Вскоре после смерти Светланы Федоровны, известной многим в стране как супруга председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева, писатель Николай Дорошенко признался в газете «Слово»: «У меня бы сломался язык, если б я по новой моде попробовал назвать Светлану Федоровну «первой леди» Союза писателей России. Столь чистосердечно и просто она сохраняла своею женской сутью в разноликом писательском сообществе наш русский общинный дух, наше родное русское мироздание».
Она была редкостным созданием Творца, щедро одарившего ее умом, волею и силой убеждения, облагороженными скромностью, женской хрупкостью, нежностью, легкостью, веселой ласковостью доброго сердца, распахнутостью души людским радостям и скорбям, искреннейшей любовью и заботой обо всех – от простых провинциалов до Предстоятеля Русской Православной Церкви - и неповторимыми обаянием и красотой.
Венчалась же сокровищница дарованных Светлане Федоровне талантов адамантом веры. Верность Творцу Светлана пронесла от младенчества-детства рядом с матерью Анастасией Алексеевной, воспитавшей троих детей без помощи мужа Федора (простого стропальщика николаевского судостроительного завода, арестованного в горьком 1937-м - в год рождения дочери), - через испытание атеизмом советских лет, высоким общественным положением любимого мужа, многолетним преподаванием в Высшей комсомольской школе на кафедре педагогики до, наконец, возрождения церковной жизни в России. К вере и крещению в восьмидесятых годах ХХ века привела она и Валерия Николаевича. Вместе с ним на рубеже двух веков она подошла к осознанию святости победоносного адмирала Федора Ушакова, над исследованием жизни и деяний которого Ганичев трудился в течение тридцати лет в архивах Москвы, Ленинграда и греческого острова Корфу, от книги к книге все глубже проникая в глубинную суть души праведного воина…
А распахнутой души Светланы Федоровны хватало на всех. Посол Словакии в России Йозеф Мигаш год до сих пор помнит, как в начале восьмидесятых годов экзамены в ВКШ у него принимала эти дивная женщина. Ее ученики работают во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки. Хочется надеяться, что они так же, как ее русские воспитанники, помнят выкристаллизованные ею наставления:
- живите творчески;
- пытайтесь хоть что-то сделать для будущего;
- создавайте добро, защищайте его и делитесь им.
Преподаватель кафедры педагогики ВКШ Элика Малдинова, вспоминая, насколько искренне, тепло и самозабвенно относилась Светлана Федоровна к детям и молодежи, с благодарностью добавляет: «А для нас она открыла духовный мир: познакомила с искусством Павла Корина, влюбила нас в Пришвина…». Многие, очень многие ее ученики признаются: «Она поворачивала нас лицом к горнему».
В беспокойные, пламенные - в переносном и страшно буквальном смысле - пламенные девяностые годы эта светлая женщина была вдохновительницей (часто) и участницей (как правило, всегда) духовно значимых для страны, а порой поистине бесстрашных деяний своего мужа и всего Союза писателей России, вроде исторического Пленума СПР в Чечне или, позже, Пленума на колесах по Транссибирской магистрали.
Как сказал после отпевания Светланы Федоровны близко знавший ее и любивший Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, «она принимала живое участие во многих значимых событиях, особенно в трудные 90-е годы, во всем поддерживая своего супруга Валерия Николаевича, внося очень важную духовную религиозную струю, в том числе в решение тех насущных проблем, которые волновали тогда нашу страну».
Для развития же русской литературы, как заметил доктор исторических наук профессор философского факультета МГУ писатель Сергей Перевезенцев, «Светлана Федоровна сделала, наверное, побольше любого писателя: читала все и советовала мужу - вот на это обрати внимание».
Поразительно, как она все успевала и умела: угощать дружную семью российских писателей (ну, не все, конечно, семь с половиной тысяч, - но до нескольких сотен доходило) вкуснейшими пирожками; содержать дом в идеальном порядке и изяществе; звонить на другой край страны заболевшему «работнику пера» или мчаться в Москве на помощь ближнему, попавшему в трудные обстоятельства; вытаскивать на концерты и выставки непременно всех, кого можно; перекладывать крепкие боровички в корзинки спутников, которым «они нужнее»; писать сотни записок о здравии/упокоении» помнить невероятное количество дней рождения, памятных дат самых разных людей…
Марина Валериевна Ганичева, главный редактор журнала «О, Русская Земля!» и заместитель главного редактора «Роман-журнала XXI век», вспоминает: «Мама часто удивлялась нам - Как же ты не помнишь?»
