Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории

14.09.2011


Петербургский священник о новом фильме Николая Досталя …

На телеканале «Культура» продолжается показ телесериала «Раскол» режиссера Николая Досталя. Мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова поделиться впечатлениями от просмотренных серий.

Фильм, безусловно, является художественным открытием нашей истории. Независимо даже от конкретных оценок фильм открывает глубокую судьбоносную страницу российской истории - Раскол. Фильм тяготеет к некоторому подобию документализма, начиная от приглушенного колорита и заканчивая попыткой объективного освещения истории.

Авторы зримо не солидаризируются с какой-то из сторон или позицией, хотя исподволь, конечно, выстраивается некая концепция в пользу старообрядцев. Раскол - это настолько сложное явление, что к нему не может быть, как ни к чему другому, применим вопрос: кто виноват? В середине XVII века возник исторический драматический треугольник – Царь, Патриарх, расколоучители, и легко в этом треугольнике кого-то назвать виноватым. Это явление выражает наш глубинный национальный дух, как будто Россия оказалась на распутье, подобно богатырю, и открывалось ей три дороги. То, что должно было быть едино, распалось.

Через этот фильм понятие «раскол» я стал осмыслять не только как раскол внутри Церкви, а как раскол в народе, раскол оснований нашего бытия как Православия, Самодержавия и Народности. Действительно, каждое из понятий оказалось вдруг отделенным от других частей. Мы видим трагические последствия этого непонимания. Этот треугольник включает в себя много парадоксального. Старообрядцы стояли за старый обряд, а Никон был убежден, что выступает за ещё более старый обряд, он воспринимал двоеперстие, какие-то книги и традиции, как что-то привнесенное, а греческое воспринимал как более старое. По внутренней психологии именно себя он воспринимал старовером, который восстанавливает старую греческую веру на Русской земле, каким-то образом измененную за прошедшее историческое время.

Никон, который ратовал за единство с греками в обряде, в богослужебных формах, как ни странно, от греков был осужден. Алексей Михайлович, который требовал отстранения Никона, тем не менее, отстаивал все его обряды и реформы. Настолько запутанны отношения этого треугольника, что легко поддаешься искушению назвать виноватого. Хотя понятно, что правда - в каждой из этих частей. Смотря этот фильм, я подумал, что, может, мы найдем выход из этого Раскола спустя три века, если скажем, что всё это - наше. И Патриарх Никон - герой нашей истории, равно как и протопоп Аввакум, и тем более Государь Алексей Михайлович - они все нам одинаково дороги. Если мы начнем кого-то выделять, говорить, что прав Никон, а Царь или Аввакум не правы, то мы сами становимся как бы участниками этого раскола. Настолько трудно самому себя с кем-то солидаризировать, что когда погружаешься внутрь, то чувствуешь, что раскол этот касается тебя самого, и этот раскол проходит через твою душу.

Кадр из фильма Н.Досталя "Раскол"В фильме несколько следуют сложившейся традиции романтического восприятия раскола, заложенной в XIX веке, в том числе и русскими художниками, как то - Суриковым в «Боярыне Морозовой» и Мельниковым-Печерским в литературе, а позже - в советское время, когда начали публиковаться памятники старообрядческой культуры, например, «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное. Фильм, безусловно, следует этому направлению культуры восприятия раскола, хотя, конечно, Аввакум был сам не только исповедником веры, но и источником заблуждений. Призыв к самосожжению - это безумный призыв к самоубийству, это, по сути, апология самоубийства. Ведь были сожжения не только со стороны гонителей, но были и самосожжения. Конечно, это не вписывается никак в христианскую парадигму.

Самой большой удачей фильма я считаю образ Царя Алексея Михайловича. Таких Царей мы в кино ещё не видели. До этого были Петр Первый, Иоанн Грозный, но они были даны вне идеи помазанничества. Петр - это политический лидер, он не воспринимается как православный Царь. Тут же мы видим психологию русского Царя, его самосознание, его человеческие слабости и достоинства. Игра актера настолько тонкая и глубокая, что невозможно ни полюбить такого Царя. Я вижу положительную сторону фильма именно в том, что нам впервые на экране раскрыто внутреннее служение Царя, тяжесть шапки Мономаха, тяжесть царского креста. И в то же время мы сознаем, что Россия без Царя - это как тело без души, народ без отца. Царь дан и в молитве, и в семье, в самых разных проявлениях. По крайней мере, для меня этот фильм, прежде всего, о Царе Алексее Михайловиче.

Что касается протопопа Аввакума, то он дан достаточно просто и линейно, в основном мы видим внешнее исповедание веры, не раскрывается его человеческий образ. В своём «Житии» он гораздо интереснее, чем в этом фильме. Никон, безусловно, харизматик, но не совсем понятна его мотивация. Действительно, как-то авторы в фильме ему не дают высказаться, он лишен оправдательного слова. Хотя актер играет его глубоко, и чувствуется его внутренняя сила и энергия, но непонятно, во имя чего все эти реформы, во имя чего вся его деятельность, строительство. Может, это ещё прозвучит в оставшихся сериях. Внутренняя мотивация пока не ясна. Никон предстает не во всей полноте своего образа, наверное, даже по законам исторического суда ему надо было бы дать возможность больше сказать, чтобы было понятно, чего он хотел и к чему стремился. Положительная идея и положительное кредо Патриарха Никона раскрыто недостаточно. Пафос его деятельности был отнюдь не в борьбе со старым обрядом как таковым, Никон никогда не был протестантом. Я верю, что он руководствовался сугубо положительной идеей, идеей Вселенского Православия. Он был носителем идеи Москвы как Третьего Рима, России как центра Православия, хотя в какой-то момент он не смог пронести эту идею до конца.

Его добровольный уход с Патриаршего престола никак не мотивирован и не оказался на высоте той идеи, которую он проповедовал и воплощал. Невольно становишься на сторону Царя, который должен был что-то делать, не мог он оставить Царство без Патриаршества. Патриарх Никон, по сути, подталкивал Царя к смещению его с Патриаршего престола, не оставляя ему вариантов. Это уже область исторических оценок. Слава Богу, фильм заставляет снова оглянуться на это событие, последствия которого мы так или иначе до сих пор переживаем. Последствия остаются актуальными и в лице существующей старообрядческой Церкви, и в той проблематике, которая потом возникла, в том, что потом Петр Первый, избегая нового раскола, заменил Патриаршество на синодальную систему. Этот раскол во многом смоделировал последующие века русской истории, без его изучения можно многое просто не понять.  



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 565

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

565. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-18 в 21:17

Я видел и был близко знаком с благочестивыми и ревностными униатами, баптистами, адвентистами седьмого дня и мусульманами. Но это не значит, что их вера истинна.
564. дезинфектор : крестьянский сын
2011-10-18 в 19:54

Некоторых священиков вовсе не таку оберегают. Посмотрите комм. к статьям о.Алексия Бачурина.
Дорогие модераторы уже много раз посты такого содержания не пропускаются. В них содержится грубость или неправда?
563. дед пенсионер : 561. крестьянский сын форумные перлы
2011-10-18 в 19:13

"Я же поражаюсь упорству и ожесточению, с которым вы нападаете на староверов и поносите Аввакума..."

