Заряжали, правда, долго. Пока родители со своими детьми поняли, куда они попали. Пока до учителей дошло, что, кроме того, что, оказывается, - учителей в стране неоправданно много, так еще из плохо оплачиваемых, но уважаемых педагогов их переквалифицировали в работников сферы обслуживания, в которой клиент, - т.е. ученик, всегда прав. Пока преподаватели высшей школы не дождались от министра своей оценки, - мол, раз они работают за такую нищенскую зарплату, значит, столько они и стоят. Пока профессура не догадалась, во что превратились ВУЗы и преподавание в них и для чего решили эти самые ВУЗы сокращать и объединять. Пока, наконец, самих академиков министр не привел «к общему знаменателю»… Такое впечатление, что заряжали Царь-пушку. Ну, вот - зарядили. Щас к-а-а-к жахнем!..
Ощущение дежавю… Точно также заряжали на прежнего министра - Фурсенко. Жахнули… Ну, и что?.. Давно известно, что из пушки по воробьям стрелять не продуктивно. А уж изЦарь-пушки… Пустая трата пороха и сил. Воробьев в стране развелось много. Фурсенко, Ливанов, - какая разница?! Пока заряжаешь, они весь урожай поклюют. Им же все равно, сколько они в этом кресле просидят. Главное – успеть как можно дальше и глубже пропихнуть т.н. реформы. Год-полгода. Сколько успел, - все твоё. Остальное другие доклюют.
То же самое и с их воробьиными законами. Ходим, кричим, протестуем, собираем подписи, отсылаем Президенту – «заряжаем»… Ура, победа!.. Президент с нами! Помните «Свадьбу в Малиновке»? Попандопуло деньги делил: «слушай, забери, говорит, всё, - я себе еще нарисую!». Вот на каждый отбитый таким трудом закон, на каждого смещенного потом и кровью министра они «нарисуют» их столько, сколько им надо.
И ведь что удивительно: каждый слой обиженных Минобрнауки начинал «выступать» только тогда, когда дело касалось именно его. А ведь можно было тем же академикам сказать свое веское слово, когда этих министров выдвигали. Или они не знали, что из себя представляет доктор физико-математических наук Дмитрий Викторович Ливанов? Так что же молчали? Только из-за того, что, мол, меня не трогают и ладно?.. К сожалению, - не только.
Здесь уместно вспомнить события шестилетней давности, когда в июле 2007 года десять академиков РАН обратились к президенту Путину с открытым письмом под названием «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?», в котором выразили беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни».
Академики выступили против предложения РПЦ включить теологию в перечень научных специальностей и введения в школах обязательного предмета «Основы православной культуры» (ОПК): «Любая наука оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой», - говорилось в послании к Президенту России. Также академики требовали учитывать многоконфессиональность страны, обвиняя РПЦ в «православном шовинизме».
Ругали Патриарха Алексия II: Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».
Ставили в пример папу Римского и его католическую церковь: «Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И.Арнольдом (март 1998) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий».
Приводили высказывания известных западных ученых: «Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С.Вайнберг: “Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами” (New-York Times, 23 августа 2005 г.)».
Отсылали к опыту европейских стран: «В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения «Основ католической культуры».
Хвалили предшественника Ливанова (!!!): «На предыдущих Рождественских чтениях министр образования и науки А.А.Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником «Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем, учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии мира»), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным».
В заключение было сказано: «Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует!».
Письмо подписали Академики Российской Академии наук: Александров Е.Б., Абелев Г.И., Воробьев А.И., Барков Л.М., Инге-Вечтомов С.Г., Кругляков Э.П., Cадовский М.В., Черепащук А.М., а также Лауреаты Нобелевской Премии - Алферов Ж.И. и Гинзбург В.Л., который и был инициатором письма.
Остальные академики тогда промолчали, а вот профессура молчать не стала.
«Меня крайне удивляет, - заявил, комментируя это письмо, декан факультета социологии МГУ, президент Российской социологической ассоциации, профессор Владимир Добреньков, что в наше время, когда Россия стоит на пороге духовной пропасти, вообще возможны такие обращения. Без духовных ориентиров Россия просто погибнет. Сегодня только Церковь является той единственной основой, которая удерживает Россию от нравственного краха и оберегает наших граждан от повального увлечения пороком».
«Я не думаю, - подчеркнул профессор, - что позиция Гинзбурга – это позиция многих наших ученых. Скорее, это позиция либерально настроенной или атеистической интеллигенции, которая всегда боролась с Богом и религий. А что касается русской интеллигенции, то она думает совершенно иначе».
Вместе с тем Владимир Добреньков был крайне удивлен, что это антицерковное обращение подписал и такой «блестящий ученый», как Жорес Алферов. «Не понимаю, почему он пошел на это? Я его знаю как человека высокой культуры, широко мыслящего деятеля, заботящегося о судьбах России»…
А я вспомнил историю двухгодичной давности, когда Россия отмечала 300-летний юбилей Михайло Васильевича Ломоносова. Руководство поручило нам снять к этому событию документальный фильм и попросило, чтобы пару слов об отце отечественной науки сказал кто-то из наших Нобелевских лауреатов.
