«Все за всех виноваты» или в чем корень нашего инфантилизма?

Александр Бабук о проблемах замечтавшегося человечества

0
1854
Время на чтение 4 минуты
В последнем романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима создал учение, в котором человеческая среда представлена как целая семья. Это учение «все за всех виноваты», согласно которому каждый человек виновен в грехах своего ближнего: «Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека».

Учение Зосимы особенно актуально для нашей современной жизни. Ведь многие верующие христиане сегодня так и не могут понять смысла их жизни, хождения в храм, повседневных забот. Даже те, которые регулярно исповедуются, причащаются Христовых Таин, тем не менее, жалуются на то, что никаких преображений в их жизни не наступает, скорее наоборот - что-то изменяется в худшую сторону. Современный человек особо не задумывается над тем, что сегодняшний день в его жизни может стать последним.

Корень этой проблемы находится в картине мира инфантилизма, которая сложилась в сознании русского человека еще в советское время, а ростки этого корня доходят до наших дней. Советский человек жил, выражаясь языком В.И.Ленина «под контролем вооруженного пролетариата», т.е. государство за него решало, где ему жить, с кем и как строить свою семью, какую профессию выбрать, как и сколько работать. Проходя путь от пионера до комсомольца, советские граждане собственно мало чем отличались друг от друга, т.к. государство стремилось взрастить преданных членов коммунистической партии, поэтому оно вмешивалось в каждый шаг человека.

Однако Советский Союз развалился, и, невзирая на прекращение гонений и открытие врат Церкви, на смену земного рая коммунизма пришел ад капитализма с его потребительством, хищничеством и снобизмом. Место портретов Ильича в наших комнатах теперь занимают телевизор с компьютером, а их вещание активно вторгается в наше повседневное бытие, превращая нас в рабов техногенной цивилизации, которые не в состоянии взглянуть на мир шире своего монитора. С первого взгляда может показаться, что технологии никакого влияния на нас не оказывают. Однако это далеко не так, и попытаемся в этом убедиться на некоторых примерах.

Представим себе ситуацию в обычной среднестатистической семье, где родители работают с утра до позднего вечера, а ребенок большую часть дня проводит дома в одиночестве, и естественно сидит за клавиатурой компьютера. Уходя утром на работу и погрузившись в рутину повседневных забот, родители думают, что их ребенок, засиживаясь перед экраном, ничего плохого не приобретает. «Ну, подумаешь, увлекается тяжелой музыкой, компьютерными играми, фильмами ужасов, отращивает волосы, делает татуировки, это ребенок, его причуды - это лишь игра, и вмешиваться в жизнь ребенка нельзя, это навязывание своей жизненной позиции», - думают беспечные родители. Так проходят месяцы и годы. Ребенок растет и вроде все спокойно. Однако вдруг родителям становится известно, что их чадо явилось замешанным в преступлении. «Как?! Этого не может быть?! Мой ребенок так никогда не сделает, он ведь такой хороший!», - наивно полагает мама, бросившая своего отпрыска на попечение средствам массовой информации. У мамы раскрываются глаза только тогда, когда ее «хороший ребенок» дает признательные показания в милиции, которые возможно облегчат его участь. Но это в лучшем случае.

В худшем же варианте у той же самой мамы реакция может быть не совсем адекватной, ибо мама сама находится под влиянием этих же самых технологий. Придя домой с работы, она разговаривает не с дочерью, а телевизором, диапазон интересов которого простирается от рекламы и мыльных опер, до развлекательных передач и американских боевиков. Насмотревшись всего этого и узнав, что дочка совершила противоправное деяние, мама избивает ее, точно также как прежде это делали герои с экрана телевизора. Дочка же в ответ накладывает на себя руки, и происходит трагедия.

Или, к примеру, когда пришедшая с работы домой мать обнаруживает на столе записку «В моей смерти прошу никого не винить, я умираю во имя своего поклонника». В ванной комнате мать видит бездыханное тело своей дочери, которая перерезала себе вены. Кажется невероятным, что воспитанная в благополучной семье девочка, вдруг заканчивает жизнь самоубийством. С чего бы это?

Или пример уже с воцерковленным человеком. Предположим, христианин находится в поиске своей невесты (жениха). Вскоре знакомится с молодой (ым) девушкой (человеком), хочет вступить в брак и, естественно сталкивается с определенными трудностями, которые в конечном итоге приводят к разногласию между будущими супругами. Приходит христианин на исповедь к священнику за советом накануне принятия решения о вступлении в брак. Батюшка ему рассказывает о том, как соблюсти хотя бы элементарное благочестие до женитьбы и, опираясь на собственный опыт, дает какие-то практические рекомендации по семейной жизни, но при этом говорит: «Выбор за тобой». У молодого (ой) человека (девушки) в ответ обида и истерика. Чем это можно объяснить?

А дело вот в чем. Когда человек предпочитает особо не задумываться над смыслом своих каждодневных действий и поступков, он невольно начинает выполнять волю того, кто вполне этот смысл видит. Человек тогда проживает не свою жизнь, а жизнь телевизора, компьютера, партии, или даже священника, у которого исповедуется - в общем того, кто оказывает влияние на общество. И здесь ошибка в первую очередь не того, кто стремится этот смысл навязать (в конце концов, в обращении за советом к духовнику нет ничего плохого), а того, кто принимает чужой совет или слово с экрана телевизора или компьютера за свое собственное решение, впадая в инфантилизм.

И самая большая крайность такого взгляда заключается в том, когда инфантильный человек беспечно промечтывает жизнь, думая, что Бог может прожить ее за него. Если в его (человека) жизни ничего не происходит, он ропщет и обвиняет во всем Бога, опять-таки забывая о том, что выбор и принятие решение стоит за ним самим. Будущее такого человека представляется очень шатким, ибо он оказывается неспособным построить свою собственную жизнь (не говоря уже о жизни с ближним), поскольку постоянно исполняет чье-то мнение, проводя время в праздных мечтаниях и представляя себя героем воображаемых им событий.

Выход из данных ситуаций состоит в уповании на волю Божью, но при этом в воспитании ответственности в себе через принятие решений. Человек всегда будет допускать ошибки, не допускает их только тот, кто ничего не делает. Воля Божья состоит в том, что человек проживает жизнь на земле и ежедневно делает выбор в сторону добра и зла. Бог поддерживает человека во всех ситуациях, даже если выбор делается в сторону зла, Господь оказывает милость, ибо щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102: 8). А приняв ответственность за себя, вскоре человек сможет понести ответственность за ближнего, т.к. порадовавшись сам, он сможет порадовать другого. И тогда каждый сможет построить будущее себе и помочь в его построении своим близким.

Александр Вадимович Бабук, преподаватель Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, член российского общества им. Ф.М.Достоевского
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Бабук
Толкин и христианство
К 130-летию со дня рождения писателя
01.01.2022
Достоевский и Беларусь
К 200-летию со Дня рождения писателя
15.11.2021
Святорусское единство Достоевского
Писатель почитал Христа даже выше Истины
12.11.2020
Все статьи Александр Бабук
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24