Кому - направо, кому - налево

Игумен Даниил (Гридченко) о попытках представителей Церкви общаться на равных с безбожниками и клеветниками

0
1399
Время на чтение 5 минут
Разумеется, что и дилемма самого глобального свойства - «быть или не быть?» и недоумение преимущественно русское - «что делать?» вне ответа на вопрос, указывающий на основополагающую цель предполагаемого действия, - «а зачем?», естественным образом теряют смысл своего существования. Говорят, что иногда цель оправдывает средства. А что тогда, когда цели размыты, и задачи не сформулированы? К чему «ужимки и прыжки», имитация активной деятельности, коль скоро она не приводит к определённому и разумному результату? Вопрос - «зачем?» возникает постоянно и благо, а часто - беда, поводов для его возникновения современная действительность, в том числе и церковная, предоставляет более чем достаточно. Так, кажется, он был единственно разумным на недавнем прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда», где известный миссионер о. Андрей Кураев подрался (или чуть было не подрался) с каким-то крайне неприятным типом. Задала его женщина, дозвонившаяся на передачу, - «отец Андрей, зачем Вы вообще в этот крысятник пришли?».

«Нам не дано предугадать, - как наше слово отзовётся»... А иногда - очень даже дано. Стоит только главе Синодального отдела по связям с общественностью озвучить очередную, казалось бы, вполне безобидную церковную (или свою личную?) инициативу, реакция «общественности» следует незамедлительно. Например, на форуме одной известной либеральной радиостанции, где комментарии на церковную тематику располагаются исключительно в диапазоне от «после таких заявлений из РПЦ уйдут последние здравомыслящие люди» до «дождётесь, козлобородые, нового "дедушку Ленина"»... Весьма показательно, если учесть, что Церковь и так называемая демократическая общественность вот уже двадцать лет движутся в направлениях друг другу прямо противоположных.

Между тем, глава другого Синодального отдела - информационного, подчёркивает, что новые церковные инициативы вызывают широкую общественную дискуссию. И с этим трудно не согласиться, особенно если понимать под дискуссией тычки и пинки, сыплющиеся и «справа» и «слева». С одной стороны, пугают реформаторским Всеправославным Совещанием (отнюдь не безобидным, по мнению значительной части православных верующих); с другой - клерикализацией всей страны. Хотя какая уж тут клерикализация... В той же системе образования после десятка лет бесплодных переговоров договорились таки до чего-то совсем экзотического - окончательного смешения вер и религий во славу плюрализма и толерантности, когда в учебниках свидетельство об Истине на равных правах - через запятую - соседствует с самыми дремучими домыслами и заблуждениями. В общем и целом, - за всё хорошее и против всего плохого. Так что, если клерикализм - «политическое направление, свидетельствующее об усилении роли религиозного начала», то в нашем конкретном случае по логике вещей - экуменистического начала религии будущего.

Впору бы призадуматься... Как говаривал канцлер Александр Михайлович Горчаков после поражения в Крымской войне - «Россия сосредотачивается». И теперь бы не помешало... Чтобы понять хотя бы, - стоит ли удивляться, когда из уст одного и того же человека проистекают сентенции и о том, что в последние два десятилетия в России духовное возрождение и церковный расцвет состоялись; и о том, что стала она хуже всех, ибо по количеству абортов, наркоманов и самоубийств мы впереди планеты всей.

Правда и то, и другое. Как правда, что всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12: 25). И как в одной отдельно взятой голове мысли, движущиеся в разных взаимоисключающих направлениях, приводят, в конце концов, к болезни, к шизофрении, так и в человеческих сообществах явления сходного характера - к конфликтам, расколам, революциям, в зависимости от того, что из себя эти сообщества представляют. Вряд ли противоречия эти легко разрешаются (если вообще разрешаются) деятельностью исключительно внешней. И поэтому ответ Патриарха Кирилла на вопрос «чего больше всего не хватает современной Церкви?», - представляется в этом смысле особенно актуальным. «Подвижников не хватает...» Подвижников, надо полагать, в традиционном понимании. Не только экстравертов, бойко разбрасывающихся словами, но и интровертов, прежде всего, людей, кропотливо формирующих свой внутренний мир, - святых, износящих из него вечные евангельские истины.

Критики Церкви святость в ней ненавидят, или попросту не видят, предпочитая не признавать. Как, например писатель Дмитрий Быков, вновь попытавшийся обличить Церковь с позиций, по-видимому, содержательных. Ратуя за какое-то не вполне понятное абстрактное, по его мнению - свободное - христианство, он аргументирует свою позицию и тем, в том числе, будто в Евангелии нигде не сказано, что следует поститься и причащаться... Однако, к слову... Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 3); и о учениках Своих сказал, - придут дни, когда отнимется у них Жених и тогда будут поститься (Мф. 9: 15); главное же - если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни (Ин. 6: 53).

