«Призываю В.Р.Легойду дать разрешительный гриф "Благодатному огню" и не позориться»

Публицист Андрей Рогозянский о последствиях сомнительного решения Синодального отдела

Андрей Рогозянский 
Проблемы церковной жизни 
0
30.09.2011 1324
Как ранее сообщалось, 13 сентября Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви на своей коллегии принял решение отказать в выдаче грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом» авторитетному православному журналу «Благодатный Огонь», выходящему в свет с 1998 года и свободно распространявшемуся до сих пор в храмах. Это сомнительное решение уже вызвало ряд критических откликов. Сегодня мы предлагаем читательскому вниманию мнение известного православного писателя и публициста Андрея Рогозянского.

Призываю Владимира Романовича Легойду дать разрешительный гриф «Благодатному огню» и не позориться. Какие могут быть претензии к «Благодатному огню», в смысле формального, бюрократического подхода? Тематика «Благодатного огня» может не нравиться, это да. Стилистика «Благодатного огня» может не нравиться – также, пожалуйста, сколько угодно, в индивидуальном порядке. Но то, про что говорит подчинённый Легойды, неизвестный мне Н.Н.Шапорев – что фраза из журнала: «прекратить впредь поднимать в Русской Церкви надуманные вопросы богослужебного языка», - включает в себя некий состав преступления и отсекается цензурой... Да это просто нонсенс! Удивляюсь, как это Алла Алексеева, она же Гербер, вместе с Хьюман Райтс Ватч до сих пор ещё не выступили с обращением в защиту свободы слова по мировым телеканалам и не пикетируют Чистый переулок.

Если по отношению к любой текущей проблеме в РПЦ запрещено использовать умеренное определение «надуманный», то я просто не знаю, как и о чём тогда говорить! Если даже проект Патриархии под названием «Межсоборное присутствие» кто-то расценивает как «надуманный», как то трактует Шапорев (вообще-то, никто в адрес Межсоборного присутствия этого не произносил), то я всё равно не понимаю, что в этом особенного. Слава Богу, «Межсоборное присутствие» не значится ни в Писании, ни в Предании Святой Церкви. За его состав и тематику не голосовал ни один из Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Перечень тем и постановлений спускается к нам откуда-то сверху. Аки солнце красное. И потому скорее всего и даже наверняка таковой кем-то надуман.

Начало проблемы я вижу в том, что в последние пару лет РПЦ жила в неком специфическом, приподнятом настроении, на фоне которого прежняя проблематика казалась малосущественной. Церковные СМИ заняли представители «нового мышления», а словотворчество достигло небывалых размеров, вплоть до «православной глобализации» и Нью-Васюков. Внимательный наблюдатель наверняка бы нашёл вакуум под всем этим. Неоднозначными, в частности, были результаты дискуссий по первым проектам Межсоборного присутствия. Но этого предпочли не заметить. Во втором годичном цикле Межсоборное присутствие сталкивается уже со значительными трудностями. Против реформы церковно-славянского высказываются богословы, педагоги, лингвисты, священнослужители и клир целых епархий. Началось, если можно так выразиться, возвращение с облаков на грешную землю. В какой-то момент, очевидно, бюрократическая машина занервничала, и, к сожалению, не нашла ничего лучшего, кроме как «ударить по штабам», т.е. по «Благодатному огню» как наиболее близкому из центров антиреформационного движения.

От решения по «Благодатному огню» в конечном итоге больше проигрывает сам Синодальный информационный отдел, а не «Благодатный огонь». Поскольку редакция «Благодатного огня» давно существует, демонстрирует определённые понимание и владение ситуацией, тогда как СИО В.Р.Легойды, в плане надзора над периодическими изданиями делает первые шаги и только зарекомендовывает себя. «Благодатный огонь» – издание со своей тематической программой и нишевой аудиторией. Не перед «Благодатным огнём», а, как это ни парадоксально, перед СИО стоит задача доказать свою объективность, состоятельность и вырасти в «СИО всех россиян». После запрещения к распространению «Благодатного огня» шансы к тому сокращаются.

По отношению к любой деятельности важно определиться как с положительными, катафатическими, так и отрицательными, апофатическими, рамками. Другими словами, прояснить «за что» и «против чего» будет действовать данный орган. С катафатикой в случае СИО более-менее ясно – благообразие и триумф. Зато, против кого «заточен» СИО, некоторое время оставалось неясным. Отказ лицензировать «Благодатный огонь» – первый в своём роде пример расхождений на принципиальной основе. До сих пор отказ в визе касался около православных побасенок. Теперь рамки более-менее заданы. Для всех, кто интересуется происходящим, становится ясно, кого бюрократия назначила в неугодные и по какой линии начнёт развиваться внутрицерковное разделение. Неугодные – это православные антиэкуменисты и консерваторы, вполне легальные и известные. Преодолеть последствия данного опрометчивого шага будет непросто. СИО не запрещал «Благодатный огонь» по собственному усмотрению, решение принималось на более высоком уровне. Стоящий в очереди за грифом, «Благодатный огонь» «попал под раздачу». Настоящей же причиной является пробуксовка планов, связанных с реформой церковно-славянского языка.