"В результате некоторых постоянных авторов настолько занесло, что полностью перестаешь не то, что читать, но даже заглядывать в их статьи."
562. Наталья Чернавская : отцу Александру
2011-10-18 в 18:54

Такой "исторический" взгляд, субъективный, личностный, есть в Житии Аввакума, при желании можно было только на нём основываться, но современное кино не справится с этим материалом. Равно как и с любым другим древнерусским Житием(до Аввакума были и другие автобиографические Жития, в частности, прп.Мартирия Зеленецкого, см. работы Е. Крушельницкой). Я не эксперт в области видений и знамений, но то, что у Аввакума их не больше, чем в любом другом Житии его времени - это факт. Не в синодальных "благочестивых" пересказах, а в рукописях XVII века. Время было такое. Достаточно известные рукописные Четьи Минеи Иоанна Милютина почитать, это середина XVII. Они полнее Макарьевских, в ГИМе лежат все тома, включено много житий современных составителю подвижников. Никогда не издавались. Думаю, материал этот только православному аниматору можно будет осилить, по Житию прп. Серафима Саровского, например, мне понравился мультик, прямо как житийная икона со средником и клеймами получилось, рассказ о святом в картинках! А когда по детским рисункам - вообще красота. Тот уровень веры и простоты, который у наших предков был, теперь только дети вмещают!
561. крестьянский сын : 555. иерей Илья Мотыка
2011-10-18 в 13:49

Дискутировать с вами, отче, после того, как несколько раз мои посты срезали модераторы, желание пропало. Достаточно, впрочем, для этого и Натальи Чернавской, она это делает замечательно и со знанием дела.

Я же поражаюсь упорству и ожесточению, с которым вы нападаете на староверов и поносите Аввакума...
Это в любом случае, не по христиански, и говорит об отсутствии в вас любви.

К сожалению, РНЛ всех священников, которые тут отмечаются, всемерно оберегает от критики, что не приносит пользы ни им, ни сайту в целом.

В результате некоторых постоянных авторов настолько занесло, что полностью перестаешь не то, что читать, но даже заглядывать в их статьи.
560. Наталья Чернавская : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-18 в 01:54

В скобках - мои теперешние комментарии.

Дневник 1990 года, Усть –Цильма, 1-6 июля.

1 июля, воскресение.
Первое посещение, с Наташей Шумилиной – Иван Семёнович Дуркин, Нагорная 11.

На улице узнали у соседей, что он жив и здоров (я была знакома с Иваном Семёновичем с 1984 года). Дома оказался один, попозже пришли с кладбища жена Фаина Васильевна и сестра Федосья Семёновна. И.С. уже плохо видит и ходит, но книги ещё читает, а молитвы – по памяти. Беседовали по отдельности: я с И.С., Наташа – с женщинами.
Родился Иван Семёнович в 1910 году, но записан 1912 ( чтобы не брали на работу). О семье не говорили, поскольку ему это не очень интересно, по этой теме Федосью Семёновну решили порасспрашивать. Книги для чтения брал у Ф.С. и Федосьи Ефимовны. Сейчас читает «Историю об отцах и страдальцах Соловецких» (синяя бумага, начало XIX века). На вопросы о постройке церкви, обращении молодых к вере – отвечает философски: «Во вселенной много непознанного». По его мнению, веру искореняли для того, чтобы легче было управлять. «Раньше так и называлась – управа». Дети и внуки не верующие, жена – православная, но внуков не учит вере, поскольку дети будут против. Дочь, когда училась в Днепропетровске, ходила там в церковь, и детей (внуков) в прошлом году покрестила. В Усть-Цильме тоже многие крестят детей, Аксинья Васюша (Василиса Афанасьевна Поздеева), которая живёт у пристани, этим занимается, без миропомазания, водой, молитвы прочитают и одевают крест.

Рассказал о смерти Федосьи Ефимовны Чупровой (наставницы и книжницы). Второго мая она ещё ходила по двору, перед смертью, когда читали канон на исход души – поправляла. Умерла 3 мая в 11 часов дня, а в 3 часа уже собрались на панихиду, пели каждый день по часу три дня, на 9-ый день отпевали. Филат Васильевич (муж покойной, с которым на старости они по согласию жили в разных домах в разных концах растянувшейся на несколько километров по берегу Печоры Усть-Цильмы) приезжал только в день смерти: болеет, хоронили без него. Хоронить приехала из Воркуты сестра Александра Ефимовна, которая после похорон осталась жить в её доме и заменила Федосью Ефимовну ( в общине).


Второй визит, с Наташей Беловой – к Евдокии Никаноровне Кисляковой.

Она нас узнала, вспомнила. Я ей рассказала о нашей жизни (за 4 года, что не была перед тем в Усть-Цильме, я успела выйти замуж, родить и креститься вместе с мужем и дочкой).
Е.Н. жалуется на голову, петь уже не может, больше читает. Просидели часа 3, беседовали по анкете, больше об иконах, чем о книгах, книги в первое посещение не описали. Иконы «древяные»: Страшный суд, свв.Григорий(?), Василий Великий и Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, Алексей, человек Божий. Медные: створы ( Деисус) и по отдельности, всего больше десяти. Книги только печатные, единственный рукописный сборник в 16-ю долю листа она отдала, а кому – мы не поняли, Е.Н. говорит околичностями, то ли родственнице, то ли знакомой, наверное, и сама не помнит точно. (Хотя могла и утаить от нас). Опять рассказывала нам притчу, почему нельзя пить чай: все травы Богу поклонились, а чай – нет. Евдокия Никаноровна с роду его не пила. Отец у неё был строгий, в церковь не пускал, замуж не пускал, сама ушла. Но потом он признал её брак и благословил, принёс икону в построенный молодожёнами дом. Все её иконы – отцовские.

2 июля, понедельник.

Ходили (очевидно с руководителем экспедиции) по начальству. Везде уверяли, что мы не бандиты, стариков и старушек не грабим, иконы и книги не выносим (подразумевалось – без их согласия, в то время отношения между университетом и местной администрацией усложнились, они намеревались даже нашу университетскую коллекцию печорских книг обратно к себе в местный музей вытребовать). Мы были в этом музее, пообещали их небольшое собрание описать, сами музейные работники этого сделать не могут, не умеют. Вечером Наташа Шумилина с Инной Павленко пошли в музей описывать книги, а мы переезжали (уже не помню, почему, откуда и куда). Председатель райисполкома - Раиса Николаевна. Директор музея – Валентина Ивановна. Серебренников Николай Степанович – председатель комитета по спорту (наверное, он жильё нам предоставил, кажется, мы на какой-то базе жили).

3 июля, вторник.

