itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Фильм «Раскол» – блестящее свидетельство того, что история в России всегда актуальна и «современна»

Владимир Семенко о новом фильме Николая Досталя

0
1514
Время на чтение 4 минуты
«Большая часть серьезных критиков и историков, в общем, уже сошлись на вполне позитивной оценке сериала «Раскол», - сказал в интервью РНЛ наш постоянный автор, известный православный писатель и аналитик Владимир Семенко. - За последнее время трудно припомнить произведение, в котором авторы столь бережно отнеслись бы к нашей истории. Это не просто исторический сериал. Можно с уверенностью утверждать, что при всех мелких издержках и "ляпах", которые в подобных случаях, видимо, неизбежны, авторам удалось подняться до уровня историософии, постижения метафизики истории, ее глубинных проблем. О чем этот фильм? Если сказать кратко, он представляет собой еще одну (и весьма плодотворную!) попытку постижения истоков апостасии, истории того, как при видимом отсутствии конкретных "виновников" мир православной Руси с неотвратимой фатальностью завоевывался губительным апостасийным духом. Участники обсуждения на канале "Культура" правильно отмечали, что в концепции фильма нельзя сказать: "Вот эти однозначно виновны, они злодеи, а вот эти во всем правы". Можно понять и пожалеть и царя, и патриарха, и, бесспорно, старообрядцев. Уже достаточно сказано о чисто кинематографических нюансах, высказана и взвешенная критика. Нам же интереснее то, что связано с упомянутой метафизикой истории, прежде всего, истории России, размышления о которой неизбежно порождаются фильмом.

К середине XVII века, апостасийный вектор западной цивилизации, основанный на все большем отрыве человека от Бога, на изживании горделивых притязаний ренессансного гуманизма и титанизма, определился окончательно. Царство Третьего Рима, последнего, по Филофею, вот уже два столетия стояло в духовно враждебном окружении, храня святыню Православия. Проблема интеграции и модернизации стояла ребром. Русь была перед выбором: продолжать хранить свою духовную чистоту, рискуя пасть жертвой внешней экспансии (опыт Смуты был еще слишком свеж) или устремить все силы на внешнее, имперское строительство, неизбежно (неизбежно ли?) жертвуя чистотой и высотой духа. До какого-то момента удавалось сохранять равновесие "имперскости" и духовности, что особенно ярко проявилось в тогда еще недавнюю "иосифлянскую" эпоху. Но во времена Алексея Михайловича оно было уже видимым образом нарушено. Россия устремилась в погоню за внешним величием, решая насущные задачи имперского строительства, постепенно все больше теряя свое православное "сердце", в ущерб высоте и чистоте духа и веры. (Что с особой силой проявится вскоре при Петре I).

Еще протоирей Георгий Флоровский в "Путях русского богословия" подчеркивал, что не обряд, а антихрист был главным лейтмотивом раскола. Цепляясь за обрядовые детали, борясь с никоновской книжной "справой", староверы страшились не буквы церковных "новин", а надвигавшегося на Россию апостасийного духа. В нормальной имперской логике политика царя и патриарха была вполне очевидной, при всех издержках, связанных с ее излишне прямолинейным "исполнением" и интригами внешних, враждебных Росси сил. Но в нормальной логике хранения чистоты веры и старообрядцы не могли смириться со стремительным нашествием на Святую Русь "духа века сего". Конечно, все могло пойти по менее кровавому и радикальному пути, если бы не было этих интриг, а все ключевые участники истории проявили бы друг к другу больше любви. Но, в силу действия жестокой логики, связанной со страстями и глухой стеной взаимного непонимания, все пошло именно так. В итоге лучшие духовные силы русского народа оказались маргинализированы и выброшены на обочину истории.