Решение по «Благодатному огню» ставит в сложное положение не только Синодальный информационный отдел, но и В.Р.Легойду лично. Напомню, что, не будучи церковным функционером, он на посту главреда «Фомы» пользовался значительными известностью и уважением. Многие люди, имеющие отношение к церковной информации, в т.ч. и я тоже, приветствовали назначение р.Б. Владимира на должность руководителя СИО, полагая, что он привнесёт в бюрократическую рутину интересное, живое и неформальное начало. Не преувеличу, если скажу, что к сегодняшнему дню уже никто ничего не ожидает от Легойды и СИО, и вся кипучая деятельность Владимира Романовича постепенно свелась к посредственному и однообразному эпигонству. Я ничего не имеют против, послушание и личная преданность – замечательные качества, но на занимаемом посту требуется нечто большее, нежели просто пересказ своими словами инвектив вышестоящего руководства. Необходима внутренняя, а не только корпоративная мотивация, готовность блюсти репутацию отдела, рисковать и принимать самостоятельные решения. Решение по «Благодатному огню», к сожалению, загоняет СИО и В.Легойду дальше в тупик. Теперь трудно будет отделаться от реноме людей, которые проштамповывают политически мотированные решения и используются для преследования неугодных. Хотелось бы напомнить Владимиру, что память о данном поступке, вне зависимости от субординации, закрепится за ним персонально.

В конце концов, много раз говорилось о том, что предложенная система сплошного цензурирования неподъемна и попросту провокационна, как для Информационного отдела, так и для Издательского отдела. В.Р.Легойда как глава вновь создаваемой структуры не мог не знать и не думать над этим, но почему-то согласился работать в условиях заведомого конфликта. Сплошная цензура выглядела тяжелой и неподъемной уже для времен Победоносцева, что же касается нашего времени, то вал информации по церковной тематике и, в особенности, смешанной церковно-общественной информации возрос во множество крат. Перед официальным цензором встаёт безрадостная перспектива: либо принять на душу ответственность за всё, что напишет впредь периодическое издание, либо, напротив, удариться в произвол и вкусовщину и считать запретной любую точку зрения, не совпадающую со своей собственной. Собственно, последнее и случилось с «Благодатным огнём» – его объявили неблагонадёжным, по сути, за то, что его форма и стиль слишком далеко отстояли от патриархийного официоза.

Хотя, существуют различные формы работы, помимо разрешительного лицензирования. Я бы, например, посчитал интересной роль СИО как примирительной и третейско-судебной инстанции. То есть, печатать и продавать дозволяется (в конце концов, настоятели, старосты и приходские казначеи тоже имеют представление о том, что есть православное издание, равно как и свой личный вкус). При этом одни члены Церкви, будучи не удовлетворены качеством определённого издания, вправе подать кассацию в Информационный отдел на это издание и членов Церкви, его выпускающих. Специалисты же Информационного отдела организуют экспертизу, проводят публичные слушания и выносят вердикт. Который, в свою очередь, можно обжаловать.

На сегодняшний день, в синодальных механизмах мы, к сожалению, имеем некую несуразицу и пародию – не то на царя-батюшку, не то на демократию и светскую юриспруденцию. При которой Информационный отдел оказывается и в роли истца, и в роли судьи, и в роли прокурора, одновременно.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

93. М.Яблокову

В огороде бузина...
С. Швецов / 05.10.2011 13:12

92. Швецову.

http://www.youtube.com/watch?v=1bT9VLsuuGM
М.Яблоков / 05.10.2011 12:49

91. о М.А.Булгакове и его почитательстве

Нетребовательным людям этот литератор представляется почти как тайным пророком, для безхитростного русского человека все булгаковские интеллектуализированные клубные насмешки найдутся разве в разделе, определяемом простым словом-свойством «язва».
Читатель / 04.10.2011 17:56

90. М.Яблокову

http://www.youtube.com/watch?v=_1IC7EaB94U
С. Швецов / 04.10.2011 16:23

89. 87.С.Швецову.

"Уфф,кажется,выучил". Вот и Слава Богу.
Писарь / 04.10.2011 15:26

88. Швецову.

Я бы вас всех обновленцев слил...
М.Яблоков / 04.10.2011 14:09

87. мистеру "лаконичность"

Это,по-ми-мо все-го про-че-го, во-прос до-ве-ри-я к лю-дям. Во-прос до-верия,и-ме-ю-ще-го твер-ды-е ос-но-ва-ни-я в Боге и че-ло-ве-ке,как Его Об-ра-зе и По-до-би-и. Ес-ли по-до-бно-е про-и-зой-дет - и мне и Вам кран-ты. Не со-мне-вай-тесь. Уфф, кажется, выучил.
С. Швецов / 04.10.2011 13:54

86. 83. М.Яблокову

слив засчитан
С. Швецов / 04.10.2011 13:50

85. 80.С.Швецову.