Работали с Жанной Антонюк (принцип археографов – всегда в паре работать).
Первый адрес – Вокуева Агафья Евдокимовна, Советская…(первая квартира в кирпичном красном двухэтажном доме, точный адрес так и не установили). А. Е. живёт одна, хотя совсем уже плохо видит и плохо ходит. Дети по очереди приходят ночевать. Сын Григорий у неё умер в тюрьме, дочь Наталья учится у матери духовному пению и берёт у неё книги читать. А.Е. читает молитвы по памяти, мысленно, и очень жалеет, что не может больше читать книги. Рассказала притчу о том, как шёл странник по пустыне и мысленно молился, встретился ему Господь и похвалил его. Мораль: не обязательно молится вслух, Богу слышна и мысленная молитва. Иконы А.Е. не видит, различает на ощупь, свечи не зажигает, боится пожара, иконы у неё возле печи на кухне и однажды там загорелось полотенце. В 85 лет А.Е. ещё пела сама и ходила на службы, на панихиды, вела их. Принимала исповедь. Теперь общее исповедание читает Марфа Леонтьевна, а принимать грехи не хочет, А.Е. это не одобряет: «Раз уж взялась, веди до конца, кому же грехи сдавать?» Я спросила о том, когда стали наставницами женщины. Она не ответила ясно, может, не поняла вопрос, сказала, что могут и мужчины, и женщины быть наставниками, нужно только благословение получить. Её благословил Иван Попов, он давно (не поняла, когда именно) три года учился в Москве. Нельзя быть наставником тому, кто не был женат(замужем) и был больше одного раза. Вот Филату Васильевичу нельзя, он не раз был женат, а он принимает исповедь. По мнению А.Е. - это нарушение правила. О браке сказала, что сначала у них не принято было венчаться, а потом стали (в единоверческой церкви). О причастии. Рассказала, что её грамотная тётка Татьяна, от которой у неё рукописное Житие Александра Свирского, жила в Москве и могла бы там причащаться в церкви, но считала себя недостойной. «И мы недостойны, потому у нас причастия нет». Древяные и медные иконы А. Е. почитает одинаково. В часовне на кладбище теперь хороших старых икон нет, воруют, поскольку охранять не принято, раньше никто не воровал. И у А.Е. иконы чуть не унесли неизвестные лица, которых она пустила к себе в дом(старая история!), иконы у неё отцовские. Взять чужую икону без благословения – грех, можно, конечно, купить, но по благословению – лучше. (По этому же всеобщему убеждению, что священные предметы лучше не продавать, а благословлять ими, старики «безвозмездно, то есть даром» отдавали нам свои бесценные книги, что в некоторых случаях в штыки воспринималось неверующими наследниками, понимавшими, однако, материальную ценность старинных книг). В Усть-Цильме , по А.Е.,иконы не писали, хотя у Федосьи Ефимовны был один образ, по её словам, местного письма(?). В молодости А.Е. видела формы для литья меных икон, но у кого – не помнит уже. Поновлять (записывать сверху) икону грех, перед Пасхой можно чистить. Поговорили о конце света. Потоп уже был, теперь будет огонь, худо придётся грешникам, но Бог милостив.
Сын Григорий, умерший в тюрьме, читал Житие Александра Свирского, а теперь «могу и вам отдать, только у дочери спрошу»(насколько я помню, та не разрешила матери отдать нам эту старинную рукопись). Сына убило вино, грешником был, но перед тюрьмой прощался с ней (просил прощения) и А.Е. его поминает (пьяниц и прочих закоренелых и не раскаявшихся, не попросивших перед смертью прощении грешников не поминают на общей молитве). Поговорили о других её книгах. Постную Триодь А.Е. отдала в Трусово, Житие Николы – в Печору, не возвращают и то, и другое. Пришла знакомая, и мы собрались уходить, так и не добравшись до описания книг и икон. А.Е. приглашала нас приходить ещё.

Второй адрес – Нечаева Екатерина Григорьевна, Советская 96. Её соседка Мария Деметьевна Овчинникова (которую мы тоже знали по прошлым экспедициям) умерла год назад. Мы застали Е.Г. в слезах, месяц назад у неё скоропостижно умерла дочь, осталось двое внучат, внучка – не в себе, а внук Алексей на историческом в университете учится. Вскоре пришла соседка, Стахеева Октябрина Ивановна, Набережная 74, лет 60, в прошлом бибилиотекарь, а ныне подруга и сподвижница Натальи Яковлевны Булыгиной и дочери Агафьи Ефимовны, тоже Натальи, радеющих о предоставлении общине молитвенного дома. Она училась в Великом Устюге реставрировать старые рукописи. Туда, в Великий Устюг, в 1953 году приезжал Степан Анфиногенович Носов (известный печорский книжник), заменял у них преподавателя литературы, и О.И. сразу узнала в нём земляка по выговору. Я дала ей на время свой молитвослов для сравнения (во время крещения в 1988 никто не объяснил мне, что необходимо жить церковной жизнью и причащаться, и спустя 2 года я только пыталась молиться дома, кое-какие молитвы уже знала на память).
После чего мы отправились на концерт (местного фольклорного ансамбля). Старушки наше приглашение не приняли и советовали больше никого подобными приглашениями не смущать. (Тогда я подумала, из-за отношения к неверующим работникам культуры, участникам ансамбля, а теперь понимаю, что ведь и пост был в это время). Действительно, почти никого из наших знакомых староверов на концерте не было, единственной оказалась Вера Петровна Нечаева, депутат, учительница литературы, невестка Екатерины Григорьевны. После концерта она пошла с нами, и мы договорились, что завтра вместе пойдём по адресам. Вера Петровна разделяет общие теперешние усть-цилёмские взгляды, что все рукописи нужно сюда вернуть.

4 июля, среда.

Итак, к Федосье Семёновне Чупровой (Носовой) я отправилась с Верой Петровной Нечаевой. Ф.С. сразу показала нам свои книги: Псалтирь, Часослов, Каноник – Почаевские. Рукописный помяник Выговский, почерк Мяндина. Исповедание каждодневное – руки Степана Анфиногеновича Носова. История об отцах и страдальцах Соловецких, начала XIX века (такая же или та же, что у брата, на синей бумаге). Проложный сборник XIX века, со многими житиями и поучениями, раньше мы его уже описывали постатейно. Показала нам свой Кабот (вариант – каботочек, специальное одеяние для молитвы, вроде подрясника). Иконы тоже все показала, но я не записала. Говорили о её проблемах и Вера Петровна, как депутат, обещала помочь с огородом и дровами. Ф.С. с гордостью показывала письмо от Геннадия с Татьяной (о. Геннадия Беловолова с матушкой) и присланные ими подарки. Она успела уже сходить к Ксении Петровне Дуркиной и передать ей поклон (из письма). Пластинку с плачем показывала нам, но слушать не стали, сама нам споёт. Договорились, что в воскресенье я приду к ней проложный сборник почитать(забыла, кто и когда усть-цилёмов записывал, но у Федосьи была большая виниловая пластинка с записями, где и она сама пела).

Второй адрес – сестра покойной Федосьи Ефимовны Александра Ефимовна Чупрова. Ходили с Таней Парамоновой, запись у неё в дневнике. (Помню, узнав о нашем положении, что я крещена, а Таня –нет, А.Е. предложила ей крестится, что и произошло в скором времени, но уже без меня, 8 июля Таня стала Февронией).

5-6 июля. Медвежка с Наташей Шумилиной.
Два адреса: Корнилий Ефремович Тиранов и Ефим Иванович Осташов.

