«По мнению экспертов, - продолжил премьер, - базовый закон об образовании 1992 года, несмотря на те изменения и дополнения, которые в него вносились, уже не отражает существующих реалий и не способен регулировать, как говорят юристы, общественных отношений в этой сфере. Слишком велик разрыв между потребностями образовательной практики и законодательным обеспечением этой практики. За 20 лет очень многое изменилось, и новые тенденции появились – и позитивные, и негативные».
«Новый закон потребует кардинального обновления всей законодательной базы, регулирующей образование. Изменения будут внесены более чем в 100 федеральных законов. Связанные с его принятием дополнительные расходы, а они будут и весьма значительные, мы вчера много времени на эту тему тоже потратили, обсуждая эти вопросы с коллегами из Правительства, – это затраты на увеличение зарплат педагогических работников, на повышение стипендий, на перераспределение полномочий в сфере образования. Они будут осуществляться в пределах, предусмотренных на эти цели, бюджетных ассигнований. На реализацию норм законопроекта в случае его вступления в силу из федерального бюджета только в 2013 году потребуется дополнительно 16 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Федерации – более 400 млрд рублей. В то же время расходы бюджетов муниципальных образований сократятся на 112 млрд рублей», - сообщил глава Правительства.
«По большому счёту закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране. Образование в России, и хотел бы специально это подчеркнуть, было и останется бесплатным. Большинство из положений предыдущего базового закона, имею в виду доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке, не только остаются приоритетными, но и специально детализируются. Например, в главе о статусе педагогических работников подробно указаны их права, обязанности и ответственность, конечно. Гарантируется возможность профессионального роста и уровень зарплаты. Это первое, что мне бы хотелось отметить», - подчеркнул премьер.
«На законодательном уровне закрепляются нормы, связанные с внедрением новых образовательных программ, современных технологий, передовых форм и методов обучения. В нашей очень большой стране принципиально важно обеспечивать максимально равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования. Независимо от того, где учится ребёнок, будь-то столица или отдалённая деревня, у него должна быть возможность выбрать так называемую индивидуальную траекторию обучения. Речь идёт и об использовании дистанционных технологий, электронных технологий, интегрированных образовательных программ – в общем, всего современного арсенала образовательных средств. Они уже достаточно активно используются, но не повсеместно», - заявил Дмитрий Медведев.
По его словам, «особое внимание в законопроекте уделено детям и подросткам, которые проявили выдающиеся способности, как например, наши ребята, которые в олимпиаде участвовали. Напомню, что мы недавно приняли концепцию общенациональной системы выявления и поддержки талантливых детей, нужно её реализовывать. Детям-инвалидам гарантировано получение инклюзивного образования. Хотел бы подчеркнуть, что все социальные гарантии нашли в законопроекте свой окончательный вид, они сформулированы и должны быть уже раскрыты в других законодательных актах или превращаться в нормы прямого действия».
«Законопроектом предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров. Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях среднего профессионального образования, в учебных центрах и на производстве. Вчера во время обсуждения этой темы с «Открытым Правительством» упоминалась тема начального профессионального образования – надо обратить на это внимание. Я сейчас не предлагаю концептуальные изменения вносить, но так или иначе это начальное образование должно в нашей стране быть. Место в законопроекте в этом и реальная роль начального образования могут быть определены в ходе окончательной доработки закона в Государственной Думе. Это расширит возможности и граждан, и, конечно, работодателей, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих», - считает глава Правительства.
«Особое внимание в документе, - продолжил он, - уделяется поддержке экспериментальной и инновационной деятельности в высших учебных заведениях и развитию системы дополнительного образования. Для того чтобы научить молодёжь получать знания, а потом их применять на практике, надо выстроить цепочку, которая будет связывать школы, техникумы, колледжи с вузами и предприятиями».
«Завершая этот разговор, хотел бы сказать об ответственности всех участников образовательного процесса. Очевидно, что и государство, и общество, и каждая семья объединены общей задачей – воспитанием наших детей. Это ежедневный труд, который требует времени, внимания и очень существенной душевной отдачи, душевных сил. Школьная и студенческая жизнь стала абсолютно открытой и прозрачной. В каждом учебном заведении сейчас уже практически действуют общественные советы, которые способны контролировать качество образования, содержание курсов и программ. И я хотел бы отметить, что информационная открытость учебных заведений – это одно из существенных условий модернизации всей системы образования в нашей стране», - высказал пожелание Дмитрий Медведев.
«Это, может быть, первый такой закон, который рассматривается новым Правительством, который затрагивает практически каждого человека, который беспрецедентно долго обсуждался на экспертных площадках, просто людьми обсуждался. Поэтому он, очевидно, содержит в себе набор позиций, которые будут очень по-разному оцениваться и экспертным сообществом, и людьми, и, естественно, внутри Правительства могут быть разные оценки тех или положений. Я хотел бы лишь сказать, что вносить мы его будем, несмотря ни на что. Тем не менее, он должен приобрести окончательный вид и, если хотите, более беспроблемную форму для дальнейшего движения через Государственную Думу Федерального Собрания», - считает премьер.
«Это действительно важнейший закон! Просто важнейший закон из тех, что за последние годы создавались Правительством и будут приниматься нашим Федеральным Собранием. Естественно, мы здесь должны все нюансы довести до конца. Здесь, как обычно, речь идёт, конечно, о деньгах, о льготах. Я надеюсь, что с учётом даже того, о чём я вчера говорил по сельским льготам – об этом говорил и на «Открытом Правительстве», и на закрытом абсолютно совещании с членами Правительства, – мы должны найти гибкую формулу, позволяющую ответить на этот вопрос. Надеюсь, что коллеги здесь смогут её создать. По другим вопросам тоже нужно провести ещё, может быть, какие-то относительно короткие консультации. Поэтому я предлагаю в целом, естественно, законопроект одобрить, дать на доработку нюансов семь дней, и после этого я внесу его в Государственную Думу. Давайте так и договоримся. Нет возражений? Принято!» - заключил Дмитрий Медведев.