Как соединить Ивана Ильина и Иосифа Сталина

Впечатления и размышления участника Ильинских торжеств в Екатеринбурге

0
2559
Время на чтение 11 минут
14-15 июня в столице Урала Екатеринбурге прошли VIII Международные Ильинские научно-богословские чтения по теме «Духовно-нравственный путь развития России». Чтения были посвящены 1150-летию образования Древнерусского государства и 130-й годовщине со дня рождения Ивана Александровича Ильина, которая будет отмечаться в следующем году. Организатором чтений выступил Уральский институт бизнеса имени Ивана Ильина, фонд «Русский предприниматель» и местное отделение Союза писателей России. Председателем оргкомитета чтений является митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

В чтениях приняли участие ученые, писатели, общественные деятели, журналисты из многих городов России. Среди наиболее известных участников: главный редактор газеты «Завтра» писатель Александр Проханов, сопредседатель Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей литературной премии Владимир Крупин, доктор философских наук, профессор Академии живописи Ильи Глазунова Владимир Большаков, советник Губернатора Курганской области, доктор педагогических наук, генерал-майор Владимир Усманов. А также ученые из Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска и других городов России. Участником чтений довелось быть автору этих строк.

Чтения открылись 14 июня Литургией в храме Казанской иконы Божией Матери при Уральском институте бизнеса. Литургию служил ректор института, известный ученый, доктор экономических наук протоиерей Александр Миняйло. Уже сам по себе факт, что институт возглавляет ученый-священнослужитель и что при институте действует храм, вызывает удивление и является, по сути, залогом возрождения России. Именно так, если при каждом вузе будет существовать храм, когда ученые будут сообразовывать свое творчество с нравственной доминантой Христианства, тогда и произойдет возрождение нашего Отечества. В отдельно взятом месте, в Екатеринбурге, в городе царской Голгофы, это уже произошло. Само сочетание Уральский институт бизнеса имени Ивана Ильина - это, на первый взгляд, сочетание несочетаемого, потому что бизнес и нравственная проповедь, которою известен наш великий философ Иван Ильин, в современном мире не сочетаются, а в Уральском институте бизнеса сочетаются. Дай Бог, чтобы эта традиция продолжалась, как и традиция открывать научные форумы Божественной литургией.

За Литургией многие участники чтений причастились. После Литургии, которая совершалась в день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского - великого русского святого, связанного с Царской семьей, протоиерей Александр Миняйло произнес проповедь, в которой особо подчеркнул, что мы должны не забывать, что Россия - не только страна нашего проживания, но и страна нашего спасения. Именно такой взгляд должен доминировать у русского человека, тогда русский народ обретет уверенность в себе, в своих силах.
После богослужения участники конференции направились в Храм-на-Крови, где была проведена экскурсия по музею, посвященному святым Царственным мученикам. В музее, кстати, собрано немало интересных экспонатов, переданных представителями русской эмиграции из Европы, США, Австралии. В числе подлинных вещей связанный царевнами-мученицами платок и другие вещи Царской семьи.

Затем в конференц-зале Храма-на-Крови открылось пленарное заседание чтений. Вел его поэт, сопредседатель Союза писателей России, доктор культурологии, профессор Института бизнеса Александр Кердан. Первым выступил протоиерей Александр Миняйло, который объяснил, почему акцент в Ильинских чтениях и в деятельности возглавляемого им института делается на духовно-нравственном развитии. Перед обществом много задач, отметил о.Александр, но именно духовно-нравственное развитие является ключом к их решению, потому что именно этот путь ведет к Богу, а, как известно, «Без Бога не до порога». Отец Александр поблагодарил всех гостей, приехавших на чтения.