У Корнилия Ефремовича просидели в первый день часа два, уговорили спеть «О, горе мне великое», но записать не смогли, что с магнитофоном случилось – непонятно. Вечером я приходила переписывать К.Е. вконец истрепавшийся духовный стих и просидела часа 3, взяла на ночь почитать «Историю об отцах и страдальцах Соловецких». (Времени у нас не так много было, поэтому, вопреки правилу, на другой день решили работать по одиночке, Наташа пошла к Ефиму Ивановичу, а я снова к Корнилию). Просидела я у К.Е. часа два, на этот раз записала целую кассету, а времени на то, чтобы толком осмотреть и переписать книги уже не хватило, надо было бежать на пристань. У К.Е 9 медных икон, из них одна – Успение Богородицы – большая, примерно 30х40 см, и два медных распятия. Хозяйка умерла 6 лет назад, К.Е. живёт один и терпит притеснения от родственников, хотят сдать в интернат и забрать себе его дом. С другом Ефимом Ивановичем он поссорился ещё в прошлом году из-за «матефона» (наш Андрей Власов тоже его записывал) и весь год не виделся. Печать: Минея праздничная XVII века, Минея Четья, Почаевская История об отцах и страдальцах Соловецких и другие, всего с десяток. Несоклько духовных стихов и проложная повесть переписаны Степаном Анфиногеновичем и Фатеем Семёновичем Носовыми, К.Е. состоял с ними в переписке. Знал и других усть-цилёмских наставников: Якова, Андрея, Мореходку, Никонора. В Усть-Цильме живут сестреницы(двоюродные сетры) К.Е. Анисья и Мария Григорьевны и Ксения Федоровна, фамилий не помнит. Он не прочь к ним переехать. Но письма не успел написать и со мной передать. Из Четьи Минеи пересказывал о Диоклетиане и Февронии, юноше, спасшем свою матерь( руки Степана Анф.), выборов веры князем Владимиром, о двух пустынниках, об обретении чудотворной иконы Божией Матери за Волгой, притчу о нищих и богатых. Знает историю патриарха Никона и Аввакума, прп. Елеазара Анзераского. О пении. Псалтирь и молитвы лучше петь, а не читать, не лезут в голову посторонние мысли. Сам поёт по возможности, иногда останавливается, когда мешают слёзы умиления. В германскую войну заходил в церковь, говорит: «Там так красиво поют, что слёзы сами текут, а мы живём как собаки (без храма). Корнилий Ефремович очень одинок и скучает без единомышленников.


На этом, к сожалению, мой полевой дневник обрывается, последние записи я, видно, на борту теплохода сделала. На пристани Усть-Цильмы мне вручили пришедшую без меня телеграмму о смерти 5 июля моей родной бабушки Марфы Тихоновны, как раз в то время, когда разучивали мы в Медвежке духовный стих «О горе мне великое». Я улетела на похороны и уже не вернулась. Крестили Татьяну Февронией уже без меня, и переписывать чудесный сборник Федосьи Семёновны, а также слушать её плачи, равно как и описывать книги и иконы Агафьи Евдокимовны - ходил кто-то другой.
По-моему, больше университетских экспедиций туда не было, администрация воспротивилась. Но и университет ничего не вернул. В 80-х же экспедиция была каждый год, я ездила в 1984, 1985, 1986 (до рождения дочери), в том числе не только в Усть-Цильму, но и в верховья Печоры, на территорию Печоро-Илычского заповедника, где на самом дальнем кордоне жил знаменитый егерь и книжник Поликарп Лызлов, и где меня с напарницей ждали большие приключения. Но это другая история, а здесь мне хотелось показать, как просты, бесхитростны и часто беспомощны и одиноки были старики-староверы.
559. иерей Александр Зайцев : Дорогой Наталье Ч.
2011-10-18 в 00:50

Да, действительно, вдохновение - вещь удивительная. Чем и как заслуживается "трость книжника-скорописца"?
В кино очень непросто получить эту вдохновительную санкцию - слишком собирательный вид искусства.Но когда это есть, наметанный взгляд сразу готов увидеть состоятельность: в одной сцене, в одной роли, более того - в мимолетном кадре.
Исторические фильмы, действительно, область кино проблематичная. Здесь мало удач.Мало кто по-настоящему прикоснулся к тайне "исторического", хотя многие в истории копались.

Я знаю наверняка только одно вдохновенное историческое произведение - Ветхий Завет. Там надо искать истоки "исторического".

Объективные исторические эпопеи почти неподъёмны. Я - за субъективный исторический подход в искусстве, в смысле: увидеть вот эту историю или её часть глазами одного героя, через его судьбу. Это принцип отражения - один из универсальнейших в искусстве.
Искусство, кино в частности - это зеркало.
В "Расколе" я этого совершенно пока не вижу. Буду смотреть далее.
558. иерей Александр Зайцев : 552 крестьянскому сыну
2011-10-17 в 23:58

Ну, если уж наши модераторы вас редактируют, значит заслужили. Священство здесь не при чём, я высказываю свою точку зрения как человек, тем более с кино некогда тесно связанный. А вот форумчане у нас часто цепляются за священный сан и всё не к месту.
Надо любить человека и уважать его мнение, тогда и с модераторами у вас проблем не будет.
И со священниками.
557. дезинфектор : Наталья Чернавская
2011-10-17 в 22:12

Мои-то дети любят и "Слово.." и былины. Но иногда им хочется представить себе ту жизнь с более близкого расстояния, не в героическом виде. Как там жили дети? как они учились?
556. Наталья Чернавская : крестьянскому сыну
2011-10-17 в 21:32

Разница в том, что отец Геннадий староверов не только по телевизору видел,в том числе и на Печору с нами ездил.
555. иерей Илья Мотыка : Крестьянскому сыну
2011-10-17 в 21:17

Наш разговор с вами беспредметный. В чем конкретно вас не устраивают мои комментарии?
554. Ева : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-17 в 20:55

"""Фильм "Раскол", на наш худой взгляд, можно использовать как тест на истинную православность и художественный вкус.
Не догоняешь? Значит, такой ты православный"""

Просто пять балов! Значит,если фильм в художественном смысле не понравился,а тема раскола не так однозначна,как ее показали в фильме,значит ты и вовсе не истинный православный и тест не прошел.
Логика убийственная,надеюсь модераторы не срежут))))
553. Писарь : 540.иерею Александру Зайцеву.
2011-10-17 в 19:05

Из нынешнего Назарета может-ли что быть доброе?
552. крестьянский сын : Может, хоть в этот раз, не срежут?
2011-10-17 в 18:59

Сколько ни пытался критиковать точку зрения священников<...> на РНЛ, - модераторы, как правило, безжалостно режут, как будто это маленькие дети, нуждающиеся в защите...
Кому от этого хуже? Вопрос на засыпку.

Фильм "Раскол", на наш худой взгляд, можно использовать как тест на истинную православность и художественный вкус.
Не догоняешь? Значит, такой ты православный...

