Вот такие непростые задачи стоят перед нашими дипломатами.
1. Re: «Переговоры идут очень сложно»