В принципе, спорить о Жизни с теми, кто иметь её не желает - дело абсолютно бессмысленное. И Христос не устраивал дискуссий с ненавидевшими Его книжниками и фарисеями. Он либо молчал, либо обличал их, свидетельствуя об Истине пред теми, кто готов был её воспринять. Равно и христианские мученики - свидетели, в дословном переводе с греческого. Интеллектуализм же, о дефиците которого сокрушается Дмитрий Быков, хоть и дело само по себе замечательное, но для спасения - отнюдь не главное, иногда ему способствующее, а растворённое в самодовольстве и самолюбовании - активно препятствующее. Славлю Тебя Отче, Господи Неба и Земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам! (Мф. 11: 25).

Также свобода в Церкви и свобода в секулярном мире - понятия разноплановые. Для Церкви - это свобода от греха; для мира - от уз, грех удерживающих, интеллигентская «фига» в кармане, перманентная революционность, притом, что дьявол всегда был и остаётся первым и главным революционером. Ибо всё, что мире (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2: 16).

Попытки приспособиться к миру, разговаривать с ним на его, а не на своём языке, порождают пошлость невообразимую, то, что уже называют «православным гламуром» - причудливое явление с колоритным лицом актёра и священника. Иногда и вовсе - влекут к потере лица, как это было на радиостанции «Комсомольская правда», на многочисленных телевизионных ток-шоу, где человек в рясе выставляется исключительно как «груша» для словесного битья, объект для упражнения в хамстве и двусмысленном острословии.

И снова возникает вопрос - «зачем?». Зачем стремление «быть с эллином как эллин, с иудеем как иудей» доводить до уподобления их сущности? Ведь и в самые благоприятные для христианства времена консенсус между Церковью и обществом был вещью довольно зыбкой. Что уж говорить про наши, когда возможности определиться - кому куда - налево или направо, было более чем достаточно. Теперь, когда выбор этот просматривается всё более явно, не лучше ли оставаться самим собой?

Игумен Даниил (Гридченко), специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. На № 5

они - просвещенные и культурные люди

Самые глупые вещи люди делали с умным выражением лица. Кто вам сказал, что Быков и Кончаловский - культурные люди?! Достаточно ли быть вежливым и пользоваться вилкой с ножом, чтобы быть культурным? Или вы следуете буквальному пониманию слова "культурный" - от слова "культ"? Тогда какому культу они принадлежат? кому они поклоняются? Вы бы еще Ксюшку Собчак культурной назвали! Вот бы была потеха! Ни Быков, ни Кончаловский не являются культурными людьми. Быков - в силу очевидного своего поведения, Кончаловский - в силу своего рода занатий, лицедеи, скоморохи и прочие клоуны даже на кладбищах раньше не хоронились, а священникам было запрещено жениться на позорищных (актрисках). Так, какие же они культурные? И у кого они пользуются авторитетом? У экзальтированных гламурных кис? А Пугачева, по-вашему, тоже культурная? их понимание христианства

Существует только одно понимание Христианства - Православное. Остальное - от лукавого. Становясь на защиту своемненных о Христианстве скоморохах, вы потворствуете распространению всякой лжи о нашей вере. Церковь же, к сожалению, не может им противопоставить столь же просвещенных и образованных людей.

Глупости какие! В нашей Церкви множество просвещенных и просвященных, образованных людей, которым всякие быковы и кочаловские и в подметки не годятся. Или для вас образованность и просвещенность - это умение громче других визжать на телеканалах? Церковь наша должна настойчиво заниматься миссионерством, особенно среди детей и молодежи, а не спорить с Быковым о сущности христианства.

Жаль, не в то время вы родились! А то бы научили Отцов Вселенских соборов о том, надо ли спорить с Арием или другими, имеющими свое понимание Христианства. Церковь наша должна настойчиво заниматься миссионерством

Опять околокатолические стенания! Церковь - это и лично вы, а не церковная иерархия только. Прежде, чем бросать такие претензии, следовало бы "на себя, кума, оборотиться".
Чемоданов / 21.11.2011, 07:49

11. А. Роуму

Вот абсолютно точно: "синдром модернистского миссионерства". Не надо Церкви навязываться: идти туда, сюда, к молодёжи...Самим надо быть такими, чтобы общество знало: там люди хорошие, честные, к ним пойдём в беде и когда одумаемся. Насчёт невозможности критиковать священство тоже верно, только зачем критиковать? Бог всё видит, а они освящены таинством рукоположения. Мы только сами впадём в грех. Если почему-то не устраивает батюшка как исповедник или по другим причинам, ищите другого и всё. В чём я себе же и возражу, но это всё же единственный такой случай: лет 20 назад своим активным движением внутрь антихристианства оАндрей Кураев просто совершил подвиг. Он тогда поистине сокрушил оплот рерихианства в России. Не понаслышке известно, что тысячи интеллигентов воцерковились после его лекций, убежав из рериховских кружков. Сейчас подобные "кружки" стали и меньше, и закрытее и к себе не подпустят.
чистякова / 20.11.2011, 19:40

10. Ответ на undefined, undefined

Что касается Д. Быкова и его мнения, как и мнения Андрона Кончаловского и других, то это лишь их понимание христианства, которое они, в отличие от красных петровичей, никому не навязывают, хотя и высказывают. Мнение их авторитетно, потому как они - просвещенные и культурные люди.