Следующим выступил самый известный участник чтений писатель Александр Проханов. Он отметил, что в условиях угрозы оранжевой революции самое время говорить об особенности русской цивилизации. Надо помнить, что главная задача русской цивилизации - преодоление смерти. Писатель обратился к анализу русских сказок, традиций русского Православия, отметив, что везде красной нитью проходит «выкликание райского бытия на земле». Обратившись к советской эпохе, Александр Проханов напомнил слова священника Димитрия Дудко, что все герои Великой Отечественной войны - святые, потому что крестились кровью, пролитой за Отечество. Закончил свое выступление Проханов цитатой из записки одного из моряков атомохода «Курск», краткой и емкой: «Не надо отчаиваться». Именно так мы и должны жить, считает писатель.

Следующим выступил доктор философских наук, профессор Владимир Большаков, который особое внимание обратил на то, что чтения проводятся в городе, связанном с памятью святых Царственных мучеников, и мы не должны это забывать в нашей деятельности.

Писатель Владимир Крупин обратил внимание на две особенности, что сейчас особенно важны два понимания состояния русского духа: в народе крепнет ощущение, что Руси нужен хозяин. Это чувство ширится в русском сознании, уверен писатель. Одновременно с ним возникает твердое убеждение, что между западной и русской цивилизацией существует непреодолимая пропасть. Владимир Николаевич посвятил свое выступление разбору этого тезиса, напомнив, о гордыне Запада, который отрекся от Православия, о великом самомнении Ватикана, решившем, что он есть наместник Христа.

Доктор философских наук Сергей Гончаров, автор книги «Философия совершенства И.А.Ильина» в своем выступлении отметил, продолжая мысли В.Н.Крупина, что путь России - это путь Христа, а путь Запада - это путь искусителя. Запад материально может все, но духовно он иссяк. Гончаров отметил, что Ильин очень похож на Пушкина - у него такое же радостное ощущение бытия. У Ильина нет злобы, во всем он искал гармонию совершенства, поэтому можно сказать, что Ильин - это Пушкин русской философии.

Следом довелось выступить мне. Мое выступление было посвящено теме священного характера русской истории, о чем я написал статью, которая была опубликована на РНЛ.

Советник губернатора Курганской области, генерал Владимир Усманов в своем выступлении подчеркнул, символичность того, что участники чтений собрались в Храме-на-Крови. Сегодня нападки на Церковь и развал армии - два главных направления удара против России, отметил он. Генерал призвал помнить о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны. «Россия осиротеет, когда уйдет последний ветеран войны, - подчеркнул он. - Они являются хранителями нашей нравственности». А победа в Великой войне - единственный якорь, который остался у нашего общества. Поэтому борьба со сталинизмом, по мнению генерала - это попытка опорочить нашу Победу. В своем выступлении он коснулся нынешней «болотной оппозиции и призвал «не миндальничать» с теми, кто борется против государственности, напомнив главный, по его мнению, завет Ильина о том, что злу нужно сопротивляться силою.

Председатель сообщества «ДелоРус» и председатель Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского братства Борис Сегуненков свое выступление посвятил анализу современного состояния отечественного предпринимательства и наметил путь развития российского предпринимательства от ростовщичества к национальной экономике. «Сегодняшняя же Россия управляется монополистами и ростовщиками, и экономика выстраивается в угоду инородцам», - с сожалением констатировал Сергуненков, подчеркнув, что в экономике процветает паразитический бизнес. «Власть должна поощрять реальное производство. Только таким образом можно выправить ситуацию, а мы должны поддерживать такие усилия власти. Наше спасение в единстве», - отметил предприниматель и общественный деятель.

Председатель Орловской писательской организации, сопредседатель Союза писателей России, Геннадий Попов, прочитал свои стихи, подчеркнув, что мы должны помнить, что живы тем, что мы не похожи на Запад - в этом наша сила.