Возможно ли было для России пойти по пути меньшей зависимости от Запада и сделать то, что оказалось не по плечу самой Византии: построить альтернативную, чисто православную, исихастскую цивилизацию, в полной мере соединить имперский пафос и строительно-державное напряжение иосифлянства и высоту духовного подвига молитвенников-нестяжателей? Теоретически, конечно, да, при всей неимоверной тяжести этого полного искушений пути. Но практически этот рубеж взят не был. В силу человеческой немощи, благодаря неудержимой экспансии апостасийного западного духа и порожденной им «цивилизации безбожного человечества» (Вл. Соловьев). Сочетать развитие и высоту духовной жизни, хранение чистоты веры и духа в конечном счете – мы не смогли, при всем сонме святых, который породила Россия и ее Церковь в последующую эпоху, при всем великолепном, последовавшем всего через столетие с небольшим расцвете ее культуры.

Духовные энергии, накопленные Святой Русью в пору "сергиевского возрождения", становления московской державы, с той поры в основном неудержимо тратились, бросались в модернизационную топку державного строительства. Бесподобна финальная сцена фильма, в которой показан потешный полк, марширующий под командой мальчика Петра, будущего императора. Ныне этот внешний экстенсивный путь практически исчерпан. Задача кардинальной "смены курса" цивилизации, возвращения в самом ее развитии, в самом цивилизационном строительстве к глубинным духовным основам Православия вновь с необычайной актуальностью стоит не только перед Россией, но и перед всем миром. Но Россия, при всем ее нынешнем незавидном внешнем положении, вновь на острие этого судьбоносного мирового выбора.

Этот исторический фильм необычайно актуален. Он предостерегает нас от повторения ошибок прошлого, которые столько раз, со все возрастающей силой воспроизводились впоследствии, в XVIII, XIX и XX веках. Учит беречь "единое на потребу", при всех соблазнах внешнего успеха и «укрепления государства». Воспитывает бережную память и уважение к Традиции. Но при этом показывает и тупиковость замыкания в своей индивидуальной праведности, в отрыве от общенародных и государственных задач. Учит невозможному: держать равновесие ума и сердца, когда "все против нас". Просто удивительно, как, в общем, вполне светские люди оказались способны на столь глубокое проникновение в по большей части скрытую от поверхностного взгляда метафизическую глубину истории. Сколь это отлично от нынешнего антикультурного "мейнстрима", погромного отношения к собственной истории! Поистине, "дух дышит, где хочет". Или мы имеем дело с долгожданным изменением государственной политики в области культуры?» - осторожно предполагает аналитик.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

101. Екатерине-98

"Москва-Третий Рим" суть "Новый Вселенский Иерусалим". Это - взаимоисключающие понятия. В идее Москвы-Третьего Рима лежит идея сакрального острова в океане апостасии. А идея Патр.Никона - создание альтернативного Ватикана. Вот и весь Иерусалим.
Павел Тихомиров / 24.09.2011, 06:23

100. 99. Писарь

Благодарю за ответ - теперь все поняла и согласна.

99. 98.Екатерине Домбровской.

Ув.Екатерина Домбровская. "Москва-Новый Вселенский Иерусалим" и "Национальное государство-Святая Русь",заблуждения одного порядка и по пагубности-"равночестны",фактически одно и то же,в смысле результата. Национализм никакого отношения к Святой Руси, разумеется, не имеет, никогда не имел и не будет иметь-в реальности,но не в головах тех, кто, под тем или иным соусом отстаивал и продолжает отстаивать идею "национального государства". В сентябре прошло очередное "новоялтинское" сборище,кажется,одинадцатое по счету,где Тони Блэр недвусмысленно заявил о необходимости учитывать религиозный фактор. Учтут,не сомневайтесь,уже учли.
Писарь / 23.09.2011, 17:29

98. Писарю

"Национальное Государство-Святая Русь". Св.Патриарх Тихон придерживался иного взгляда,где "Москва-Третий Рим" суть "Новый Вселенский Иерусалим". А чем второе лучше первого? И кто сказал, что национализм был категорией святой Руси?