Поскольку модераторы режут, попробуем так, совсем по простому:

Глубоко неправ иерей Александр Зайцев.
Глубоко неправ иерей Илья Мотыка.
А вот протоиерей Геннадий Беловолов, честь ему, прав на все сто!
551. Наталья Чернавская : Н. Ролле
2011-10-17 в 18:31

Боюсь, что предпочтения - дело не только вкуса, но и генов. Когда я впервые сознательно, то есть по свободному выбору, прочитала "Слово о полку Игореве" - похолодела("озябла") от восторга. Не помню, чтобы в школе мы его читали, возможно, настолько скучно "проходили", что ничего не запомнилось. Но у меня один погибший под Москвой дед - из Новгорода- Северского. Другой вопрос - кто и как преподаёт. Учителя сами не знают и не любят древнерусскую литературу и детям ничего дать не могут. Былины не литература, а фольклор, совсем другая песня. Я с удовольствием смотрю вместе с младшим "Князя Владимира", да и про богатырей тоже. В первом сюжет от фонаря, напридумали! Но зато ансамбль Покровского озвучивал, прекрасно поют! В Питере мне "Домострой" нравится, прекрасный фольклорный ансамбль, настоящие "народные" голоса, уверена, все дети с удовольствием будут их слушать. А к подделкам и фальши дети больше взрослых чувствительны, их не проведёшь. Вся проблема, как обычно, во взрослых. Поэтому все средства хороши для приобщения к родной старине(кроме розог), можно и с Чудиновой начинать, но человек, который никогда не держал в руках славянскую рукописную книгу (тот же Пролог, пусть бы и изданный-переизданный!), очень много потерял, столько же и больше, как не знать Троицу Рублёва или Покрова-на-Нерли, или Соловки с Валаамом ...
550. дезинфектор : Наталья Чернавская
2011-10-17 в 16:50

Книга Г.Михайлова "Нравственный образ истории" тоже мне показалась захватывающей. гораздо интереснее чем Гумилев.
549. дезинфектор : Наталья Чернавская
2011-10-17 в 15:55

Да. но у Чудиновой захватывающее чтение. А то получится. что о русском дети читают из чувства долга, а интересно им по-настоящему чужое прошлое - рыцари. Айвенго всякий... А богатыри, обмусоленные школой кажутся такими неинтересными...
Я неоднократно слышала такие жалобы. когда сама училась в школе - учителя удивлялись. почему детям интересны рыцари и индейцы, а Алешу Поповича приходится изучать под угрозой вызова родителей.
548. Наталья Чернавская : Н. Ролле
2011-10-17 в 13:52

По мне так у Чудиновой всё с неким перебором, стилизация, словом, для детей Чуковский лучше... Но на безрыбье и рак рыба. На белорусском мне у Таисы Бондар "Рагнеда" нравится, и картинки там красивые!
547. Наталья Чернавская : Н. Ролле
2011-10-17 в 12:08

Ну почему же никто не может? По-моему наоборот, всем давно понятно, что не стоили. Никон - он ведь вроде Гайдара, бросил народ в реформу, как в воду: выплывут или нет? Чтоб своим высоким заказчикам угодить, как они их интересы понимали...
546. Наталья Чернавская : дух времени
2011-10-17 в 12:02

Вот взял и написал казахский бард Ильяс Аутов "Песню о войне":
Проснулись все, кому спалось –
Над крышей что-то взорвалось.
Я распахнул свое окно и глянул вверх.
И тут мне сзади говорят:
«Ты посмотри! Опять бомбят».
А я в ответ: «Да, это ж просто фейерверк».
Кому в ответ? Кто говорил?
Ведь я один в квартире был.
Жена у матери. Давно, наверно, спит.
Я обернулся. Что за бред?
Передо мной стоял мой дед,
Мой дед, который в 45-м был убит.
Шинель, пилотка, ППШ…
А я стоял, едва дыша
И головой своей мотал, чтоб сон прогнать.
Но дед не думал уходить,
Он попросил воды испить,
Потом сказал: «Присядем, внук. Чего стоять?»
Напротив деда я сидел
И словно в зеркало глядел.
И дым махорки, незнакомый мне, вдыхал.
А он курил и говорил
Про то, где воевал, где был,
И как на Одере в него снаряд попал.
Тут его взгляд задумчив стал,
И дед надолго замолчал.
Потом вздохнул и произнес: «Скажи мне, внук,
Ты отчего же так живешь,
Как будто свой башмак жуешь,
Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?»
Я растерялся, но потом
Ему все вывалил гуртом:
Что современный человек – такая дрянь,
Что я ишачу на козла,
Что в людях совесть умерла,
И что отмыться им – не хватит в мире бань.
Я что-то там еще кричал,
Но тут кулак на стол упал -
Горящим, страшным взглядом дед меня сверлил.
«Тебе б со стороны взглянуть,
Мой внук, на жизни твоей суть,
И ты тогда б совсем не так заговорил.
Ты был талантлив, всех любил,
Но все в деньгах похоронил.
Искал разгадку смысла жизни, а теперь
Ты ищешь баб на стороне,
Забыл о сыне и жене.
И между миром и тобой стальная дверь.
Неужто ради ваших склок
За хлеб и зрелища мешок
Мы погибали под огнем фашистских крыс?
Эх, нету Гитлера на вас!
Тогда б вы поняли за час
Всю ценность жизни, ее прелесть, ее смысл.
Уже рассвет входил в мой дом,
И пели птицы за окном.
Солдат исчез, и я вдруг начал понимать:
В любом из нас сидит война, -
Не знаю, чья в этом вина, -
И надо жить, чтобы на ней не погибать".

Может прозвучать пафосно, но это написано не хуже, чем "На поле Куликовом". Звучит прекрасно и смотрится неплохо, в клипе два брата- близнеца деда и внука играют. Вот когда будет такое же отношение к более дальним предкам, как к погибшему на войне деду - пронзительного родства - тогда и получится хорошая книга или фильм по Древней Руси.
545. дезинфектор : Наталья Чернавская
2011-10-17 в 11:53

Моим детям понравилась "Гардарика" Е.Чудиновой.
544. дезинфектор : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-17 в 11:51

Да. старообрядцы впоследствии бывали и неправы.
Но никто не может объяснить - реформы, затеянные Никоном СТОИЛИ всех зверств и репрессий, которыми сопровождались?
543. Наталья Чернавская : отцу Александру
2011-10-17 в 11:41

