«Припоминаю, как один высокопоставленный священнослужитель в полемике с нашей комиссией тогда сказал: "Не так уж важно, как он погиб! Необходим православный символ для наших Вооруженных сил!". Такая постановка вопроса категорически недопустима, - заявил о.Георгий Митрофанов. - Бог говорит с человеком через историю, поэтому воспроизвести историческую картину такой, какая она была, - значит увидеть то, чему Бог благословил или попустил произойти в этом мире. Если мы начнем историческую реальность подменять мифами, пусть даже с благими православными намерениями, то рискуем потерять чувство исторической реальности. А это прямой путь к духовной прелести, к духовной, государственной, культурной дезориентации. Ложью нельзя утверждать истину. Твердость и принципиальность Синодальной комиссии приходится проявлять часто. В противном случае мы имели бы сейчас в святых Сталина, Распутина, Жукова, Ивана Грозного...»
Прокомментировать позицию о.Георгия Митрофанова мы попросили известного писателя, автора нескольких книг о воине Евгении Родионове, Николая Коняева.
«В комиссии с этим вопросом действительно давно определились - ее секретарь уже делал заявления о невозможности канонизации Евгения Родионова в данный момент. Но я считаю, что к этому вопросу надо подходить разумно. Все соображения насчет того, что у нас недостаточно сведений о кончине Евгения Родионова, мягко говоря, надуманы. Есть свидетельства о том, как он был убит. Есть его тело с отрезанной головой, есть крестик, который был зажат в его руке. Эти факты общеизвестны, и никто их не опровергает. Другое дело, что действительно, кинохроники, запечатлевшей последние минуты жизни солдата, не было. Не было составлено актов, которые можно принять как документы. Но как-то странно требовать для канонизации такие акты и кинохронику.
Хайхароев был больше похож на откровенного бандита, торговавшего людьми, чем даже на так называемых, "полевых командиров", боровшихся за "независимость Ичкерии". То, что Хайхароев - бандит, подтверждают и чеченские источники. И ждать, что он будет оставлять после своих преступлений какие-то свидетельства, по-моему, просто глупо. Ну и какие бы документы хотели получить члены комиссии? Их же просто не может быть! Есть свидетельства того же Хайхароева, что он убивал Евгения, который проявил несговорчивость. Он говорил это при свидетелях. Так что свидетельства есть. Достаточны они или нет - это вопрос второй, но то, что с такими свидетельствами очень много людей было канонизировано Русской Церковью - это совершенно очевидно.
Например, нет никаких документов о том, как умер князь Михаил Тверской. Никто не составлял никаких протоколов о том, что он делал в последние минуты своей жизни. Есть только предания и свидетельства людей. Но, тем не менее, никто не сомневается в его святости. Так что мне кажется, что приводимые аргументы не вполне разумны. И тем более не разумно переводить разговор о канонизации Евгения Родионова в окончательную формулировку, как окончательное решение.
Я думаю, что надо подойти к этому делу иначе. Мы знаем, что происходят многочисленные чудеса по молитвам к этому человеку, перед его иконами, которые уже написаны. Сейчас, может, говорить о прославлении пока и несколько преждевременно, не наступила полнота времен, которая необходима для того, чтобы было осознано нами, что Евгений принадлежит к Небесной Церкви. Значит надо ждать. Мы знаем очень много аналогичных случаев. Это и Серафим Саровский, и Иоанн Кронштадтский, и Ксения Петербургская, которые были канонизированы много позже времени их почитания. Поэтому, как мне кажется, ни в коем случае нельзя говорить, что Евгений Родионов не будет канонизирован.
Пока же многие православные христиане обращаются к нему, потому что он воплощает в себе судьбы тех тысяч мальчиков, которые были посланы на войну, затеянную режимом Ельцина, и которые там погибли. Отношение к воину Евгению отчасти определяется той несправедливостью, которая была совершена всем нашим обществом по отношению к этим мальчикам, безвинно погибшим.
Вопрос о канонизации Евгения Родионова еще будет решаться, и будет обязательно решен, когда придет время, когда всем будет ясно, что он прославлен Богом. Святых редко встречали с объятиями, они претерпевали гонения не только при жизни, но часто и после кончины. А со временем, Бог поругаем не бывает, и Его святые становятся явными, когда приходит время».
4. Re: Канонизация воина Евгения Родионова неизбежна
3. свяый мучениче исповедниче воине Евгение, моли Бога нас!
2. Re: Канонизация воина Евгения Родионова неизбежна
1. Благодарность