На конференции также выступили доктор технических наук, протоиерей Александр Половинкин из Волгограда; доктор философских наук, профессор Николай Чуринов из Красноярска; доктор экономических наук, профессор Александр Олейников из Москвы; директор Духовно-просветительского центра имени Ивана Ильина доктор философских наук, профессор Анатолий Ветошкин из Екатеринбурга, являющийся одним из организаторов конференции; доктор философских наук Валентин Князев; доктор философских наук Валентина Липатникова; доктор философских наук Иван Фаненштиль из Красноярска; проректор Уральского института бизнеса имени Ильина Наталья Куликова и другие ученые и писатели.

По окончании пленарного заседания протоиерей Александр Миняйло вручил дипломы и премии имени Ивана Ильина, которые традиционно вручаются во время Ильинских чтений. Дипломами были награждены писатель Александр Проханов, профессор Владимир Большаков, профессор Николай Чуринов, профессор Виталий Копалов, поэт Александр Кердан, Борис Сергуненков, который пожертвовал свою премию на развитие храма, а также студенты Института бизнеса имени Ивана Ильина, организовавшие работу по компьютерной подготовке миссионеров.

Следующий день Ильинских чтений начался с круглого стола, который вел профессор Сергей Гончаров, обозначивший тему дискуссии таким образом: «Как осуществить связь времен, как создать новую идеологию, соединяющую советскую эпоху и эпоху царскую». Эта дискуссия была интересной, прежде всего потому, что в выступлениях ряда ее участников тема была обозначена совершенно неожиданно «Как соединить Ивана Ильина и Иосифа Сталина?» Такая постановка проблемы является удивительной, свидетельствует о проявлении силы русского духа. Известно, что Ильин был жестким критиком советской власти и скончался в эмиграции, не признав изменения, которые произошли в советской России. Известно, что были и другие примеры отношения эмигрантов к советской России. Например, митрополит Вениамин (Федченков) вернулся в Советский Союз и преставился в Псково-Печерской лавре. Сейчас опубликованы его дневники, в которых он по-иному осмысливает советскую эпоху, а ведь митрополит Вениамин был духовником армии Врангеля.

В советское время нам навязывалось представление об эмиграции как о предателях, поддержавших фашистов, поддерживавших борьбу США против СССР, даже одобрявших идею сбросить атомную бомбу на Советский Союз. Были такие люди среди русской эмиграции, но общий дух был иным, и его олицетворяли такие люди как Иван Ильин - выдающийся русский мыслитель 20 века.

Сегодня же некоторые пытаются найти выход, зеркально противоположный тому, который предлагался в советское время - обозначить советскую эпоху как эпоху выпадения из истории, Советский Союз - как империю зла. Выход эти люди видят в том, чтобы вернуться к традициям, существовавшим до 1917 года, забыть о советском времени. В рамках такого подхода предпринимаются попытки опорочить Великую Отечественную войну и реабилитировать предателей типа генерала Власова. Такие голоса, к сожалению, доносятся и из Церкви, наиболее известный из них - протоиерей Георгий Митрофанов, активно занимающийся апологией предателя Власова.

Поэтому отрадно мне было слушать ученых, у которых нет противоречия между Иваном Ильиным и Иосифом Сталиным. Тех ученых, которые предлагают искать синтез, которые понимают, что возрождение в советское время государственности, возрождение Церкви, возрождение традиций русской культуры - это одно из направлений развития русского духа. Другое направление было в эмиграции, в других условиях хранившей традиции русской культуры дореволюционной эпохи. Мысль о соединении эпох, на мой взгляд, была ключевой во время чтений.

После круглого стола состоялось символическое событие - на территории Уральского института бизнеса был открыт памятник Ивану Ильину, после чего состоялся краткий митинг. Сам по себе памятник является удивительным проявлением творчества: его создателем является не профессиональный скульптор, а кузнец из города Лесной Екатеринбургской губернии Александр Черненко, который, познакомившись с трудами Ивана Ильина, вдохновленный ими, решил дерзнуть создать этот монумент. В скульптурной композиции отлита только голова, а весь памятник выкован автором. Памятник представляет философа, сидящего на скамье, на коленях его книга, а взгляд устремлен в сторону храма. И композиция, и техника, в которой монумент создан, дополняют те ощущения, которые у меня сложились.