Я не могу вспомнить ни одного адекватного фильма по русской истории до Петра."Рублёв" не в счёт, это отдельная "история". Не лучше и в литературе, не знаю, может я привередлива, но не впечатляют меня ни до революционные авторы, ни ...Дмитрий Балашов, например, а кто ещё писал про Древнюю Русь? Конечно, Лев Николаевич Гумилёв, и его книги почище романов будут( в том числе и по части вымысла), но это имя и выводит нас на верный путь: историки, да тот же Карамзин,писали интереснее, чем романисты, а всего интереснее сами летописи и прочие древнерусские сочинения читать.Почему так произошло - отчасти тот же "Раскол" и объясняет: полный отрыв от корней в светской культуре после раскола, в петровское время. Преодолевался он долго и трудно, слава Богу, ко времени революции русская культура уже осознала величайшую ценность древнерусской:письменных памятников, храмоздательства, икон, пения.Художник Грабарь,архитектор Барановский, филолог Лихачёв - эти и многие другие люди спасали и спасли наше великое достояние, те книги, храмы и иконы, без которых немыслимо сейчас представить себе наше прошлое. А для игрового кино нужна занимательная историческая беллетристика, которой нет и быть не может. Напрямую древнерусскую беллетристику экранизировать? Помню, даже "Князь Игорь" не вызывал у меня восторга, разве можно со "Словом о полку Игореве" его сравнить? При несомненном большом таланте Бородина и всей понятной оперной специфике.Вот Блок, "На поле Куликовом" - точное попадание, прорыв, передан дух "Слова" и Задонщины. Ну и как это экранизировать? Остаётся пейзажами с костюмами любоваться... Да вот вспомнила сейчас Татьяну Миронову "Необычайное путешествие в Древнюю Русь". Это учебник церковно-славянского для детей, написанный как увлекательная повесть. Двое современных мальчишек попадают через дыру во времени в Новгород ко князю Александру Невскому, и от того, насколько быстро освоятся они там и языком овладеют, зависит не только их собственная судьба... Написано увлекательно, дети слушают прекрасно, мы даже играли в эту историю в полевом лагере, так же грамоты на бересте писали и искали по ним клад: кто правильно прочтёт, тот и найдёт! Просто просится на экран в том числе и как учебный материал для преподавателей не только церковно-славянского, но и родной истории, да кто же это финансировать и снимать будет?
542. Наталья Чернавская : отцу Александру
2011-10-17 в 10:31

Первые серии нудные, такое ощущение, что авторы долго раскачивались. Посмотрите последнюю, может, лучше покажется. Хотя и последняя с длиннотами. У Шахматова можно посмотреть, в какой серии боярыня Морозова с сестрой в яме умирают, это один из ключевых моментов. Аввакум в Сибири - красиво снято, как плывут по реке,хоть и в Карелии.Вообще же лучшее в фильме, несмотря на исторические ляпы - работа художников и оператора, развитие действия(сценарий) и соответственно режиссёр с актёрами не дотягивают до их уровня. Там какая-то камера уникальная, равная по качеству киноплёнке, места съёмок почти везде не соответствуют историческим, но снято прекрасно, те же Ферапонтово с Кирилловым.В общем, за большие деньги можно камеру хорошую достать и красиво снять красивые места и костюмы, но "не продаётся вдохновенье"...
541. : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-17 в 10:01

В фильме главное - Истина о кровавом расколе,то есть повествование для спасения душ, а не наращивания толстых пуз.
540. иерей Александр Зайцев : Два слова о фильме.
2011-10-17 в 09:26

Я всё же добрался до "Раскола", посмотрел две первых серии.
Разочарован. Откуда эти похвалы фильму?
Кино очень слабое. Чтобы говорить о исторической стороне надо увидеть весь фильм, но профессиональная сторона проявилась сполна.
Ни одного образа не создано впечатлительно. Нет ни одной серьёзной и кропотливой,богатой нюансами, актёрской работы. Скорее, наоборот, - постановка напоминает костюмированную самодеятельность.
Все диалоги и монологи звучат фальшиво, не естественно - как читанные, а не живые.
2 часа материала просмотрел - и вспомнить нечего, кроме икон вначале 2-й серии.
А главное, нет желания смотреть далее.
Пресность и бездарность.
539. Наталья Чернавская : Писарю
2011-10-16 в 21:44

Спасибо за рассказ.
538. Писарь : 532.Наталие Чернавской.
2011-10-16 в 10:25

Ув.Наталия Чернавская.
Безусловно,Вы правы. Пример очень важен. В этом,согласно Апостолу,вся философия Христианства. "Во всем подражать Христу".
И не путать проповедеь с пропагандой.
Во время войны,в самом ее начале, немцы,на оккупированной территории,в Малоросии,в одном из населенных пунктов,разрешили открыть Церковь. Разыскали батюшку и "повелели" служить. "Фюрер устанавливает власть надолго. Тысячелетний рейх.
Нам не нужно,чтобы Вы молились за победу германского оружия. Бог и так с нами. Нам не нужно,чтобы Вы снабжали нас информацией.
У нас хватает информаторов и без Вас. Научите свою паству покорности властям. Ради самой паствы. Покорность,покорность и еще раз покорность. Отвечаете головой".
Батюшка начал служить,по окончании Литургии,как и положено,произносил проповеди. Ни одного слова нецерковного. Вообще. Самые обычные проповеди,что слышал всякий человек не раз. Внешности батюшка был совершенно обыкновенной,голос имел тоже,не громоподобный. Немцы слушали,слушали,да взяли и расстреляли батюшку,потому что поняли. А как поняли-испугались. Полагаю так,что Бога испугались. Вот какова Сила Слова.
Попробуйте это выразить на экране,объяснить людям,во всей полноте,да так,чтобы до самых печенок дошло. За что,чем же так опасен был властям тихий священник,что и допрашивать не стали,а чего допрашивать и так все ясно-пострашнее партизан выходит.
537. Лидия Александрова : 531. иерей Илья Мотыка :
2011-10-16 в 00:50

Вот где правильно-то все сказано. Присоединяюсь.
536. Наталья Чернавская : о.Илье Мотыке
2011-10-15 в 22:14

Я не в претензии, напротив, благодарна Вам за то, что раззадорили. Вот, отыскала в закромах свои полевые экспедиционные дневники, мы обязана были их вести. С интересом прочитала и собираюсь набрать и выложить в сети, там по свежим следам сделанные хорошие зарисовки о стариках-староверах.
535. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-15 в 19:33

Мне самому неприятно было писать собственные комментарии. Так как хорошо знаю, что бюрократические системы безжалостны к живым людям. Ломают кости и тело. Это касается и монархий в том числе и православных. В данном плане они мало чем отличаются от советской и какой либо другой.
534. иерей Илья Мотыка : Наталье Чернавской
2011-10-15 в 19:28

Спасибо за материалы и рассказы было очень интересно и поучительно.
533. Наталья Чернавская : о.Илье Мотыке
2011-10-15 в 16:54

"Будете совершать поклеп на нашу церковь продолжать приведу огромный список кровавых безобразий осуществленных старообрядцами". Тире, кстати, между глаголами должно быть.Обращаю Ваше внимание на то, что раздел "Гонения" из статьи "Две правды" написан журналистом православной газеты "Вера" В. Григоряном. Вот А.В. Шахматов не выдержал уже,не вынесла душа поэта позора мелочных обид. Перед Вами я с подкреплением (Григоряном) осталась, православная мирянка, не нужно меня жечь (слава Богу,глаголом) и гранатами пересказов забрасывать. Чего проще: "поклёп", далее цитата из моих постов, далее - Ваше опровержение. Ещё раз ссылка на статью Григоряна. Там в газете тоже форум, кстати, есть. http://www.rusvera.m...zha.ru/378/9.htmhttp://http://www.rusvera.mrezha.ru/379/9.htm
532. Наталья Чернавская : Писарю
2011-10-15 в 16:19