Память самой Светланы Федоровны была исключительной. Один из великих Глинских старцев прошлого столетия, духовник (в течение 25 лет) преподавателей и студентов Московской духовной академии магистр богословия схиархимандрит Иоанн (Маслов) говорил своим духовным чадам: «Память засоряется от грехов…»
25 января прошлого года среди множества собравшихся в Союзе писателей России на годовщину со дня смерти Светланы Федоровны кто-то признался, что для него эта женщина - «эталон нравственности. Человек, который сумел в трудном ХХ веке сохранить безупречность морали».
А два года назад после отпевания рабы Божией Фотинии в храме святителя Филиппа, митрополита Московского, что в Мещанской слободе, писатель Валентин Распутин со слезами на глазах сказал корреспонденту «Русской народной линии»: «Она никогда не превозносилась, но от нее много зависело. Она никогда ни о ком не забывала. Светлана Федоровна была действительно очень добрым человеком. Лишь посмотришь на нее, улыбка появляется и поднимается настроение. Даже когда она в сию минуту не смотрела на тебя, ты, видя ее, все равно чувствовал, что согрет этой добротой».
О том же говорилось и в слове писателей России «На блаженную кончину Светланы Федоровны Ганичевой»: «Она с раннего детства решила для себя, что любовь к людям важнее всех наук. Всем сердцем и душой она принимала в себя боль за Россию и наш народ. Она незаметно, исподволь много делала для духовного просвещения Отечества, многим помогала и многих научала, всегда прощала и всех любила».
Каждый, с кем хоть однажды соприкоснулась эта светлая душа, с радостью готов рассказывать о ее красоте. Среди многих, кто делился этой радостью со знакомыми или незнакомыми людьми в прошлый Татьянин день, кратко и емко выразила суть этой избранной Божией души монахиня Юдифь (Стриженова, свекровь красавицы-актрисы Екатерины Стриженовой, с детства близкой семье Ганичевых): «Я считала, что Светлана Федоровна больше всех любит меня. А послушала всех и поняла, что Светлана Федоровна - всех любила больше всех».
Но саму ее больше всех любили, конечно, муж, дочь и внучка. Для Валерия Николаевича - Светлана Федоровна была больше чем половинкой: ею была пронизана вся его жизнь. Потому-то так боялись писатели за своего главу после смерти его супруги. Но, слава Богу, выжили и Валерий Николаевич, и Марина (внезапно потерявшая в том же году любимого мужа) и семья внучки Насти с правнучкой Ульяной. Выжили, как сказала Марина, благодаря поддержке людей, знавших и любивших их Светочку. На самом деле это мамина любовь осталась жить на земле, вернувшись к близким реальным воплощением в словах и делах тех, в кого были заронены частички ее добра.
И сама Светлана Федоровна, это признают все, незримо присутствует во всех земных делах семьи, писателей, сотрудников отделений Всемирного Русского Народного Собора. Что бы ни происходило - поездка в Санаксары к святому праведному воину Феодору Ушакову, популярный киноклуб Союза писателей, Международный литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!», вручение премии «Имперская культура» (только что присужденной Союзом писателей России президенту Сирии Башару Асаду «за стойкость в противостоянии гегемонии Запада»), заседания Всемирного Русского Народного Собора - у всех невольно вырывается: «Вот бы наша Светочка порадовалась!», «Как была бы довольна Светлана Федоровна, что мы продолжаем это делать!..»
У рабы Божией Фотинии - сильные небесные покровители. Родилась она 21июня - в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата. Это в его честь был назван будущий святой праведный воин российский адмирал Феодор Ушаков (прославлением которого наша страна обязана во многом - кроме Господа Вседержителя - Валерию Николаевичу Ганичеву). А призвал к Себе Господь щедро облагодатствованную Им рабу 25 января - в день святой мученицы Татианы. В нашей стране, известно, этот праздник очень любим молодежью. Всегда любима и окружена молодежью и воистину молода, пламенна и ревностна душой была и Светлана Федоровна Ганичева.
Теперь ее душа – в благой вечности. В вечности же и ее праздник - в день святой мученицы Татианы!
Галина Васина, специально для «Русской народной линии»
1. Земля пухом Вам, глубокоуважаемая Светлана Федоровна.