На открытие памятника прибыл епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев), который вместе с протоиереем Александром Миняйло и Александром Прохановым и открыл памятник. После краткого молебна владыка Иннокентий обратился к собравшимся, отметив, что, «если не будет нравственного закона в нашей жизни. Никакие законы нам не помогут. Иван Ильин учит нас тому, что мы должны соединять философию с Православием». Владыка подчеркнул, что для него большая честь быть рядом с учеными, писателями, общественными деятелями, чувствовать свою сопричастность процессу возрождения Руси.

Отец Александр Миняйло отметил, что памятник должен напоминать нам, как нужно защищать Россию и напоминать, что наследие Ивана Ильина должно стать достоянием современной общественной мысли. Александр Проханов заметил в своем выступлении, что нынешнее время, несмотря на его мучительность, вселяет оптимизм, потому что он видит, как возникают молекулы русского возрождения, пробиваются его корни. Все наши попытки организационные, политические обречены на топтание на месте, если не проявится этот феномен русского возрождения. Он поблагодарил отца Александра Миняйло, который создал синтез рациональности и духовного мистицизма. Владимир Усманов подчеркнул, что установка памятника - это возрождение забытых имен: «При жизни Ивана Ильина никто не знал, но народ не обманешь». Владимир Крупин призвал издавать Ильина, чтобы таким образом глубже постигать наше прошлое.

На митинге довелось выступить и мне. Это свое ощущение соединения эпох, что символизируют открытие памятника и Ильинские чтения, я и выразил в своем кратком слове, подчеркнув символичность того, что Иван Ильин никогда не бывал в Екатеринбурге, но именно здесь открыт ему первый в России памятник. А Екатеринбург - это ведь город Царской Голгофы, таким образом, открытие памятника символизирует соединение эпох, соединение разных направлений русской жизни, и дай Бог, чтобы тенденция эта укреплялась.

Профессор Анатолий Ветошкин подчеркнул, что идея, объединяющая человека с Богом, выражена в этом памятнике, который должен стать уроком и назиданием нам. На кратком митинге выступил также двоюродный правнук Ивана Ильина Евгений Ильин, выразивший радость от того, что имеет возможность отдать долг памяти своему знаменитому предку. Профессор Сергей Гончаров, много сил отдавший изучению наследия Ивана Ильина, подчеркнул, что надо нам помнить завет Ильина: «Мы ученики не Запада, а Бога. Нам надо надеяться на Бога и не оставлять своих усилий». «Я служу России» - этот настрой Ивана Ильина должен быть воспринят нами.

После митинга в Уральском отделении ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие: епископ Иннокентий, протоиерей Александр Миняйло, А.А.Проханов, В.Н.Крупин, В.И.Большаков и автор этих строк. Материалы пресс-конференции выложены на сайте агентства.

Вел чтения и митинг екатеринбургский поэт и ученый, отставной полковник ВС Александр Кердан, который читал свои стихи. Одним из его очень точных и духоподъемных стихотворений мне хочется закончить свой отчет о пребывании в Екатеринбурге. Стихотворение Александра Кердана написано в 2012 году и называется «Новый день независимости»:

Говорят, что страна, та, которой давал я присягу,
Проиграла войну иноземцам, пролезшим во власть,
И пусть даже костьми я теперь за Отечество лягу,
Суждено нашей Вере и Русскому слову пропасть.

Я не верю беде, что с Россией в веках неразлучна,
Я не верю в судьбу, что готова Россию смести.
Да, я лягу костьми, как солдату, мне это - сподручно,
Чтобы русское слово и веру родную спасти.