Вы правы. Добавлю только, что главная сложность у меня, как редактора, была: поиск праведников и получение их согласия на съёмки. Священники и особенно священноначалие снимаются с удовольствием, но зрителям не только поучения нужны. Важнее пример. Не всех удалось уговорить, да я и не особенно настойчивая, понимаю, почему отказываются. Всё-таки сняла одного кочегара, Ложкина,сына лагерного охранника, отца 4-х детей, который один сохранил последнее лагерное кладбище в Абези и ухаживает на нём за могилами зэков. Среди которых философ Карсавин, Пунин, муж Ахматовой и прочие известные в русской культуре и истории люди. Теперь там строится храм и бывает священник из Инты.
http://forum-slovo.r...dex.php?topic=646.0
http://kuraev.ru/ind...?option=com_smf&;Itemid=63&topic=153764.msg2830646
И старушку одну из Кажима, у которой и муж-инвалид на руках был, и внучата, но она взяла на себя ещё и попечение вот об этом чудном храме http://sobory.ru/art...ex.html?object=13129, восстанавливала его одна поначалу, то есть одна пороги начальников обивала, искала деньги и людей, чтобы совсем он не рухнул, там аварийное было положение.Вот, стоит до сих пор, хотя, судя по фото, не восстановили его до сих пор,а Зое Александровне уже не хотят ножки служить. Поиск праведников не я придумала, вот, Лесков тоже искал, и весьма душеспасительное это занятие. Я не только этих двоих снимала, но они больше помнятся, как две самых ярких звёздочки в ночном небе...
531. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-15 в 01:02

И рука в руку с императорами и князьями во всем этом безобразии участвовали и епископы. Иногда епископы бесчинствовали и сами по себе. Помните "Повесть о Митяе". Нареченный митрополит Киевский и всея Руси Дмитрий, духовник Дмитрия Донского преследовал зверски людей, которые не признавали его власть. Автор называет его исполненным злобы и отнюдь не еретиком. Никто никогда не называл еретичкой императрицу Евдокию, преследующую святителя Иоанна Златоуста.
И все духовенство молилось за любые власти иноверческие, языческие, еретические.
Наши друзья старообрядцы стали называть нас еретиками. Даже раньше того как были лишены сана первые раскольники. А Соловецкая братия перестала молиться за царя за несколько лет до первых казней раскольников. Да и арест боярыни Морозовой произошел не за веру, не за старый обряд, а за отказ считаться прерогативами царской власти. Что присутствие на царской свадьбе было отречением от Христа? Её кто то при этом принуждал к новому обряду? Нет. Она просто грубо выслала царского посланника с приглашением на свадьбу. За такую выходку казнили бы не только Романовы, но и Рюриковичи. Это обычный политический мятеж.
Будете совершать поклеп на нашу церковь продолжать приведу огромный список кровавых безобразий осуществленных старообрядцами. От булавинского восстания, пугачевщины и террористических актов и финансирования революционной пропаганды в начале 20 в. Да и особых симпатий к старообрядцам не прибавит первая серия фильма "Михайло Ломоносов".
530. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-14 в 23:15

С того времени как Константин Великий сослал в ссылку вождей донантисткого раскола, многие византийские императоры ссылали и казнили многих верующих как православных, так и еретиков. То их называли за это злодеями и убийцами, а не еретиками. Их называли еретиками за религиозные взгляды, не за убийства верующих. Но в любом случае за императоров молились и за язычников и еретиков.
И русские князья казнили и волхвов и еретиков. Принуждали ко крещению татар и мор
529. Писарь : 525.Натали Чернавской.
2011-10-14 в 23:12

Ув.Наталия Чернавская.

Спасибо за ответ.
Я немного о другом.
Дух выразить невозможно,ни художественными средствами,ни,извините,документальными.

А что возможно?
Плоды.
Как древо познается по плодам,так по плодам можно судить о духе.
От какого древа(духа)плоды,иногда,Вы правы,видно и внешне.
Даже если человек просто стоит перед камерой.
Вот здесь,для изобразительного искусства-открывается самое широкое поле деятельности,только Дай Бог таланту.
Однако всегда необходимо соблюдать одно условие и это категорический императив.
Строго держаться Истины,исторической в том числе,фактов.
Не отклоняясь.
Для того,необходимо обладать "духовной интуицией"(Архимандрит Рафаил(Карелин)или более привычно-"даром различения духов",что в свою очередь,позволит сохранить интуицию историческую,позволит избежать,как натурализма,так и сантиментов.

Иными словами,позволит точно передать дух времени,при том,не ставя себе это целью.
Иначе ничего не получится.
Это должно возникнуть само.
Когда прямо в зрительном зале произрастет(незримо) то древо,от которого плоды,возникнет дух,которым пропитано всякое время.
Дух "мiра сего",который необходимо,по словам Св.Игнатия Брянчанинова,изучать,дабы отвратиться от него.
Как возникнет?
Тайна сия велика есть.
Каждый почувствует,вне зависимости от познаний в истории, и тотчас признает этот дух,выйдя на улицу-ни с чем не спутаешь,смрад на всю вселенную.
Просто у людей заложило нос.
Вот и не чувствуют.
Да только такое кино никому не нужно...кроме зрителя.
528. Наталья Чернавская : вот тут крюковая рукопись есть!
2011-10-14 в 22:46

527. Наталья Чернавская : о.Илье Мотыке
2011-10-14 в 22:40

Издаются. Но на славянском, особенно как положено, кириллицей набранные, простые чудесные истории из Пролога звучат и воспринимаются совершенно иначе. Являются прекрасным пособием для научения детей, да и взрослых, церковно-славянскому языку. Попросту радуют глаз и слух. Именно про кириллические книги сказал летописец: Книги суть реки напояющие вселенную. Даже между советской и дореволюционной орфографией - дистанция огромного размера, как только я это осознала - выучила корни с ятем, крестообразной буквой, и от руки пишу только в старой орфографии. Что уж говорить о благословенной кириллице и кириллических книгах - разве можно сравнить их с набранными куцей советской азбукой!
526. иерей Илья Мотыка : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-14 в 17:40

Очень много святоотеческой литературы в том числе прологи с поучениями издаются на русском языке.
525. Наталья Чернавская : Писарю
2011-10-14 в 17:34

Я довольно долго работала редактором православных программ на тв. Ничего фатального в тв нет, важно, кого перед камерой поставить, если духовного человека - это и на экране будет видно. Главное, не испортить всё морализаторством. Это в документальном кино, про художественное - не знаю. К сожалению, в сети моих работ нет, спасибо В.Е. Дёмину, сохранившему, и Соловецкому монастырю, распространяющему мой старый -1995 года - фильм о Соловках "Краешек света". Недавно здесь была хорошая статья В.Е. "Кино как возможность любви" с прекрасной иллюстрацией - документальным фильмом Дёминых "Письма о любви". Исторические "живые" фильмы лучше компьютерной анимации, мне доводилось в храмах видеть такие диски по русской истории. "Раскол" самим староверам, несмотря на все исторические огрехи, присочинённые эпизоды с голыми попами и прочие недоразумения скорее понравился, по одной причине - "доброе слово и кошке приятно", фильм не безнадёжен, перемонтировать, вырезать всю крамолу - и будет пособие для тех, кто неравнодушен к своей истории. А присутствие или отсутствие благодати пленка, или что там сейчас носителем выступает, не передаст, увы. Хотя порой вызывают благоговение кадры со святыми, теми же Царственными страстотерпцами. Не всё так просто, как вы пишите, вот многие староверы как раз никогда кино не смотрели, не думаю, что им это как-то особенно повредило или принесло пользу. То есть пользу принесло, конечно: ясная память, незамутнённое чужими картинками воображение. Но я вот, например, жалею, что не имела возможности снять своих знакомцев, ушли они, может и нету больше таких...
524. Наталья Чернавская : поправка про славянский Пролог
2011-10-14 в 17:12

Издали БЫ - вот была бы красота, сколько там занимательных и поучительных историй, душеполезное чтение на каждый день года, так ведь не издают!
523. Писарь : 159.Наталие Чернавской.
2011-10-14 в 16:14

Ув.Наталия Чернавская.