97. Re: Фильм «Раскол» – блестящее свидетельство того, что история в России всегда актуальна и «современна»

"Этот исторический фильм необычайно актуален". Безусловно. "...мы имеем дело с долгожданным изменением государственной политики в области культуры". Безусловно имеем дело с изменением государственной политики по форме,но не по сути. Судя по тому, как расставлены акценты в картине,о переменах по сути речь не идет. Фильм идеологически поддерживает цели,которые были заявлены в феврале 1917 и августе 1991. Поддерживает концепцию,корнями уходящую в старообрядчество,где "Москва-Третий Рим",принципиально рассматривается как "Национальное Государство-Святая Русь". Св.Патриарх Тихон придерживался иного взгляда,где "Москва-Третий Рим" суть "Новый Вселенский Иерусалим". Собственно говоря,именно здесь, в различном понимании роли России,как Третьего Рима, и кроются корни раскола,потрясшего русское общество,до основания,и продолжающего сострясать,принимая новые формы,но не принимая новой сути. Оба взгляда,так или иначе всегда находили широкую поддержку и сочувствие в обществе. К чести правительства,надо сказать,что оно на протяжении веков,благодаря Православной Церкви,вполне отдавало себе отчет в ложности подобных воззрений. Отдавало себе отчет в том,что политика государства,принимая за основу то или другое,но более,пытаясь совместить, неизбежно приведет к краху Русской Государственности.
Писарь / 23.09.2011, 13:41

96. Re: Фильм «Раскол» – блестящее свидетельство того, что история в России всегда актуальна и «современна»

Первый пустозерский сборник-автограф нашёл Дружинин в 1912,второй - Заволоко в 1966, кроме того, существуют ещё две авторские редакции Жития, не дошедшие в автографах, восстановленные текстологами. Соответственно, до 1912 издавались случайные списки, потом чаще всего Дружининский список, а после 1966-го года - и список Заволоко или Дружинин с разночтениями. Посмотрите, что у Вас за издание и какой список, вообще, для массового читателя, не говорю о научных изданиях, лучший вариант чтения - ПЛДР, Памятники литературы Древней Руси, сочинения Аввакума там достаточно представлены во второй книге по XVII веку. Кстати, чтение его сочинений в контексте ПДЛР многое ставит на свои места. В Киево-Печерском патерике, например, церкви по небу летают и вообще столько чудес! Уж не знаю, сказки это, прелесть или обыкновенное чудо. Я склонна верить и летописцам, и протопопу. С. Зеньковский, переводивший его Житие на английский, пишет в "Старообрядчестве", что Аввакум - религиозный гений вроде Лютера. Это чтоб европейцам было понятно, о чём речь. У меня другие сравнения, мне прп.Иов Анзерский на память приходит, духовник Петра I, ушедший на Соловки и основавший на Анзерах Голгофо-Распятский скит. Где, действительно, в СЛОНе подлинная Голгофа была, прямо в храме - карцер лагерный. У прп. Иова тоже много разных видений было. Петра, правда, в аду он не видел(как Аввакум царя Алексея). Но в отличие, от прп. Иова, Аввакум ведь писателем был! И очень увлекающимся, разве что с Гоголем можно сравнить, у которого тоже часто чувствуешь, что повлекло его и не успевает он за своим пером. Помнится, свт.Димитрий Ростовский завещал положить в свой гроб его рукописи, чтоб с ними пред Господом предстать. У протопопа такой возможности не было, развеяли его пепел, благо, "рукописи не горят". Сожгли бы, да не нашли. Господь рассудит, я говорю только о своих представлениях, для меня огнепальный протопоп - между Русью древней и новой, между прп. Иовом с Елеазаром Анзерскими и Гоголем с Пушкиным. По каким меркам Господь судить его будет - Ему одному и ведомо. Для некоторых благочестивых ревнителей и Пушкин всего лишь блудодей. А что литературный язык нам дал - не в зачёт.

