itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В Москве прошел молебен о сохранении старого канонического церковного календаря

Молебен совершил игумен Кирилл (Сахаров)

Новости Москвы 
0
767
Время на чтение 6 минут

Молебен по старому обряду о сохранении старого канонического церковного календаря прошел 28 декабря в день памяти святителя Илариона, архиепископа Верейского, в Москве, в соборе Сретения Владимирской иконы Богородицы Сретенского мужского монастыря. Совершил молебен игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, сообщает пресс-служба общины церкви свт. Николы на Берсеневке.

Помимо членов общины Никольской церкви на молебне присутствовало несколько десятков паломников, пришедших поклониться мощам Святителя - ближайшего сподвижника Святейшего Патриарха Тихона, ревностного борца с обновленческим расколом, выдающегося богослова и проповедника. В конце молебна прозвучали специальные прошения о помощи «всем ревнующим о сохранении канонического церковного календаря». Вопрос о церковном календаре не является вопросом чисто техническим, он имеет принципиальное значение. Наш известный церковный историк В.В.Болотов на заседании Русского астрономического общества в 1899 году говорил: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) называл юлианский календарь «надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром «инославных». Профессор Н.Н.Глубоковский считал, что новый стиль в астрономическом отношении нисколько не совершеннее старого и не имеет никаких преимуществ по сравнению с ним.

В самом деле, Юлианский календарь используется в Церкви, в исторической хронологии и в астрономии - там, где требуются точные математические расчёты. День Святой Пасхи по григорианской пасхалии пришлось бы совершать вопреки апостольским и соборным правилам и древней церковной практике - до иудейской Пасхи или в один день с ней. Так, например, только за одно столетие (1851-1950 гг.) иудейская Пасха пятнадцать раз предваряла Пасху западных христиан. Кстати, древняя общецерковная практика относительно церковного календаря равносильна канонам. Календарь понимался не просто как орудие для измерения времени, но как нечто, организующее время и определяющее пульс космической, исторической и биологической жизни. Календарь является хранителем коллективной памяти народов, его культуры, организатором его соборного сознания. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой.

Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ (например, Франция 1793 и 1871 гг. и др.). Наш современник, известный православный богослов архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «Замена Юлианского календаря другим, рационализированным календарём, похожа на замену храмовой иконы портретной живописью». Поместный собор 1917-1918 годов подтвердил Юлианский календарь. О едином календаре для празднования великих христианских праздников говорилось в послании к христианам всего мира Константинопольского Патриархата в 1920 году. В 1923 году эта Поместная Церковь, которую возглавлял тогда патриарх Мелетий (известны данные о его членстве в масонской ложе), первой перешла на новый стиль. В Константинополе тогда прошел не Собор и даже не Синод, а состоялось так называемое Всеправославное Совещание... из девяти человек. В работе этого совещания не участвовали представители самой большой Православной Церкви - Русской, как и ряда других Православных Церквей. Изгнанный из Константинополя Мелетий сомнительными методами смог добиться избрания на Александрийский престол. В Александрийском Патриархате так же был введен новый стиль. Известно, что Мелетий поддерживал наших обновленцев и стремился занять Иерусалимский престол. Это ему, однако, сделать не удалось. В 1935 году он умирает от страшной, мучительной болезни. Говорят, что он лишился рассудка и через шесть дней испустил дух, скрежеща зубами и ломая себе руки. В предсмертной агонии он стенал: «Я мучаюсь потому, что разделил Церковь!» О раскаянии его ничего неизвестно. А вот протеже Мелетия на кафедру Афинских архиепископов Хризостом - виновник перехода Греческой Церкви на новый стиль, раскаялся, но дело было уже сделано.

Наш Патриарх Тихон был введен в заблуждение в том, что якобы все Восточные Поместные Церкви перешли на новый календарь и новую пасхалию. Патриарх издал Постановление о переходе на новый стиль. Во многом это было им сделано под давлением большевиков во главе с Е.А.Тучковым. Патриарху обещали ослабить гонения на верующих, помиловать приговоренных к расстрелу и отправленных на каторжные работы священнослужителей. Надо ли говорить, что это не было исполнено? Известно, что в то же время Патриарх Тихон тайно рассылал по епархии письма, в которых призывал епископов на местах строго держаться Юлианского календаря. В октябре 1923 года из-за сильных волнений среди верующих, которые перестали посещать службы по новому стилю, Патриарх распорядился Постановление о переходе на новый стиль «временно отложить». Тогда власти опечатали патриаршую канцелярию и расклеили по улицам столицы экземпляры отмененного Постановления. Ближайший помощник Патриарха архиепископ Иларион (Троицкий) был арестован и сослан на Соловки. Впоследствии Патриарх Тихон говорил, что хотя Юлианский календарь «и не догмат Церкви, но отказ от него является серьезным нарушением всего церковного строя. Практически это непослушание Священному Преданию Церкви, что канонически недопустимо».

