Исламист Мухаммед Мурси победил на первых после свержения Хосни Мубарака выборах главы государства в Египте - за него проголосовали 13,23 миллиона избирателей, что составило 51,7% от общего числа проголосовавших. Избранный президент Мурси практически сразу после этого покинул ряды ассоциации «Братья-мусульмане», в которой состоял, и политического крыла «Братьев» Партии свободы и справедливости, выполнив таким образом свое программное обещание стать «президентом для всех египтян». При власти Мубарака ассоциация «Братьев-мусульман» считалась запрещенной организацией, а ее члены подвергались арестам.
Прокомментировать избрание Мухаммеда Мурси на пост президента Египта мы попросили петербургского востоковеда, кандидата исторических наук, аналитика Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумера Исаева.
Избрание Мурси - это закономерный процесс, к которому Египет шел с момента свержения Мубарака. Правда, египетские военные, которые являются и остаются серьезной и влиятельной силой в стране, на протяжении всех этих месяцев старались не допустить передачи власти «Братьям мусульманам». Но, учитывая то, что Мурси вышел из организации, став президентом, преждевременно говорить, что «Братья-мусульмане» заняли в Египте место элиты. Мне кажется, это процесс долгий, и генералы пока все ещё сильны, вряд ли они так просто отдадут свою власть.
Можно привести аналогичный пример с Турцией. Когда там, в 2004 году, пришли новые силы к власти, потребовалось много лет, прежде чем Эрдоган и его коллеги смогли отстранить от власти военных. Это процесс длительный и болезненный. Хотелось бы Египту пожелать, чтобы там избежали кровопролития, серьезных эксцессов.
Надо отметить, что Египет действительно нуждается в серьезных радикальных переменах, несмотря на то, что военные, в свое время придя к власти, многое сделали для страны, а они с 1952 года находятся у власти. Египет нуждается в переходе на следующий этап развития. Не удивительно, что на сегодня это связано с представителями исламской организации.
Я бы также отметил, что не стоит распространять какие-то алармистские настроения о том, что вот сейчас «Братья-мусульмане» превратят Египет в исламский эмират или начнут строить халифат. Думаю, что это своего рода «черный пиар». «Братья-мусульмане» - это своего рода патриотическая организация, которая ставит важные задачи возвращения к истокам, что для любого государства очень важно. В случае с Египтом это именно исламские элементы, которые, возможно, помогут ему избавиться от многих бед, в том числе от коррупции, от проблем, связанных с экономикой, социальным устройством и т.д. Здесь, наверное, надо больше внимания уделить не каким-то инициативам, связанным с религиозной дискриминацией, которая вряд ли будет иметь место, а, скорее всего, стремлению новой власти преобразовать жизнь в стране. У них ещё мало политического опыта, но с другой стороны они пользуются широкой поддержкой народных масс, что делает, безусловно, этот режим легитимным. Поэтому, мне кажется, что давать оценки первому президенту-исламисту ещё преждевременно, все его дела еще впереди. Пока непонятно, как сложится ситуация с парламентом, с Конституцией. Вопросов пока много.
Что касается России, то нужно помнить, что для нашей страны Египет традиционно был, как и для всех сверхдержав, важным партнером на Ближнем Востоке. Это ключевое государство региона. Налаживание дружественных отношений с ним необходимо, т.к. существует множество точек пересечения, например в экономике. Египет нуждается в технологиях, которые может предоставить Россия; в зерне, которое традиционно он покупал в России и во многом другом. Для России это важный рубеж в пересмотре отношений, в том числе и с «Братьями-мсульманами», которые в России запрещены как организация. Но надо понимать, что мир поменялся и «Братья-мусульмане» сегодня уже не маргинальная группа, это сила, которая пришла к власти, а власть требует более серьезных подходов, ведь это уже не оппозиция, которая могла себе многое что позволить. Власть же предполагает ответственность.
«Братья-мусульмане» давно шли к власти в Египте. Они неоднократно находились на волне народных движений. Еще в 1952 году они принимали активное участие в египетской революции, но тогда они власть не взяли. Они долго к этому шли, но не стоит паниковать и пугаться.
Я думаю, что в первую очередь многие преобразования коснутся морали и нравственности в Египте. Но не стоит бояться, что теперь нельзя будет туда ездить отдыхать, что всех заставят носить хиджаб. Египет - богатая страна, которая, к сожалению, сегодня достаточно бедна. Думаю, что у новой власти есть большие планы, чтобы сделать из этой некогда великой страны действительно достойную наследницу своего прошлого. Египет сделал свой важный выбор и, может быть, это поможет стране перейти на новый этап исторического развития.
1. Re: Гумер Исаев: «Давать оценки первому президенту-исламисту ещё преждевременно»