95. Наталье Ч.

Да,да,теперь ясно. В той редакции,что у меня,более короткой, не совсем понятно. А то дополнение, что ты привела, всё проясняет. "В землю живых закопали" - значит заточили. И вот опять-то у него зедесь нечто прелестное: три столпа огненных и т.п.! Фантазирует Аввакум,ох фантазирует.

94. отцу Александру

Там, может, не сразу найдёте, это в конце в примечаниях. А вот фрагмент, который вы неправильно поняли:"Таже, братию казня, а меня не казня, сослали* в nycTosepbe(Вместо этого предложения в редакции В: Таже братию — Лазаря и старца — казня, вырезав языки, а меня и Никифора-протопопа не казня, сослали нас в Пустозерье, а двоих сынов моих — Ивана и Прокопья—оставили на Москве за поруками, и оне, бедные, мучились годы с три, уклонялся от смерти властелинскова навета: где день, где ночь, никто держать не смеет, и кое-как на Мезень к матери прибрели*; не пожили и с год, и в землю попали. Да пускай! .путче пустые бродни, чем по улицам бродить. Я беспрестанно Бога о том молю: «Господи, аще хотим, аще и не хотим, спаси нас!» И Господь и промышляет о нашем спасении помаленьку; пускай потерпим токо, а то пригодится не в кую пору; тогда слюбится, как время будет (л. 76 об.). И я из Пустозерья послал к царю два послания: первое невелико, а другое больши. Кое о чем говорил.Сказал ему в послании и богознамения некая, показанная мне в темницах; тамо чтый да разумеет*. Еще же от меня и от братьи дьяконово снискание послано в Москву,правоверным гостинца, книга «Ответ православных» и обличение на отступническую блудню. Писано в ней правда о догматех церковных*. Еще же и от Лазаря священника посланы два послания царю и патриарху*. И за вся сия присланы к нам гостинцы: повесили на Мезени в дому моем двух человеков, детей моих духовных,— прежде реченнаго Феодора юродиваго да Луку Лаврентьевича, рабов Христовых. Лука та московской жилец, у матери-вдовы сын был единочаден, •усмарь чином, юноша лет в полтретьятцеть: приехал на Мезень по смерть с детьми моими. И егда бысть в дому моем всегубительство, вопросил его Пилат*: «как ты, мужик, крестисься?» Он же отвеща смиренномудро: «я так верую и крещуся, слагая персты, как отец мой духовной, протопоп Аввакум». Пилат же повеле его в темницу затворити, потом, положа петлю на шею, на релех повесил. Он же от земных на небесная взыде. Больши тово что ему могут сделать? Аще и млад, да по-старому сделал: пошел себе ко Владыке. Хотя бы и старой так догадался! В те жо поры и сынов моих родных двоих, Ивана и Прокопья, велено ж повесить; да оне, бедные, оплошали и не догадались венцов победных ухватити: испужався смерти, повинились(46). Так их и с матерью троих в землю живых закопали. Вот вам и без смерти смерть! Кайтеся,сидя, дондеже дьявол иное что умыслит. Страшна смерть: недивно! Некогда и друг ближний Петр отречеся и, исшед вон, плакася горько и слез ради прощен бысть*. А на робят и дивить нечева: моего ради согрешения попущено им изнеможение. Да уж добро; быть тому так! Силен Христос всех нас спасти и помиловати ( Вместо: Вот вам и без смерти смерть... спасти и помиловати.— в редакции В: да по правилам так оне сделали, спаси бог. Того ради, робята, не бойтеся смерти,держите старое благочестие крепко и непоползновенно! А мать за то сидит с ними, чтоб впредь детей подкрепляла Христа ради умирати, и жила бы, не розвешав уши; а то баба, бывало, нищих кормит, сторонних научает, как слагать персты, и креститца, и творить молитва, а детей своих и забыла подкрепить, чтоб на висилицу пошли и с доброю дружиною* умерли заодно Христа ради. Ну, да Бог вас простит, не дивно, что так сделали,— и Петр-апостол некогда убоялся смерти и Христа отрекся, и о сем плакася горько, таже помилован и прощен бысть. А и о вас некогда молящу ми ся тощно, и видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огнены к небесем стоят простерты. Аз с тех мест обрадовался и лехче мне стало, яко покаяние ваше приял Бог. Слава о сем Богу! (л. 77 об.— 78). Там отсканированный текст архангельского издания 1990 года, с непривычки не очень удобно читать, тем более, что издание научное, даются разночтения двух основных авторских редакций Жития,А и В. Но в описании казни, то есть наказания (гостинцев)семье за письма протопопа к царю разночтений как раз нет, и по-моему, понятно всё описано: двоих домочадцев повесили, а жену с сыновьями посадили в земляную яму (без смерти смерть), поскольку сыновья испугались смерти и сложили в угоду палачам троеперстие. Отец их оправдывает и в редакции В пишет, что было ему видение о них. Эта сцена есть в фильме, вернее, только допрос домочадцев и как сложивших двоеперстие тут же повесили, а сыновья перекрестились троеперстно, с матерью в яме они не показаны.