Я такой - не один. Нас еще, как посмотришь, немало
На просторах родных, тех, кто Родину любит свою -
От вулканов Камчатки до сосен державных Урала -
Мы не раз русский Кремль возвращали в неравном бою.

Через смуты любые и злые улыбки соседей
Поднимались из грязи, хотя и не лезли в князья...
Столько крови и слез в каждой нашей священной победе,
Что не верить в Россию нам, просто, сегодня нельзя.

Восстановим страну и вернем нашей матери имя,
Даже, если не нам доведется увидеть итог...
Богородица нас покрывает крылами своими,
И для русского сердца открыт Ее светлый чертог.


Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

64. Ответ на 59., Писарь: Хорошо бы без крайностей

Человеку нужно и душевное иногда, как необходим кусок хлеба. По немощи иногда иссякает покаяние, чувство долга, и человек идет в храм только из любви к красоте, к красоте церковной службе, или потому что греют детские воспоминания как мать его приводила в церковь воскресным утром, или еще из какой душевной привязанности. Люди которые такой привязанности не имеют в тяжелые моменты охлаждения, часто, отпадают от церковной жизни вообще. И дальнейшее их поиски и развитие вне Церкви тоже духовным не назовешь. То же с чувством Родины. Всем нужен свой дом и "преданья старины". Редкие христиане принимали тяжелейший подвиг странничества. Навязывает его всем невозможно. Когда не находят домашнего тепла здесь, значит бегут подальше и там с энтузиазмом впитывают чужие предания - это как раз результат предписанного Вами исключительно молчаливого и безвидного "апофатического" чувства Родины. Так что, у "любующегося" Ильина есть своя правота. В этом смысле компромисс с ним неизбежен. Только компромисс возможен, если наш "коллективный Ильин" осознает, что хранить традиции - это не значит охранять состояние духовной расслабленности, оно может быть необходимым по немощи, но не может быть постоянным. И если у кого духовное горение вдруг случиться и идеал померещится, не надо бежать его тушить. А то, "коллективный Ильин" со всеми как с тяжко больными обращается: лежи, не двигайся, не думай, тебе вредно, и вообще, положено так - двадцать лет на печи лежать, молчать и разум сохранять чистым безвидным. И окно "с видом на горы" мы тебе занавесим, чтобы не разволновался невовремя. В итоге, от полного отсутствия перспектив и идеалов, больной перестает понимать зачем ему выздоровление. Такое сбережение редко кто вынесет, помрут или убегут.
Архивариус / 09.08.2012, 07:31

63. Re: Как соединить Ивана Ильина и Иосифа Сталина

СУДИТЬ КОММУНО-СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ… Столько шума устроили «несчастные девочки» своим бесовским поведением, в Храме Христа Спасителя, за что, естественно, должны быть осуждены и наказаны. Странно, что только православные возмутились развратными поступками «бунтовщиков - писяк», а евреи и масоны молчат, несмотря на то, что в ХХС много еврейских и масонских знаков и символов? Раз процесс пошёл, то нужно судить и наказывать коммуно - советскую власть, так как она почти что целый век убивала народ, богохульствовала и кощунствовала над святыми местами, в храмах и монастырях. Интересно, хватит ли духа и воли у власти и народа начать трибунал над Лениным, Троцким, Сталиным и другими ненавистниками рода человеческого, которые организовали духовный, национальный и державный геноцид, на территории шестой части белого света -Великая Россия?
/ 13.07.2012, 09:54

62. «Несовместимость коммунизма и христианства». Запись Даниила Сысоева 26 октября 2009:

Казалось очевидным, что невозможно после десятилетий кровавых гонений СССР на Церковь говорить о том, что по сути коммунизм и христианство очень близки. Однако нашлись "умники" которые стали это доказывать.  Тут надо вспомнить, что никто еще не отменил анафему на большевиков, наложенную на них св. патр. Тихоном. Они враги Бога, а тут считают, что добавь к СССР еще немного Бога и все будет ОК. Нет, так не выйдет Коммунизм и христианство несовместимы онтологически. Христианство ищет Царства небесного, а коммунизм строит царство земное. Христианство призывает к любви, а коммунизм - к ненависти. Христианство открыл Бог, а коммунизм изобрел дьявол. Не забывайте, что Маркс был сатанистом. (Как и Ленин и большинство коммунистических вождей). Невозможно понять СССР (как и Национал-социализм) если забыть, что руководство его был в прямом смысле одержимым демонической силой. Попытки объяснить победу красных над Россией необъяснимы без учета вмешательства злых духов, попущенных праведным Судом Бога. Православный христианин всегда в первую очередь исходит из заповедей Бога, и и интересов святой Церкви, а сторонники СССР исходят непонятно из чего. Вот отсюда и вопрос. Если целью государства является производство как можно большего количества оружия и попытка захвата всего мира, то СССР близко подходил к этому идеалу (вместе с империей Чингисхана и Гитлеровской Германий). А если речь пойдет о заповедях, то коммунизм всеми силами их пытался разрушить. Чтобы в этом убедиться не надо высоких познаний в богословии, достаточно сравнить принципы и практику СССР и хотя бы 10 заповедей (я уже не говорю про Евангелие). И гонения организованные коммунистами далеко превзошли даже гонения Диоклетиана. Так какой алогичностью (скажем мягко) надо обладать, чтобы пытаться скрестить дьявола и Бога, Христа и Сталина? Я уже не говорю, что и на уровне обычного здравого смысла СССР дал людям равенство в нищете. Если верить не лживой советской статистике, а своим глазам, то все продукты были в дефиците. Не хватало еды, одежды, жилья, машин, не хватало ничего кроме оружия. А зачем оно обычному человеку надо? Вот интересно, обрадовались бы Вы, если бы в качестве приватизации госсобственности Вам притащили бы элемент от атомной боеголовки? Вот лично кому нужна ядерная бомба ил личный танк (впрочем от него в московских пробках я бы не отказался :))? Все огромные силы советского народа были брошены на гонку вооружений, и в результате массы людей и на Земле ничего хорошего не получали, и после смерти в ад уходили навеки. Это чисто дьявольское издевательство! Прав, много раз прав Шафаревич, утверждавший, что социализм - есть проявление иррациональной тяги к уничтожению рода человеческого. А христианство - есть жизнь дарованная Христом, и жизнь с избытком. Вечная Жизнь несовместима с вечной смертью. Удивительное вечное неравенство в Царстве небесном не совместимо с декларируемым стремлением к всеобщему равенству в Царстве земном, в реальности оказывающимся равенством в расстрельной яме.
Косьма / 13.07.2012, 09:17

61. Ответ на 59., Писарь:

Ильин не видит разницы между духовным и душевным-в этом общая беда русской интеллигенции

Мной упомянуты две работы Ильина. Мне кажется, в них он довольно сдержан. Не в пример Бунину, которого Вы уверенно рекомендуете для чтения. Что касается остального наследия Ильина (его размышления о политике, госустройстве, праве), честно, не знаю как его приложить к нашей жизни. Беда части русской интеллигенции: не понимать ответственность за слова. В остальном - у всех по-разному.
Архивариус / 13.07.2012, 07:43

60. Дальше и глубже.

Давайте не мелочиться. Уж соединять, так соединять: Толстого с Ильфом и Петровым, Мумию Тутанхамона с мумией Ленина, дух Борджиа с Делом врачей, Тухлонь с Катынью, Рокоссовского с Роммелем, наш Краткий курс с их Майн кампфом. Дальшее и глубжее. В этом, кстати, весьма преуспела нынешняя власть, постоянно говорящая о усилении демократии и при этом постоянно закручивающая гайки. Это звучит примерно так - Мы в Бога не верим, но в церкву со свечкой заглядываем. Самое ужасное, когда с умным видом проговариваются очевидные глупости.
bagdanov_77 / 05.07.2012, 09:07

59. Ответ на 58., дед пенсионер :

О.Алексия - хочется поймать,подержать в руке естествоиспытателя, жаждущего познать совершенство природы и Премудрости Творца человека.

Познает только тот, кто любит. Любовь это есть "познание". А - поймать и "подержать в руке естествоиспытателя" - сродни "поматросить и бросить". Некоторые бывают даже так любопытны, что в своем естестоиспытательском раже разрезают живот и разглядывают внутренности. Я помню, нас в школе на уроках биологии учили этим заниматься. Но люди - не ужи и не лягушки. На это нет благословения. - по этому и не получается. Может, выйдете когда-нибудь из пенсионерского возраста - поймете. Помогай Бог.

58. 56.Архивариусу.

"написано с любовью и любованием". Ув.Архивариус. Позвольте с Вами не согласиться. Любовь и любование-разные вещи. Либо- с любовью,либо- с любованием. Любовь-категория духовная,любование-душевная(эстетическая). О том,что недопустимо смешивать,а тем более-подменять одно другим и крайне необходимо точно отделять одно от другого,-духовное от душевного,очень подробно пишет архиепископ Аверкий(Таушев). Любовь-"Чувство",любование-"чувственность". Любовь к Церкви,Родине и матери-Чувство. Чувство Сокровенное-глубокое проникновенное чувство,вневременное и независящее от "ипостаси"(здесь внешнего вида,объективных исторических или жизненных обстоятельств). Человек просто его, этого вида,никогда не замечает(об этом подробно пишет И.А.Бунин). Любовь-либо есть,либо-нет. Для "эстета"-эстетика есть критерий оценки-добра и зла. Дело преходящего художественного вкуса,где Православие,представления о Нем, лишь часть русской культуры,но не ее Источник. Здесь Человек,выступает Источником Всему-культуре в том числе. Выглядит "благолепно" с точки зрения эстетической-ммму...,нет-тьфу. Ильин пишет не с Любовью-но любованием,даже не Россией,но свомим собственными представлениями о ней,причем это вовсе не означает,что человек описывает заведомо ложное или ложно описывает. Мы говорим о сущности. Ильин не видит разницы между духовным и душевным-в этом общая беда русской интеллигенции,вне зависимости от политических взглядов. Но лезет в народные учителя. Вожди. "Ум,честь и совесть нации". Очень кстати примечательно,что никто иной,как Ильин,имел вполне твердое намерение- стать,не кем-нибудь,но ДУХОВНЫМ руководителем театра Станиславского. Что сказать? "Облако безводное ветром носимое". Больные,несчастные люди-всегда гонимые и неприкаянные. Есть-ли надежда на то,что когда-нибудь,до интеллигенции дойдет,почему такое с интеллигенцией происходит,почему,мягко говоря,ее не понимает и не принимает народ? Очень сомнительно. Впрочем,полагаю, дойдет,однако дойдет тогда, когда уже поздно будет-на Страшном Суде.
Писарь / 30.06.2012, 08:30

57. 57. свщ Алексий Бачурин : Ответ на 25., Адриан Роум :

О.Алексий - словно уж. И хочется поймать,подержать в руках,узнать,что за чудо такое природы. И вроде уже в руке естествоиспытателя,ищущего и жаждущего познать совершенство природы и Премудрости Творца человека - но успевает ускользнуть,мудрый. Чего только нет на белом свете.
дед пенсионер / 29.06.2012, 18:43

56. Ответ на 25., Адриан Роум :

Мы, русские, тем и отличаемся, что можем соединить несоединимое. !

Соединяет несоединимое - идеология, которая есть мутная вода для ловли глупых рыбок. В духовной области нет ничего общего между Правдой и неправдой, между Светом и тьмою. "Никогда, о, человек, спор между Истиной и ложью не решался компромиссом!" То, что Вы сказали о русском человеке - клевета на него. Как раз трагедия русской истории коренится в прекрасном, ценнейшем качестве русского человека: бескомпромиссности русской души. Если русский поверит в ложь, он не остановится до тех пор, пока не уничтожит вокруг себя все, напоминающее ему о Правде. "Петр Великий и Сталин им, видите ли, ПЛОХИЕ!" Вы передергиваете: плох ваш сын - хулиган и неслух и Вы с любовью вразумляете его ремнем по мягкому месту. Плох и бандюга, бросающийся из подворотни на Вашу семью - но его Вы, любя свою семью, вразумляете здоровой доской из забора по голове. Совсем не одинаковые вещи называете одним и тем же словом! И наше отношение к этому "плохому" далеко не одинаково. А Сталина - можете не сомневаться - мы "узнали" и оценили правильно, как не могли и не оценить Вашу кощунственную параллель между бандитом, разрушителем церквей, и Иисусом Христом. Оба они, видите ли, "не узнаны"! "Привлекательный образ" - это что-то из торговли галантерейными товарами, Родину надо ЛЮБИТЬ - с этим Вы, надеюсь, спорить не будете - но мать свою настоящие, достойные дети, любят и злую, и пьяную, и какую угодно - потому, что она МАТЬ - не дожидаясь, пока она подобреет и протрезвеет. Иначе сами они недостойны ни любви, ни жизни. А до "внешних", до "прогрессивного человечества" нам нет никакого дела: пусть думают, что хотят. Только при этом пьянство не надо считать трезвостью, а болезнь - здоровьем: это смертельно опасно. Лечиться нужно.

55. Ответ на 43., Писарь: Эмиграция очень разная, но выбрали Ильина?

Что предложил немцам Гитлер? Идею "национальной справедливости". Сущность этой идеи проста. Выгнать "жида" из банка и самим занять его место. Немцы согласились.Русские-нет и на такое грязное драть три шкуры с ближнего своего, русский человек,никогда не пойдет. Есть ближнего своего поедом,сколачивая капиталец на крови. Будет бездельничать- пить,куролесить,погибать во цвете лет,вообщем делать все что угодно,лишь-бы избавиться от "национального гения",(читай "русского экономического чуда"),где цена "чуду"- поедение " домов вдов и малых детей"...Русские люди пошли другим путем-уничтожили "саму контору" и "дух ея". За что люто ненавидимы-до сих пор. Вымели из горницы, демона,-в эмиграцию,но поскольку- "самочинно",т.е. без Бога,вне Бога и помимо Бога,-демон вернулся и притащил с собой семерых-еще более злобных. В целях вразумления.

Очень точно. Но многим обстоятельным серьезным людям это рассуждение покажется крайностью. Такой человек рассудит просто: пить, куролесить и погибать нехорошо. Работать, делать дело, обеспечивать себя и близких, строить храм и не забывать иногда посещать его - хорошо правильно. Остальные рассуждения о цене и пр. лишние и не в нашей воле... И закроет вопрос на этом для себя. Ильин принадлежал к числу именно тех людей, которые не чувствуют никакого особого противоречия и невозможности сосуществования "духа конторы" и Церкви, которую они несомненно искренне любят. Им благолепия храмов на фоне родного русского пейзажа достаточно. Cоединение сталинских методов устроения государственности именно с Ильиным - это очень знаковое явление. p.s. Собственно говоря, творчество Ильина вдохновляется этой любовью к благолепию, чинности и тишине, которую он видел в предреволюционной России. И соответственно - ненавистью ко всему, что случилось после. Лучшее и полезнейшее в его наследии - написанное с любовью и любованием: эссе о русской культуре и, местами, "Поющее сердце".
Архивариус / 29.06.2012, 04:47
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58