Ув.Швецов. Выход из создавшегося положения,вернее, из положения, которое для Церкви создают,по моему скромному разумению, один-научить людей Истине,однако,прежде изгнать и безжалостно с полос Церковных изданий,все что Истине не соответсвует. Категорически, избегая при том, роли,которую,полагаю,преднамеренно и с умыслом, пытаются навязать Церкви-роль "общественного цензора"-чем не повод начать масштабную травлю "поповского отродья". Другого пути нет. Это,помимо всего прочего, вопрос доверия к людям. Вопрос доверия,имеющего твердые основания в Боге и человеке,как Его Образе и Подобии.
Писарь / 04.10.2011 12:28

84. 80.С.Швецову.

Ув.Швецов. По сути,речь не о каком-то конкретном издании. Это повод. Речь о принципах издательской политики. Вернее, о подходах к ней. Рекомендую прочесть интервью г.Легойды. Предметная декларация о намерениях. Г.Легойда прямо заявляет,что к распостранению могут допущены только издания, не противоречащие общецерковной позиции,иначе люди,купив журнал или книгу будут воспринимать напечатанное,как позицию Церкви. При этом г.Легойда оговаривается,предварительно никто(надо понимать книги и журналы) не читает. Так каков же критерий,согласно которому отбираются, издания отражающие общецерковную точку зрения,если предварительно никто не знакомится с текстом? Полагаю,что Церковь,в этом случае,вовсе не обязана следовать Конституции,но Церковному Уставу. Церковь от государства отделена. Что продавать в Храме,а что нет-это внутреннее дело Церкви и критерий здесь один-Учение Св.Отец Православных,чего-бы это не касалось. Бояться нечего,Учение Св.Отец Православных,если Ему строго следовать,по Духу,самая надежная гарантия от законопреступления. В противном случае, получится вот что... Учение Кочеткова- отражает общецерковную точку зрения,учение о.А.Меня- отражает общецековную точку зрения,учение о.Шмемана- отражает церковную точку зрения,Учение Св.Отец Православных- отражает церковную точку зрения. А где же Истина? А везде,но на деле- нигде. Нет ее. Давайте так и дальше,в том же духе. За последние пять лет, продажи упали в разы,упадут еще. Не удивительно. Что ценно перед Богом? Намерения. Недавно пресмотрел несколько фильмов,посвященных роли Церкви в Великой Отечественной Войне. Вполне удовлетворен тем,что Слава Богу,наконец-то Богу и Церкви понемногу начинают воздавать должное. Однако смутило вот что... Св.Патриарха Сергия, в одном, вообще-то неплохом фильме, величают не больше не меньше,как "лидером общественной организации",прежде всех, выступившего с призывом к борьбе с захватчикам,пока правительство(читай Сталин)пребывали в растерянности. Ув.Щвецов. Человек,далекий,но благожелательно настроенный к Церкви,особенно молодой человек,так и будет Церковь воспринимать... "Общество любителей Православия",а Святейшего,как его,этого общества,лидера. Назовите мне различия,в этом случае,Православной Церкви,от "байкерского клуба", "общества Джона Берча" или профсоюза работников "религиозного труда"? В чем отличия? В "прикиде". Эти фильмы продаются не где нибудь,но в церковных лавках. Это что, общецерковная позиция, преподносить Церковь подобным образом? Имеет смысл только в одном случае-в случае начала масштабной травли Церкви,обеспечив тем, если не поддержку,то максимально широкий нейтралитет. Ув.Швецов, Вы жить хотите? Православная Вера суть Источник Жизни. Это не метафора,не аллегория- в буквальном смысле. Значительное повреждение Всей Полноты Православия,я уже не говорю об утрате, означает утрату источника жизни. Если подобное произойдет-и мне и Вам кранты. Не сомневайтесь.
Писарь / 04.10.2011 12:10
Андрей Рогозянский
Позволительное с полезным
Может ли христианин участвовать в протестах?
24.08.2020
Психология и психологи в духовной школе
Хабаровский эксперимент
10.08.2020
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Все статьи Андрей Рогозянский
Проблемы церковной жизни
«Каноническая анархия уже получает жалкое квазибогословское оправдание»
Участники конференции Синодальной библейско-богословской комиссии осветили проблему первенства и соборности в Церкви
17.09.2021
«Корни обновленчества следут искать в истории русского духовенства»
Игумен Виталий (Уткин) выступил с докладом об истоках и сути обновленчества
17.09.2021
«На вселенском уровне первенство чести нельзя подменять первенством власти»
По словам Патриарха Кирилла, экклезиологические тенденции сегодня получили дальнейшее развитие и уже нанесли значительный вред взаимоотношениям Поместных Православных Церквей
16.09.2021
Участвует ли государство в деле спасения людей?
От создания истинной симфонии Церкви и государства зависит судьба России и её народа
10.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
19.09.2021 13:35
Миграционный топор в руках кукловодов
Новый комментарий от Saha
19.09.2021 02:37
«ЕР» вряд ли получит большинство
Новый комментарий от UmNick
18.09.2021 13:46
«Ересь аполитичности» и ложная повестка
Новый комментарий от UmNick
18.09.2021 13:23