Ну не знаю... Лично для меня Быков никакой не авторитет, да и особо культурным и просвещенным он не выглядит.

9. А сапоги тачать сапожник..

Дело иерархов молиться и миссионерствовать тем кто к ним в церковь приходит. А еретиков убеждать дело не благодарное и бесполезное. Они вразумляются только с Божией помощью, часто через большие несчастья.А нам мирянам обходить их надо и не встревать ни в какие разговоры. Целее будем.Но в первую очередь любить православных должно руководство нашей церкви.Надо открыто защищать православных людей от наездов безбожной и иноконфессиональной администации.Блюсти устав церкви с твёрдостью и открыто (Сев.Осетия)Не входить в общение с "видимыми бесами" ни на каких конференциях, а из ВСЦ надо просто бежать крестясь по дороге "Чур меня, чур!!!"К сожалению, говорить правду священоначалию могут только те кто от них никак не зависит.
Георгий Г / 20.11.2011, 12:00

8. Как мы реагируем

Милосердие подменяется социальной работой...Нужно обратиться к опыту предков Смутного времени, каким путем и методами они победили латинские ереси.

7. Re: Кому - направо, кому - налево

Соблазн бездуховного протестантского, внешнего, модернисткого миссионерства кажется начинает колебаться, что демонстрирует эта статья. Нужно возвращаться к тихой духовной молитве, к истинному Православию, не навязывающему себя, а верой, силой молитвенного духа и добрыми делами себя утверждающего. Не церковь должна строить храмы, а воцерковленные люди, имеющие в храмах потребность. Сращение церкви с государством, под видом "симфонии", вызывает у народа инстинктивное неприятие. И авторитет церкви и доверие к ней начинают падать. Сам вид православного духовенства и монахов сигнализирует их неотмирность. И когда они заседают по всем гремиям, на всех форумах и на разных "саммитах", то возникает закономерный вопрос - а исправляют эти люди ещё молитву, их главное дело? Судя по их обмирщенному образу и "гламурным" потребностям - нет. "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям." (Мф 5:13)
Адриан Роум / 20.11.2011, 00:18

6. Архи актуально и важно

Хорошая статья. Еще обращу внимание,когда используются для "благих целей" техники и методики из арсенала мамоны. Работая в социальной сфере, наглядно их разрушающее воздействие.Проникают они в православную среду и фарисейски преподносятся как пример для подражания. Может нам всем и духовным лидерам и мирянам нужно встрепенуться для борьбы с латинянской антикультурой.

5. Петрович

архимандрит Иоанн Крестьянкин был монахом, потому дискуссии с кем бы то ни было не входили в круг его обязанностей. Дело монашеское - Бога молить, народ просвещать и утешать. Что касается Д. Быкова и его мнения, как и мнения Андрона Кончаловского и других, то это лишь их понимание христианства, которое они, в отличие от красных петровичей, никому не навязывают, хотя и высказывают. Мнение их авторитетно, потому как они - просвещенные и культурные люди. Церковь же, к сожалению, не может им противопоставить столь же просвещенных и образованных людей. Это плохо! Церковь наша должна настойчиво заниматься миссионерством, особенно среди детей и молодежи, а не спорить с Быковым о сущности христианства. Увы, много крещенных (аж 80%), но мало воцерковленных (3-5%). Цифры сами за себя говорят.
Эрик Лямпе / 19.11.2011, 14:26

4. Re: Кому - направо, кому - налево

Не очень понял посыла статьи... Во-первых, автор напрасно противопоставляет современное общество (называя его демократическим) или по кр.мере значительную чатсь общества церкви. Во-вторых, по его логике религию и ее носителей вообще критиковать никак не получается.
рудовский / 19.11.2011, 10:41

3. Кому - направо, кому - налево

Отличная статья! Лучше не скажешь.
Денис К. / 19.11.2011, 10:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Даниил (Гридченко)
Когда всё закончится?
Только при одном обязательном условии: победы одной из сторон
05.09.2022
Дух дышит, где хочет
О песнях Ярослава Дронова (Shaman) «Встанем», «Я русский»
17.08.2022
Под своими именами
О церковной ситуации на Украине
02.06.2022
О непонимании
Нам надо учиться распознавать ложь
20.05.2022
Нравится – не нравится, терпи, красавица
Борьба предлежит Zа Vеру
11.05.2022
Все статьи Игумен Даниил (Гридченко)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45