93. 92 Наталье

Я -то по Житию помню: родных сыновей с материю троих живьём закопали, - о.Аввакум сам глаголет. В чём же дело? Посмотрю по ссылке. С праздником!

92. отцу Александру

Батюшка, поправляйтесь и здравствуйте! Марковна прожила ещё долгую жизнь, скончалась в 1710 году, подробностей не знаю, вот отсюда. http://kashlev.dyndns.org:1799/Avvakum.htm Кажется, в сети это самое полное собрание сочинений протопопа Аввакума. Что такое земляная яма - хорошо в фильме показано, вообще, если соберётесь смотреть - лучше всего с последней серии. Про кровожадность и прелесть хорошо Г.М. Прохоров в предисловии по данной ссылке написал:"И ведь знал же он, что веру нельзя утверждать и исправлять насильно, сам писал: «Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! (...) Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицею в веру приводить». А приди он, измученный, к власти, окажись у него воля и сила, он с его горячим характером, наверное, учинил бы такие казни разорителей старых церковных обычаев и традиций, как обещал. Бог, можно сказать, его миловал. Кстати сказать, сам Аввакум как раз так и считал, что Бог его всю его тяжелую жизнь миловал, и даже уверен был в особой своей к Нему близости". Гелиан Михайлович ездил с нами не раз в экспедиции. А кто не ездил, на Русском севере не бывал - тому очень трудно что-то объяснить. Ну, попытка не пытка. Я очень люблю своих бабушек, они, Царствие им Небесное, для меня были и есть пример жизни по вере и христианской любви. Но разве можно их сравнить со староверками! Которые так же рожали, кормили и хоронили всех Богом данных детей, так же похоронки на мужей получали, но при этом не в затрапезе, а в сарафанах ходили, не газеты, а Златоуста читали и наизусть помнили, не говорю уже - службы, не советские песни, а духовные стихи пели. Промыслом Божиим на Русском севере сохранились древние традиции и обычаи именно в староверческой среде. Хотя усть-цилёмы, например, ещё раньше на Печору из Новгорода явились, от Грозного бежали, а уж потом не приняли и никоновы новины. Север - это заповедник русского духа. Повывозили оттуда, конечно, много всего, не знаю, что и осталось, в то же древлехранилище Малышева в Пушкинском доме - тысячи рукописей. Ссылка на Малышева, но там до 1953 года работы, он ведь до и после войны на Печору ездил.http://feb-web.ru/feb/avvakum/biblio/mba-435-.htm
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31