Русская Зарубежная Церковь на трёх своих Соборах, проходивших в 1920-е годы, отрицательно отнеслась к введению нового стиля. Резкая критика нового стиля звучала на Всеправославном Совещании в Москве в 1948 году. На этом совещании о церковном календаре было сказано, что это «вопрос веры, и весьма наиважнейший». Наш богослужебный Устав - Типикон - плод молитвенных трудов многих подвижников благочестия. Его можно соблюсти нерушимым только при Юлианском церковном календаре и Александрийской Пасхалии. Сам же церковный календарь можно смело назвать иконой времени.

Немаловажным фактором, подтверждающим истинность и значимость Юлианского календаря, являются чудеса. В Греции парламент после долгого давления со стороны Запада в январе 1925 года решил ввести в Греческой Церкви новый стиль. Все епископы тогда и большинство священников, не убоявшись анафем трёх Поместных соборов 1573, 1756 и 1848 годов, перешли на новый стиль. Большинство монашества и множество народа не приняли этой реформы. Тюрьмы не могли вместить всех старостильников.

В день Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1925 года по старому стилю в небесах над Афинами было знамение. В этот день около четырёх тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви св. ап. Иоанна Богослова. Высоко на востоке воссиял огромный белый восьмиконечный крест. Величиною крест был в несколько сот метров, и из его середины, как луч прожектора, упал сноп света на церковь и народ окрест её. Вид был величественный. К этому времени подошёл отряд полиции, который должен был арестовать священника. Полицейские, увидевшие крест на небесах, вместе с народом упали на колени. Раздались крики и плач: «Господи, помилуй!». Трое полицейских вскоре сняли униформу и стали монахами, остальные - старостильниками. Но не только собравшиеся у церкви видели это знамение, крест был виден со всех сторон Афин. На центральной площади города останавливались трамваи, народ выходил и с криками показывал на небо. В окнах и на крышах домов стояли люди и падали на колени перед Крестом Господним.

Чудесное схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме ярко свидетельствует об истинности старого календаря. Упомянем ещё о четырёх чудесных обстоятельствах. Ежегодно в праздник Преображения Господня по старому календарю на горе Фавор над православным храмом, в котором совершается ночное всенощное бдение, появляется облако, обильно источающее росу. И это там, где всё лето стоит сильная жара без капли дождя, без единого облачка на небе!

На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы расцветает верба. Так было, например, в 1992 году в Подмосковье. Теперь уже бывший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов в своей проповеди на праздник Введения рассказывал об этом чуде. И вот во время проповеди сотрудница храма поднесла ему только что распустившуюся веточку вербы...

В ночь Рождества Христова небо яснеет, появляются звёзды, происходит потепление. А ведь перед этим, как правило, бывают морозные дни, иногда со снегом, метелью, с ледяным ветром. Наконец вода, освящаемая на Богоявление по старому календарю, не портится.

Итак, старый календарный стиль - это «неписаное предание», а его, по слову святителя Василия Великого, следует держаться. Целесообразно перейти России на старый календарный стиль и в гражданской жизни. Так ли уж это нереально? И для Запада это в принципе возможно. В настоящее время здесь наблюдается возврат к иконе, забытой на протяжении многих веков. Почему не предположить, что не произойдет возврата и к иконе времени - Юлианскому церковному календарю? Известно завещание Патриарха Пимена, первым пунктом в котором значилось: «Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому она преемственно молилась в течение тысячелетия Русская Церковь». Синод во главе с Патриархом Алексием ll в феврале 1997 года, после известного инцидента в Свято-Иоанновском монастыре на Карповке, в своем Определении заявил: «Вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит». То же самое Патриарх Алексий II писал в своем ответе на Обращение Союза Православных братств в начале 1990-х годов.

В последние годы в связи с подготовкой Всеправославного Собора усилились опасения относительно возможности перехода на новый календарный стиль, что не может не вызывать тревогу, в связи с чем и был совершен молебен.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25