А накануне, будто по заказу, двое наших, сравнительно еще молодых соотечественников получили эту самую премию. Меня тогда еще позабавил новостной заголовок питерского информационного агентства: «Лауреатами Нобелевской премии по физике за 2010 г. стали уроженцы России А.Гейм и К.Новоселов».
Ну, думаю, раз такие славные ребята уродились на российщине, надо их привлечь к съемкам. Однако А.Гейм - к тому времени уже гражданин Нидерландов, так и не ответил ни на один звонок, ни на одно интернет-послание. А вот обладающего двойным российско-британским гражданством К.Новоселова достать все-таки удалось. Правда, уговорить его связаться с нами удалось только через маму, - кстати, педагога, которая радостно сообщила, что сын должен вот-вот приехать в Москву. Но «наш лауреат», сославшись на занятость, сниматься в фильме про Ломоносова вежливо, но категорически отказался. Сказал, что не найдет времени даже в том случае, если мы сами приедем к нему в Манчестер, где он работает профессором.
Ладно, думаю, молодежь… – что с нее взять. Наверное, Новоселов побоялся, что англичанам вряд ли понравится, когда в разгар очередного российско-британского политического скандала, профессор Манчестерского университета будет славить российскую науку. Слава Богу, думаю, что у нас в Отечестве еще и помаститей нобелевцы имеются. Гинзбурга к тому времени уже не было в живых, обратился к Жоресу Ивановичу Алферову. Но, поначалу, как-то и с ним не заладилось. Целое лето я пытался с помощью его верного секретаря поймать ученого то в Питере, то в Москве. Наконец мы сидели в кабинете у Нобелевского лауреата Ж.И.Алферова. Свет, камера, мотор… Жорес Иванович огорошил нас с первых же слов: мол, ну что сказать-то? Сказать-то про Ломоносова особо нечего. Ну, в словесности нашей русской были у него, конечно, определенные успехи, а так… Ну, что он там открыл, какой он такой ученый?.. Это все советская пропаганда была, пора, мол, честно об этом сказать.
Вот, примерно такой текст выдал выдающийся академик и лауреат. В фильм он, естественно, не вошел, а вот в памяти остался…
Слава Богу, что я наудачу попробовал обратиться к еще одному знаменитому нашему ученому – всемирно известному академику Е.П.Велихову. И тот, к нашей великой радости, охотно согласился, да еще сказал, что почтет за честь. И это несмотря на то, что неделей раньше Евгений Павлович перенес тяжелую операцию на обеих коленках. Мы приехали к нему на дачу, он сел в свой знаменитый Hammer и отвез нас в лес, где мы на пленэре записали чудное интервью, где известный на весь мир русский академик сказал великие слова о великом Ломоносове.
Вот я и думаю, - а случайно ли на смену нашим академикам пришли фурсенки, ливановы, сердюковы и прочие реформаторы?! Если бы вся наша академическая общественность, ну хоть половина ее, - озаботилась бы духовным состоянием общества, вспомнила о нашей тысячелетней истории и традициях и именно с этих высот занялась бы первейшей своей обязанностью перед народом – просветительством, может, тогда не продавали бы детей-сирот, не унижали бы стариков, не было бы у нас в стране никаких платных «иностранных агентов» и т.д. и т.п.
Так что все в этом мире взаимосвязано, ничего случайно не происходит. Как говорится, за что академики боролись, на то и… Кто считал, сколько за последние 30 лет наплодилось в стране молодых и энергичных людей, воспитанных на т.н. либеральных ценностях? А ведь Ливанов уже далеко не последний. За ним стоит большая очередь еще более молодых, еще более наглых и циничных, уже сейчас требующих своего куска России и вместе с нами кричащих: ДОЛОЙ ЛИВАНОВА! … - чтобы занять его место.
А за окном – ВЕСНА! В лужах купаются воробьи, - такие пушистые мокрые комочки. Вот тоже – Божья тварь!.. А сколько от них проблем?! Помните, как в Китае, - весь урожай сожрали! Миллиард людей с рогатками (китайцы-то не дураки из пушек по воробьям палить) брошен был на борьбу! Одолеть эту напасть удалось разве что чудом.
Когда все верх дном переворачивается, когда в пищевой цепочке воробьи занимают верхнюю ступень, наступает катастрофа. Древнейший и умнейший Китай едва не погиб. Но надо помнить и чем кончилось: чтобы не погибнуть от другой беды, этих самых воробьев пришлось китайцам закупать в соседних странах. Стало быть, нужны воробьи!.. Только занимать они должны отведенное Богом для них место в этой самой пресловутой цепочке. А чтобы они не плодились сверх меры, не надо создавать им благоприятных для этого условий. Воробей хоть и наглая птичка, но живет все-таки по Божьим законам.
Владимир Савичев, журналист, Москва
22. 20 сава
21. Ответ на 18., РодЕлена:
20. Ответ на 17., Сава:
19. автору Саве
18. Ответ на 16., Николай Смирнов:
17. Ответ на 15., Сава:
16. Ответ на 1., vasplusmos:
15. Re: Русские долго заряжают, или Царь-пушка и либеральные воробьи
14. Ответ на 9., Оренбургский:
13. Русские долго заряжают