Примите взаимные поздравления с Праздником.
Попробую сформулировать проблему,как ее понимаю сам.
Можно-ли художественными средствами,в частности-кино,выразить Дух,конкретно-Дух старообрядчества?
Полагаю-нет.
В принципе.
Допустим-возможно.
Для кого?
Для духовного,но духовный никогда не станет снимать кино,не потеряв при том,духовности.
Это противоречие и оно неразрешимо.
Не следует и пытаться.
Ничего,кроме вреда.
И себе и людям.
Каждому,действительно-свое.
Еще раз с Праздником.
522. Писарь : 517.Шахматову А.В.
2011-10-14 в 14:42

Ув.Шахматов А.В.
Примите,соблаговолите не отвергнуть,мои персональные поздравления с Праздником.
Так же прошу меня простить,если был резок.
Если был,то уверяю Вас,не со зла.
С Праздником.
521. Писарь : 516.Еве
2011-10-14 в 14:37

Взаимно.
520. Наталья Чернавская : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-14 в 14:20

Добавлю, что, очевидно, я единственная в своём по обоим родителям крестьянском роду, получившая христианское образование, да и то, как только обучение в Свято-Тихоновском институте стало мне не по карману - пришлось оставить, благо, до этого был ещё университет. Много в разных местах преподавала я церковно-славянский детям, и всегда сталкивалась с одной и той же проблемой:отсутствием книг для чтения. Да, есть Псалтирь с Евангелиями, (Апостол и прочие библейские тексты не воспринимают ново-начальные по-славянски), и до революции по ним учили детей в цпш. Но я-то знаю, что есть и масса четьих славянских книг, хоть бы Пролог тот же издала МП славянский массовым тиражом. Его издавали, кажется, но даже мне он на глаза не попадался, знаю по слухам. В среднестатистическом православном храме нету книг для чтения на славянском языке! Чего ж удивляться потом, что люди не понимают службу, для этого нужно дома по-славянски читать!Вот чему нужно учиться у староверов!
519. Наталья Чернавская : Писарю и о. Илие
2011-10-14 в 13:28

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Вижу, что вы меня не поняли, очевидно, в силу недосказанности, или, напротив, лишнее ляпнула, поэтому ещё раз. Мне хотелось бы писать и рассуждать только о том, что я видела собственными глазами и имею в своём опыте, может быть, не совсем типичном. Обе мои бабушки, родившиеся до революции и получившие начальное образование в цпш, умели кое-как писать и читать. То есть читали неплохо, писали хуже, как Бог на душу положит корявым не то полууставом, не то скорописью. Оба деда, вероятно, грамотнее были, но я их не знала - война!Бабушки не делали попыток передать свою веру детям и внукам, единственное исключение - крещение, да и то с оговорками. Детей крестили уже после войны, довольно большими, а внуков и вовсе не крестили, мой крещёный отец был коммунист и не разрешил, так что мы с братом самостоятельно к вере пришли, каждый по своему,чему бабушки, конечно, были рады. Первые верующие люди в моей жизни были староверы, и за 20 лет в МП я нисколько в них не разочаровалась. Староверы-беспоповцы не только грамотнее моих православных бабушек были, но и образ жизни у них был другой:пост, молитва, и прочие благочестивые и благообразные обычаи, не только сарафаны да бороды, но Златоуст вместо "Правды", да прп. Ефрем Сирин вместо телевизора. Было и общее: простота и сердечность. Я не выясняла с пристрастием, кто и когда отучил моих бабушек так жить, не держать пост и правило, мне и так это было ясно. Оба прадеда умерли в начале 30-х, один от голода на Украине, другой по болезни в Беларуси. Обе прабабки дожили до войны и были не многим грамотнее бабушек. Так что при чём тут Мельников и прочие книжные описания, я просто свидетельствую, что мои православные предки были полу-грамотны, не сравнить со староверами, где без всяких цпш просто всё происходило: всякий Великий пост был ещё и временем учения, всех детей обучали грамоте на дому, или к себе приглашали учителя, или детей к нему отдавали. А что читать - благо, в каждом доме было. И в советское время, кстати, так же, за что многие пострадали(за то, что не отдавали детей в советские школы). Мне этот их опыт очень помог в личной жизни, было с кого брать пример, и моя старшая дочь не ходила в старших классах в школу, закончила экстерном и в 15 лет поступила в архитектурный. Поэтому ничего хульного я о них никогда не скажу, а только о положительном опыте самостояния в вере и сохранения культуры и при царях, и при большевиках. А поскольку Царя-мученика староверы почитают, разделять я их не собираюсь. Здесь не так много староверов, А.В. Шахматов один, но он, как товарищ Сухов, "один целого взвода или даже роты стоит". А я только свидетельствую, что можно и пребывая в МП, староверов уважать и любить - кажется, объяснила, за что. О правоте Никона и заблуждениях староверов НИКАКОГО желания беседовать у меня нет, "есть тьма охотников, я не из их числа". Добавлю только, что почитание святых и сакрализация царской власти - не одно и то же, искренно любя и почитая Царя-мученика, царя Алексея Михайловича я за раскол церкви не люблю, тот же патриарх Никон всего лишь орудием его был. К числу ненавидящих его за присоединение к Москве белорусских националистов я не отношусь, не выстоять было православию без Москвы, но за ополячивание русской жизни, театры вместо благочестия - не люблю, так что с театрами - это к нему, а не ко мне. Равно как и с "благодарностями" за то, что мои православные предки лишены были христианского образования. Отец Геннадий, равно как и создатели фильма, к ним(царю и Никону) благосклонны, вплоть до того, что внешне царя приукрасили до неузнаваемости - дело хозяйское, всё равно, как остроумно выразился один нездешний форумчанин, "фильм убрали с первого канала, чтобы не было массового притока в старообрядцы", то есть на чьей стороне народные симпатии - всем очевидно!
518. Наталья Чернавская : Еве
2011-10-14 в 12:36

Взаимно!
517. : Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории
2011-10-14 в 08:59

ВСЕХ С ПОКРОВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! Ухожу -потому, что начался балаган, то есть глумление над душеспасительной темой. Прошу простить меня- если кого обидел.
516. Ева : 507.Еве."Да да,нет нет-не получится".
2011-10-14 в 05:23

Благодарю за краткость.Вопросов больше нет.
С Праздником Вас!
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме