Одним из первых, кто откликнулся на призыв, стал управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 23 марта в своей резиденции в Новодевичьем монастыре Владыка принял председателя Фонда Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову и благословил проведение сбора средств в Московской епархии и в качестве почина внёс из личных средств 50.000 рублей. После окончания воскресной, 25-го марта, Божественной Литургии, на которой молилась О.Н.Куликовская-Романова, настоятель построенного в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича щелковского храма Святой Троицы и благочинный церквей округа протоиерей Андрей (Ковальчук) объявил прихожанам о сборе пожертвований на колокол. Сама Ольга Николаевна внесла в общую копилку часть суммы от продажи ее новой книги «Постижение России» на презентациях, состоявшихся в марте в магазине «Библио-Глобус» и Международном фонде Славянской письменности и культуры. Кроме того на этих встречах были собраны читательские пожертвования.
Ранним солнечным утром, 2-го апреля, Ольга Николаевна Куликовская-Романова вместе с наместником Новоспасского монастыря епископом Воскресенским Саввой (Михеевым) отправились в Тутаев (Романов-Борисоглебск), Ярославской области, где на местном колокольном заводе решено отливать «Царский благовестник». Издревле ярославская земля славилась колокольных дел мастерами, трудившимися на заводах Оловянишниковых, Мартыновых, Чарышниковых. После революции «атеистические штурмовики» уничтожили не только производство, но и колокольные ансамбли, включая уникальные тяжелые и сверхтяжелые Ярославские колокола. Казалось бы, погромщики навсегда искоренили древнюю традицию. Но в конце прошлого века из Ижевска в Тутаев, раскинувшийся по обоим берегам Волги, перебралось большое семейство Шуваловых и поселилось в доме напротив знаменитого Воскресенского собора - только реку перейти. Уникальный храм XVII века сохранил свою главную святыню - огромную икону Спасителя, с которой совершается крестный ход. Колокола же уберечь не смогли - нечем стало сзывать народ «во дни торжеств и бед народных». Тогдашний настоятель собора о. Николай Лихоманов, ныне епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, благословил братьев, имевших в своем роду уральцев-литейщиков, на создание колокольного производства. Духовно поддержал новое дело знаменитый в православном народе подвизавшийся тогда в Тутаеве архимандрит Павел (Груздев).
После долгих трудов и искушений братья Шуваловы возродили старые колокольные традиции, основанные на ручном труде и природных материалах, что придает их колоколам неповторимое сладкоголосое звучание. Такого колокольного звона не могут добиться мастера Воронежа, Москвы и Урала, использующие современные технологии. Начав с небольших колоколов, братья Шуваловы постепенно расширяли производство и совершенствовали приемы отливки, что позволило освоить изготовление огромных многотонных благовестов. Сегодня звон шуваловских колоколов разносится не только над Романовым-Борисоглебском (Тутаевым), но и над Москвой, Санкт-Петербургом, Владимиром, Костромой, Суздалем, Брянском, Сочи, Ярославлем, над землями самостийной Украины и суверенного Казахстана. Вот почему выбор владыки Саввы и О.Н.Куликовской-Романовой пал именно на колокольный завод, возглавляемый Николаем Александровичем Шуваловым. Сам хозяин встретил высоких гостей. Затем к нему присоединился глава Тутаевского района С.А.Левашов. Они рассказали о ситуации в районе, положении на заводе. Гости и хозяева прошли по цехам и наглядно познакомились с процессом изготовления колоколов, а затем в кабинете у директора был подписан договор на отливку «Царского благовестника». Теперь надо изыскивать средства, которые можно переводить поэтапно, с чем согласились обе стороны.
Дальнейший путь О.Н.Куликовской-Романовой и владыки Саввы лежал на другой берег Волги - к Воскресенскому собору. Переходя главную русскую реку по весеннему льду, Ольга Николаевна пошутила, что ее отец был участником Ледяного похода через промерзшие задонские степи, а она - «ледяного перехода» через Волгу. На другом берегу высоких гостей и сопровождавших их лиц встретил епископ Рыбинский Вениамин (Лихоманов) и проводил в Воскресенский собор, где все поклонились главным святыням - древней, XV-го века, иконе Всемилостивого Спаса (и по традиции проползли под ней на коленях) и образу святителя Николая на рези (очень редкая полубарельефная резная икона), а затем осмотрели небольшой храмовый музей с его главной реликвией - синодиком XVII-го века с позднейшими дополнениями. Напоив напоследок чаем, владыка Вениамин благословил гостей на обратную дорогу.
Проезжая через Ярославль, председатель Фонда О.Н.Куликовская-Романова и епископ Савва специально остановились возле звонницы Успенского собора, расположенной на земле. Главный в колокольном ансамбле - 16-тонный благовест, изготовленный на шуваловском заводе. Аналогичный колокол будет отлит и к 400-летию Дома Романовых для Новоспасского монастыря. Звонарь долго с усилием раскачивал «язык», прежде чем раздался удар, и густой красивый звук поплыл над Волгой, над мокрыми улицами Ярославля, над еще заснеженными полями... Этот ни с чем не сравнимый русский колокольный звон еще долго стоял в ушах, пока машина неслась к первопрестольной. И верилось, что державную мелодию «Царского благовестника» обязательно услышит Москва.
Андрей Хвалин, писатель
1. Да будет он Благовестить о Воскресении Царства Русского!