«Нам не дано предугадать, - как наше слово отзовётся»... А иногда - очень даже дано. Стоит только главе Синодального отдела по связям с общественностью озвучить очередную, казалось бы, вполне безобидную церковную (или свою личную?) инициативу, реакция «общественности» следует незамедлительно. Например, на форуме одной известной либеральной радиостанции, где комментарии на церковную тематику располагаются исключительно в диапазоне от «после таких заявлений из РПЦ уйдут последние здравомыслящие люди» до «дождётесь, козлобородые, нового "дедушку Ленина"»... Весьма показательно, если учесть, что Церковь и так называемая демократическая общественность вот уже двадцать лет движутся в направлениях друг другу прямо противоположных.
Между тем, глава другого Синодального отдела - информационного, подчёркивает, что новые церковные инициативы вызывают широкую общественную дискуссию. И с этим трудно не согласиться, особенно если понимать под дискуссией тычки и пинки, сыплющиеся и «справа» и «слева». С одной стороны, пугают реформаторским Всеправославным Совещанием (отнюдь не безобидным, по мнению значительной части православных верующих); с другой - клерикализацией всей страны. Хотя какая уж тут клерикализация... В той же системе образования после десятка лет бесплодных переговоров договорились таки до чего-то совсем экзотического - окончательного смешения вер и религий во славу плюрализма и толерантности, когда в учебниках свидетельство об Истине на равных правах - через запятую - соседствует с самыми дремучими домыслами и заблуждениями. В общем и целом, - за всё хорошее и против всего плохого. Так что, если клерикализм - «политическое направление, свидетельствующее об усилении роли религиозного начала», то в нашем конкретном случае по логике вещей - экуменистического начала религии будущего.
Впору бы призадуматься... Как говаривал канцлер Александр Михайлович Горчаков после поражения в Крымской войне - «Россия сосредотачивается». И теперь бы не помешало... Чтобы понять хотя бы, - стоит ли удивляться, когда из уст одного и того же человека проистекают сентенции и о том, что в последние два десятилетия в России духовное возрождение и церковный расцвет состоялись; и о том, что стала она хуже всех, ибо по количеству абортов, наркоманов и самоубийств мы впереди планеты всей.
Правда и то, и другое. Как правда, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12: 25). И как в одной отдельно взятой голове мысли, движущиеся в разных взаимоисключающих направлениях, приводят, в конце концов, к болезни, к шизофрении, так и в человеческих сообществах явления сходного характера - к конфликтам, расколам, революциям, в зависимости от того, что из себя эти сообщества представляют. Вряд ли противоречия эти легко разрешаются (если вообще разрешаются) деятельностью исключительно внешней. И поэтому ответ Патриарха Кирилла на вопрос «чего больше всего не хватает современной Церкви?», - представляется в этом смысле особенно актуальным. «Подвижников не хватает...» Подвижников, надо полагать, в традиционном понимании. Не только экстравертов, бойко разбрасывающихся словами, но и интровертов, прежде всего, людей, кропотливо формирующих свой внутренний мир, - святых, износящих из него вечные евангельские истины.
Критики Церкви святость в ней ненавидят, или попросту не видят, предпочитая не признавать. Как, например писатель Дмитрий Быков, вновь попытавшийся обличить Церковь с позиций, по-видимому, содержательных. Ратуя за какое-то не вполне понятное абстрактное, по его мнению - свободное - христианство, он аргументирует свою позицию и тем, в том числе, будто в Евангелии нигде не сказано, что следует поститься и причащаться... Однако, к слову... Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 3); и о учениках Своих сказал, - придут дни, когда отнимется у них Жених и тогда будут поститься (Мф. 9: 15); главное же - если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни (Ин. 6: 53).
В принципе, спорить о Жизни с теми, кто иметь её не желает - дело абсолютно бессмысленное. И Христос не устраивал дискуссий с ненавидевшими Его книжниками и фарисеями. Он либо молчал, либо обличал их, свидетельствуя об Истине пред теми, кто готов был её воспринять. Равно и христианские мученики - свидетели, в дословном переводе с греческого. Интеллектуализм же, о дефиците которого сокрушается Дмитрий Быков, хоть и дело само по себе замечательное, но для спасения - отнюдь не главное, иногда ему способствующее, а растворённое в самодовольстве и самолюбовании - активно препятствующее. Славлю Тебя Отче, Господи Неба и Земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам! (Мф. 11: 25).
Также свобода в Церкви и свобода в секулярном мире - понятия разноплановые. Для Церкви - это свобода от греха; для мира - от уз, грех удерживающих, интеллигентская «фига» в кармане, перманентная революционность, притом, что дьявол всегда был и остаётся первым и главным революционером. Ибо всё, что мире (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2: 16).
Попытки приспособиться к миру, разговаривать с ним на его, а не на своём языке, порождают пошлость невообразимую, то, что уже называют «православным гламуром» - причудливое явление с колоритным лицом актёра и священника. Иногда и вовсе - влекут к потере лица, как это было на радиостанции «Комсомольская правда», на многочисленных телевизионных ток-шоу, где человек в рясе выставляется исключительно как «груша» для словесного битья, объект для упражнения в хамстве и двусмысленном острословии.
И снова возникает вопрос - «зачем?». Зачем стремление «быть с эллином как эллин, с иудеем как иудей» доводить до уподобления их сущности? Ведь и в самые благоприятные для христианства времена консенсус между Церковью и обществом был вещью довольно зыбкой. Что уж говорить про наши, когда возможности определиться - кому куда - налево или направо, было более чем достаточно. Теперь, когда выбор этот просматривается всё более явно, не лучше ли оставаться самим собой?
Игумен Даниил (Гридченко), специально для «Русской народной линии»
12. На № 5
11. А. Роуму
10. Ответ на undefined, undefined
9. А сапоги тачать сапожник..
8. Как мы реагируем
7. Re: Кому - направо, кому - налево
6. Архи актуально и важно
5. Петрович
4. Re: Кому - направо, кому - налево
3. Кому - направо, кому - налево